Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:49, контрольная работа
Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и его отношение к Космосу. По мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренческим окрашена. Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии.
Ведение ………………………………………………………………………….…3
1. Понятие бытия и материи и их философское значение……………………4
2. Развитие представлений о материи в истории философии и естествознания……………………………………………………………………………8
3. Современные представления о материи……………………………….……..16
Заключение…………………………………………………………………….….22
Список литературы:………………………………………………………………23
Близки к объективно идеалистическим воззрениям религиозные концепции. В них отмечается, что существа (живые и неживые) имеют свое бытие от Бога-отца. Но Бог-отец превышает сущность и силой и достоинством. Отсюда, и вечный для религиозно-философской концепции бытия вопрос: отождествить ли бога с бытием или поставить его выше бытия? И это притом, что все-таки главным ориентиром для теологов был и есть догмат: "Аз есмь Сущий".
Но то, что было ясно для теологии, создало логические трудности для философии. Одни ее представители, признавая Бога-отца, отводили ему роль прабытия, которое творит мир, а носителем бытия выступает Бог-сын (Иисус Христос как бого-человек). Другие, пытаясь выйти из религии в науку (Фома Аквинский и представители томизма) вводят понятия сущности и существования как характеристик бытия. Только в Боге сущность и существование совпадают. Человек же состоит из двух бытийных субстанций, начал: сущности и существования. Душа дает существование телу, но сама получает существование от Бога.
Старания современных неотомистов направлены на то, чтобы "увязать" свое учение о сущности мира с современным естествознанием: тело "физически состоит из частиц, имеющих атомную и энергетическую структуру; метафизически оно состоит из первой материи и субстанциональной формы. Это две структуры, которые не исключают, а дополняют друг друга" (Р. Мази).
Представители субъективного идеализма высказывают весьма противоречивые суждения в понимании материи. Одни "разрешают" вопрос о сущности мира путем отождествления предметов (и мира в целом) с ощущениями или мыслями об этих предметах. Так, согласно идеям Дж. Беркли, "существовать – значит быть воспринимаемым", "...что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств?..., а что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения? Для меня совершенно непонятно, как можно говорить об абсолютном существовании вещей без их отношения к тому, что их кто-то воспринимал?"
Во взглядах Беркли ярко выражено отношение субъективного идеализма к понятию материя. Поскольку понимание материи как совокупности объективно, реально существующих чувственных объектов было в ХVIII в. широко распространено, Беркли ополчился против самого этого понятия. Он отвергал это понятие под тем предлогом, что не надо "удваивать мир": вещи существуют лишь постольку, поскольку их воспринимает сознание.
Соответственно времени и достижениям науки, в начале ХХ в. концепцию Беркли продолжил австрийский физик Э. Мах, заявив, что мир состоит из элементов. Он понимал под "элементами" не химические свойства вещей и предметов, а, например, красное, зеленое, теплое, холодное и т.п., то есть ни что иное, как ощущения; мир оказывался состоящим из комплексов ощущений.
В ХХ в. сходные воззрения на сущность и основу мира оформляются иным образом: различаются такие свойства тел, относительно которых восприятия дают прямые свидетельства, и такие, которые непосредственно чувствами восприняты быть не могут. Так рассуждал Б. Рассел. Первые он отождествлял с восприятиями и называл психическими: "то, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое "видением солнца", есть не солнце, а психическое событие во мне". Но как быть с научным представлением о Солнце? Для Рассела Солнце есть одновременно и физический объект, и научное знание о нем. Различие между психическим и физическим в том, что первое есть "непосредственно данное" явление, а физическое явление либо вообще нам неизвестно, либо познается через выводы. В конце концов, различие между духом и материей оказывается несущественным.
2. Развитие представлений о материи в истории философии и естествознания
В античной философии под материей понималось первовещество, из которого возникают и во что превращаются все вещи (лат. - вещество, материал). Таким ее началом Фалес считал воду, Анаксимен воздух, Гераклит огонь. Анаксимандр пришел к выводу, что первоначалом не может быть одна из существующих «стихий» или их сочетания; им является гипотетическое неопределенное вещество - апейрон. Другой древнегреческий философ Анаксагор полагал, что бытие состоит из бесконечно разнообразных вечных и неизменных «семян вещей» гомеомерий. В учении античных атомистов (Левкипп, Демокрит) все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек - атомов и пустоты. Атомистическая картина мира, сформировавшаяся еще в IV в. до н.э. и просуществовавшая до конца XIX в., основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенного вечными неизменными свойствами: протяженностью, непроницаемостью, постоянством массы, тяжестью, перемещением и др. Эта гипотеза, предвосхитившая естественно-научное представление о строении материи, объясняла бесконечное многообразие мира из единого материального начала, лежащего в основе материального и духовного мира (душа, по Демокриту, также состоит из атомов). По их мнению, первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. Это понимание материи послужило основой для формирования ряда научных теорий и открытия законов природы, в том числе молекулярно-кинетической теории теплоты, закона всемирного тяготения, основных законов динамики, закона сохранения вещества, периодической системы элементов. Вместе с тем атомистическое учение не раскрывало в полной мере понятия материи. В настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и представляют лишь частицы вещества.
Но на рубеже XIX-XX вв. в понимании материи был совершен переворот, вызванный рядом научных открытий. В 1869 г. были открыты катодные лучи, которые стали рассматриваться как поток отрицательно заряженных частиц почти в 2000 раз легче атома водорода. В результате была выдвинута гипотеза о существовании атома электричества электрона. В 1897 г. электрон был открыт. Он был обнаружен не только в катодных лучах, но также в тепловых и световых излучениях, в химических процессах.
Исследование электрона показало, что его масса не является постоянной, она зависит от скорости его движения. Физики были вынуждены пересмотреть механическое понятие массы и заменить его понятием электромагнитной массы. Рухнуло представление об одном «неизменном» свойстве материи постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частица, а как энергия (сгусток электричества). Исследование катодных лучей привело к открытию К. Рентгеном лучей X, названных затем его именем. Эти лучи, воспринимаемые глазом, обладают свойством проникать через прозрачные тела и действовать на фотографическую пластинку. В 1896 г. А.А. Беккерель также открыл лучи, проникающие через непрозрачные предметы. Эти лучи самопроизвольно испускались некоторыми веществами. Открытие этого явления, впоследствии названного радиоактивностью, имело исключительно важное значение. Через некоторое время супруги Мария и Клод Кюри открывают радий одно из замечательных радиоактивных веществ. Эти открытия подорвали представление о другом неизменном свойстве материи непроницаемости. Кроме того, в свойстве радиоактивности -- постоянно испускать энергию некоторые физики увидели крушение принципа хранения материи: материя превращается в энергию. Были сделаны и другие открытия.
Этот, по словам французского физика Пуанкаре, «всеобщий разгром принципов» Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. - М.: Владос, 1998. привел к тому, что многие ученые пришли к отрицанию материи (материя исчезла, осталась только энергия), к признанию энергии единственной основой мира, его субстанцией. В начале XX в. в книге «Энергия и ее превращения» немецкий физик и химик В. Оствальд писал: «...Мы можем принять энергию за совершенный аналог весомой материи и имеем право назвать ее субстанцией» Там же.
Эта точка зрения была поддержана и в более позднее время рядом крупных физиков. В книге «Философские проблемы атомной физики» (1953) один из создателей квантовой механики Гейзенберг писал: «Мы теперь знаем то, что надеялись найти еще древние греки, а именно, что действительно существует только одна субстанция, из которой и состоит все существующее. Если давать этой субстанции наименование, то ее можно назвать не иначе, как «энергия»1. Кризис физики имел своей основой механистическую картину мира и метафизический подход к объяснению его явлений. С точки зрения диалектики философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строении и свойствах. Эти представления меняются, и будут меняться вместе с развитием науки. Современная физика, проникая вглубь материи, добилась крупных успехов. Она открыла множество элементарных частиц, исследовала их свойства и специфику взаимодействия. Формируется новая картина строения материи. Но это вовсе не означает изменений ее философского понятия.
Выступив с критикой «физического идеализма» в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908), Ленин сформулировал философское понятие материи. Опираясь на идеи французских материалистов, он выделил единственное ее свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания»2. Развернутое философское определение, данное в ленинской работе, сформулировано следующим образом: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
Это определение материи является наиболее полным, отвечающим не только современному уровню развития науки, но и будущим ее прорывам в область неизведанного. В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием водой, воздухом, огнем, с ее пониманием как вещества, состоящего из атомов, элементарных частиц и т.п., оно не связано с представлениями о ее «неизменных свойствах». Это широкое философское понятие, охватывающее всю объективную реальность. Вместе с тем, и это мне хотелось бы подчеркнуть, данное определение гносеологическое, на чем настаивал Ленин. Оно построено на противопоставлении материального и идеального, материи и сознания. В онтологическом смысле материя представляет собой единственную субстанцию, причину самой себя. Она несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Принцип несотворимости и неуничтожимости реализуется в многочисленных законах сохранения. Вечность во времени и бесконечность в пространстве означает, что материя никогда не имела начала во времени и пространстве, и не будет иметь конца. Движение, пространство, время, системность и самоорганизация, а также сознание являются ее свойствами. Сущность этих свойств будет раскрыта мною ниже. Пока же отмечу, что свойства материи находятся в неразрывной диалектической взаимосвязи. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Таким образом, проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи. Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные вещи окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая.
Материя как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).
Но важнейшими ее свойствами, ее формами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Движением также называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.
К важнейшим атрибутам движущейся материи относятся пространство и время. Однако к такому их пониманию философия и естествознание пришли не сразу. Античные атомисты считали, что все состоит из материальных частиц атомов и пустого пространства. Ньютон рассматривал пространство и время в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения; они, по его представлениям, есть «вместилища», в которых расположены различные тела и происходят события. Абсолютное пространство, по мнению Ньютона, это ящик без стенок, а абсолютное время пустой поток длительности, поглощающий все события.
Согласно взглядам объективных идеалистов, пространство и время, существуя объективно, являются производными от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. Таковы взгляды Платона, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, неотомистов и некоторых других философов. Так, в учении Гегеля пространство и время есть результат саморазвивающейся абсолютной идеи. Он писал: «Идея, дух стоит выше времени, потому что таковой составляет понятие самого времени. Дух вечен, существует в себе и для себя, не увлекается потоком времени, потому что он не теряет себя в одной стороне процесса»
В субъективно-идеалистической философии пространство и время рассматривают как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Данной точки зрения придерживались Беркли, Юм, Мах, Авенариус и др. Близка к этим взглядам и концепция И. Канта. Он утверждал, что пространство и время суть чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что они не являются свойствами самих вещей, а даны до всякого опыта (априорно), являются формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве и времени, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве и времени реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, «проецировать» на действительность. Таким образом, концепция Канта и его последователей отрицает объективное существование пространства и времени. По Канту, «вещи в себе» непространственны и невременны.3
Информация о работе Понятие бытия и материи и их философское значение