Особенности и главные черты немецкой классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

Философия - (др.-греч. φιλοσοφία - любовь к мудрости, от φιλέω - люблю и σοφία - мудрость) - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-4
1. Особенности и главные черты немецкой классической философии...5-7
2.Выдающиеся представители немецкой философии: Гносеологические и этические проблемы в философии Канта…………………………………..8-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 46.08 Кб (Скачать документ)
  1. Что я могу знать?     
  2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать?     
  3. На что я могу надеяться?

Кант начал писать свои философские произведения после 55-летнего возраста. До этого времени он глубоко изучил взгляды  своих философских предшественников. Особое влияние на него оказало творчество Декарта, Юма и учение Лейбнице-Вольфианской школы, безраздельно господствовавшей в то время во всех университетах  Западной Европы. В результате он пришёл к необходимости дать свой ответ на актуальные в то время проблемы философских знаний. Такой проблемой, по мнению Канта, была, прежде всего, теория познания.

Кант считает, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы  с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы;  а второй – в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. «Доныне полагали, - пишет он, -  что всё наше познание должно соответствовать предметам ... Быть может, стоит поэтому попытаться, не выполним ли мы задачу метафизики лучше, если предположим, что предметы должны соответствовать нашему познанию».    

Итак, исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания, сознание человека и его возможности.

Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только  "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" (“вещь  в себе", "Ding an sich", -  то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных  восприятий).

«Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе (исключительно посредством чистого рассудка), не заключает в себе никакого противоречия, так как о чувственности нельзя утверждать, она единственно возможный способ созерцания. Далее, это понятие необходимо для того, чтобы не распространять чувственных созерцаний на сферу вещей в себе, следовательно, чтобы ограничить объективную  значимость чувственного познания (ведь все остальное, на что не распространяется чувственное созерцание, называется ноуменами именно для того, чтобы показать, что область чувственного познания простирается не на все, что мыслится рассудком). Но, в конце концов, все же возможность таких ноуменов усмотреть нельзя и вне сферы явлений все остается для нас пустым, иными словами, мы имеем рассудок, проблематически простирающийся далее сферы явлений, но у нас нет такого созерцания, и мы даже не можем составить себе понятие о таком возможном созерцании, благодаря которому предметы могли бы быть даны нм вне сферы чувственности, а рассудок можно было бы  ассерторически за ее пределами. Следовательно, понятие ноумена есть только демаркационное понятие, служащее для ограничения притязаний чувственности и потому имеющее только негативное применение. Однако оно не вымышлено произвольно, а связано с ограничением чувственности, хотя и не может установить ничего положительного вне сферы ее».

Познание, по Канту,  проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане  Кант полностью  разделяет взгляды Давида Юма), а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания.  

Следующей, второй, ступенью нашего познания является познание рациональное. Они выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. На уровне предыдущего, чувственного созерцания, человек имеет дело с чувствами, благодаря которым в сознании человека образуются представления, другими словами, - конкретно-чувственные образы предметов и явлений. А рациональное познание совершается не при помощи чувств, а уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данный момент чувственного восприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ: "Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй - способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлениям (как одно лишь определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцания без понятий не могут дать знание...  Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой".

   Каким же образом рассудок из накопленных  чувственным созерцанием представлений  "добывает" знание сущности предметов и явлений? Кант считает, что это совершается благодаря врожденным особенностям рассудка. Эти врождённые особенности он назвал априорными для рассудка. Последние, по мысли философа, не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, а заложены в рассудке априорно. Эти априорно врожденные человеческому рассудку элементы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами -  всеобщими и необходимыми категориями  научного мышления. Таких категорий, по мнению Канта, 12, которые объединяются между собой в  четыре группы:

- категории Количества (единичного, всеобщего и особенного),

-  категории Качества (наличия, отсутствия и ограничения),

- категории Отношения (субстанции/акциденции, причины/следствия, взаимодействия),

- категории Модальности (возможность/невозможность, существования/несуществования, необходимость или случайность).

Если говорить на уровне чувственного созерцания, то категории чистого рассудка, по Канту, "обнаруживают" в наших чувственных представлениях те или иные признаки, определенным образом "сортируют " эти признаки и уже   по априорным критериям "связывают" между собой наши представления и понятия. В результате это становится возможным наше логическое (рассудочное) мышление. Если бы этих априорных категорий чистого рассудка у нас не было, то не было бы и логического, рассудочного, мышления, не было бы и никакого познания.

Кантовские категории чистого разума сыграли большую роль в развитии не только философской мысли, но и в развитии интеллектуальной культуры вообще. Прежде всего, следует подчеркнуть, что учением об априорности чистого разума Кант положил плодотворное начало развитию категорий всей немецкой классической философии, вершина категориального аппарата которой достигнута в философии Гегеля. Сам Кант уже определил основную группу категорий философского мышления, указал на диалектическое противоречие/взаимозависимость этих категорий внутри каждой из их четырех групп. В работах Канта уже просматривается гегелевский подход к рассмотрению диалектики развития природы, мышления и общества: тезис (единичное, наличие, возможность...) - антитеза (множественное, отсутствие, невозможность...) - синтез (всеобщность, взаимодействие...). Это - во-первых. А во-вторых,  категории чистого рассудка положены в основу кантианской логики, сторонники которой плодотворно разрабатывают ее, кантианскую логику, и в наши дни.  

Поскольку теоретический «чистый» разум потерпел фиаско в своих  опытах постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно  -   уповать  на «практический разум», под которым философ понимал учение  о  нравственности, этику. По его мнению, в  области  нравственности  человек  уже  не  подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой  в  сфере  явлений.

Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е.  приобщен  к  миру вещей в себе.

Кант устанавливает между теоретическим и практическим  разумом отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.     

Под  практикой  Кант   понимал  не  реальную  деятельность,   а   сферу применения нравственных оценок поступков людей. В основе любых  нравственных оценок  лежит   категорический  императив  – основной  закон  этики  Канта.

Императив  - есть  форма  повелений,  связанная  с   категорией   должного. Категорическим императивом философ называет такую форму  повеления,  которая представляет собой действие как бы ради его самого, без отношения к  другой цели. Императив не связан со стремлением к пользе  или  счастью  людей,  он носит строго  формальный  и  априорный  характер  и  имеет  форму  заповеди, безусловной,  обязательной  для   всех   людей.   Категорический   императив формируется  следующим  образом:  поступай  так,  чтобы  максима   (основной принцип) твоей воли во всякое время могла  бы  служить  принципом  всеобщего законодательства.    

Этот принцип носит  отвлеченный  характер.  Ему  могут  соответствовать самые разнообразные требования и  постулаты:  религиозные  заповеди,  выводы житейской мудрости и многое другое.    

Эти    положения,   выражая    принципы   гуманизма,   имели    

большое прогрессивное значение для своего времени. В  них  заключен  протест  против закрепощающих человека уз феодально-абсолютистского строя.  Большое  влияние на этические и  социально-  политические  взгляды  Канта  оказал  Ж.Ж.Руссо.

«Было время, когда……я презирал чернь, - писал Кант. Руссо  исправил  меня  и направил на иной путь.  Это  ослепляющее  преимущество   исчезает;  я  учусь понимать  человека…».  Выступая  за  права   человека,   философ подчеркивал, что  «  человек,  зависящий  от  другого,  не  есть  уже  более человек; он это звание утратил, он тогда не  что  иное,  как  принадлежность другого человека, …в человеческой природе рабство есть  наивысшее  из  зол».

Кант заимствовал  у  Руссо  мысль  о  независимости  нравственной природы человека от достижений науки и культуры, проломив ее в своем  учении о   независимости   и   первоначальности   нравственности,   о    первенстве практического ума над теоретическим.

Кант, вопреки  догматам  протестантизма и  католицизма,  считал,  что  нравственность  автономна  и  не  зависит  от религии. Напротив, религия должна выводиться из принципов нравственности. Практический императив, провозглашая человека целью,  а  не  средством, устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение  к  самому  себе  как, человеку (ко всему человеческому роду) вообще…». Человек не  может  быть  ни чьим  рабом,  в  том  числе  рабом  божьим.   Поэтому   «   мораль   следует культивировать больше, чем религию», а «Бог  необходим  только  с  моральной точки зрения»        Бог превращен  в  этический  символ.  Кант,  таким  образом, сближается с деизмом. Кант мечтал о вечном мире на земле,  о  союзе  свободных  государств  и свободных народов как гаранте этого мира.  Обоснованию  этого  посвящен  его трактат «Вечный мир».

Кант -  одна  из  ключевых  фигур  мировой  философской  мысли.  Гегель справедливо  считал,  что  в  учении  Канта  происходит  главный  переход  к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях  разума, об  активности  субъекта  в  познании  и  нравственной   практике   началась разработка диалектического метода  познания  – главного  движения  немецкой классической философии.    У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа  –  с  позиций  последовательного идеализма-  за  допущение   материалистического   тезиса   о   существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева – с  позиций  материализма  –  за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За  это  же его критиковал и Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма  и, что   очень   существенно,   - с   позиций   всесторонне    разработанного диалектического метода. К мысли о возрастающей жестокости, разрушительности и рискованности войн Кант пришел не сразу. В сочинениях 80-х годов он еще склонялся к толкованию их как одной из «хитростей разума», обращающего раздоры между отдельными индивидами и консолидированными группами людей на пользу человеческого рода. Эта позиция твердо проводится в трактате «К вечному миру», который появился в 1795 г. и с того времени остается предметом непрекращающихся философских, правоведческих и политологических дискуссий. Идеалистическому благодушию апологетов «цивилизованной войны» Кант, в качестве образцового представителя строго этического идеализма, противопоставляет «нагнетание страха перед войной», - методичное, рационально продуманное и опережающее время. Прогресс человечества, по Канту, - стихийный процесс, но целенаправленная воля человека может задержать или ускорить его. Вот почему людям необходимо иметь перед глазами ясную цель. Для Канта вечный мир - идеал, но одновременно и идея, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение как руководство к действию. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Информация о работе Особенности и главные черты немецкой классической философии