Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:03, реферат
Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвеще-ние было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Дидро, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо - вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей.
Гельвеций приходит к выводу, что наш разум не способен самостоятель-но, вне чувственного опыта творить "чистую мысль". С его точки зрения, из ощущения, из чувственного восприятия можно вывести все, даже самые абстрактные понятия. Согласно ему, "причина образования наших мыслей" заключается в двух "пассивных силах", или способностях, человека: "Одна - способность получать различные впечатления, производимые на нас внеш-ними предметами; она называется физической чувственностью. Другая - способность сохранять впечатления, производимые на нас внешними предме-тами. Она называется памятью, которая есть не что иное, как длящееся, но ослабленное ощущение". "Чувственность производит все наши представле-ния", а в действиях нашего ума "все ... сводится к ощущению", - вот центра-льный пункт гносеологии Гельвеция. Он полагал, что существо этих дейст-вий состоит "в нашей способности замечать сходства и различия", и в этом смысле "все операции ума сводятся к суждению".
Гельвеций - убежденный защитник чувственного познания, которое так высокомерно было отвергнуто в абстрактно-рационалистических философс-ких системах. Восстановление в своих правах чувственного начала Гельве-ций считал условием построения новой, жизнеутверждающей, реалистичес-кой философии, обращенной к природе и человеку, а не к трансцендентным, иллюзорным началам и силам.
Важно, однако, подчеркнуть, что значение Гельвеция в истории философии обусловлено, прежде всего, не его гносеологическими взглядами, а его этическим учением, учением о человеке и обществе. Его главная цель - выработать надежные принципы организации общественной жизни людей - "искусство жизни", опирающееся на опытное знание и, подобно естествозна-нию, имеющее характер строгой науки. Достижение этой цели, полагал он, возможно посредством изучения человека и его естественной истории. Если до сих пор человек рассматривался как исключительное существо, то Гельве-ций в соответствии с духом своего времени предлагает рассматривать его как часть природы, полностью подчиненную ее общим законам. Согласно ему, человек - это биологический индивид, всегда равный себе, наделенный неиз-менными биофизиологическими и психологическими качествами. Он отнюдь не является продуктом истории на каждом этапе ее развития, а, напротив, выступает как исходный пункт формирования общества, определяет собой характер и специфику общественных отношений.
Стремление людей к чему-либо помимо эгоистического интереса: к справедливости, добру и т.д. – всего лишь иллюзия. В действительности ими руководит либо страх перед страданием, выступающим как следствие несправедливости, либо стремление к награде за справедливый поступок. Поэтому, чтобы сделать поступки людей справедливыми, необходимо соз-дать законы, строго карающие за несправедливость и щедро вознагражда-ющие за справедливость.
Принцип эгоизма направляет мысли и действия не только отдельной личности, но и больших сообществ людей и целых народов. Однако возника-ет вопрос: если всякое действие человека направляется его эгоистичным интересом, как возможно различение добра и зла? Гельвеций считает, что злым является тот, кто, преследуя собственный интерес, вредит другим, добрым - тот, чей собственный интерес согласовывается с интересом общим. Поэтому согласованность с общим интересом выступает как мера доброты. Добром является так называемый "разумный эгоизм". Гельвеций предлагает ревизию традиционных добродетелей. Не все, что считается добродетелями, в действительности является таковыми.
Гельвеций постоянно подчеркивал, что стремление избежать голода, найти пропитание заставило людей создавать и совершенствовать орудия труда, развивать свой ум. Мысль о зависимости уровня умственного развития от потребностей и жизненных интересов Гельвеций выразил в кратком выражении: "Ум является сыном нужды и интереса". В соответствии с этим определением он высказал предположение, что человеческая культура во всей своей совокупности есть порождение практических потребностей чело-века.
Такой подход позволил мыслителю сказать новое для французского материа-лизма слово в характеристике становления человеческого сознания как родовой способности. Возникновение человеческого сознания Гельвеций связал не просто с общественной жизнью людей, а с их трудовой деятельнос-тью, в частности с изготовлением и использованием ими орудий труда. Именно постановка вопроса о роли трудовой деятельности в формировании человеческого сознания является неоспоримым достижением французского мыслителя.
С материалистическим сенсуализмом, с учением о зависимости чувств и мыслей от внешних предметов и явлений тесно связана стержневая мысль антропосоциальной концепции Гельвеция о роли внешней среды в становле-нии и развитии человеческой личности. Идея о зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер обще методологической установки и пронизывает всю его систему теорети-ко-познавательных, социологических, этических и педагогических взглядов.
По Гельвецию, людям от рождения дана лишь "физическая чувствитель-ность", из которой затем развивается ум как способность мыслить. Это озна-чает, что в интеллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких различий, имеет место полное равенство. Последующее умственное неравенство людей Гельвеций рассматривал как результат неизбежного "различия в воспитании". Под "воспитанием" ума имелось в виду не только и не столько целенаправленное педагогическое воздействие, сколько вся сово-купность внешних факторов и, прежде всего, политическая форма правления, действующие государственные законы, формирующие у человека определен-ную направленность сознания.
Он писал, что люди похожи на деревья одной породы, семена которых,
будучи абсолютно одинаковыми, необходимо вырастают в множество разнообразных форм, ибо никогда не попадают в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового действия ветров, солнца и дождя.
Однако Гельвеций не ограничивал проблему воспитания человека только анализом его умственных способностей. Исходя из локковского понимания сознания новорожденного как "чистого листа", он утверждал, что "ни один человек не рождается "добрым" и "ни один человек не рождается злым". По его мнению, люди рождаются не только "без идей", но также "без характеров и безразличные к нравственному добру и злу", т.е. не только в интеллекту-альном, но и в нравственном отношении "человек в колыбели - ничто, и его предрассудки и, наконец, даже чувство себялюбия, - все в нем благоприобре-тенное".
Гельвеций, конечно, ошибался, когда полностью отрицал роль особенностей биологической организации. Сводя на нет биологический фактор, значение наследственности, абсолютизируя роль среды в становлении и развитии человека, он хотел, прежде всего, подчеркнуть, что судьба людей, их счастье зависят от них самих, что они сами на основе своего разума и воли могут творить свое будущее.
Наверное, не было "мученика новой философии", который вел бы более независимую и приятную жизнь, чем он. В начале революции его бюст был увенчан лавром, а его дочерям присвоен статус "дочерей народа". Однако уже Робеспьер выступил против Гельвеция, противопоставив ему Руссо. А Наполеон, который, будучи генералом, нанес почетный визит вдове Гельве-ция, став императором, приказал выбросить его книги из своей библиотеки. Таким образом, судьба идейного наследия Гельвеция была глубоко противоречивой и неоднозначной.
Историческая судьба философских идей эпохи Просвещения.
Итак, XVIII в. осознавал себя как эпоху разума и света, возрождения сво-боды, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья.
Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как на высшую
инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество.
В настоящее время, перед человечеством со всей остротой встала гранди-озная по своим масштабам задача - сформировать целостное мировоззрение, в фундаменте которого будет лежать как рационально-научное, так и внера-циональное (включая и образное) восприятие действительности, выработать цельное знание, где "мир", "космос", "человек" воспринимались бы как органическая живая целостность.
В любом случае, если люди хотят полноценно жить на этой земле, то им придется опираться на такую духовность, которая ориентируется не только на объективно-научные знания, науку и технику как орудия покорения и преобразования мира, но и на высокие нравственные нормы, которые долж-ны содержать в себе понимание добра и красоты, уникальности природы и самоценности человеческой жизни.
Использованная литература:
1. Философия: Учебник для высших учебных заведений / под ред.
Л. Г. Кононович, Г. И. Медведева. – Ростов н /Д.: " Феникс", 1996г.
2. История философии: Учебник / Ч. С. Кирвель, А. А. Бородин,
У.Д. Розенфельд и др.; Под ред. Ч. С. Кирвеля. – 2-е изд., испр. – Мн.:
Новое знание, 2001г.
3. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов.
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1999г.
4. Философия. / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов и др. – М., 1999г.
Рецензия:
1. Введение. Общая характеристика французского Просвещения………1
2. а) Атеистический материализм Ламетри и Гольбаха…………………3
б) Материалистический сенсуализм философии Гельвеция…………7
3. Заключение. Историческая судьба философских идей эпохи Просвещения…………………………………………………
4. Использованная литература………………….………………………...
5. Рецензия…………………………………………………………
11
Информация о работе Общая характеристика Французского Просвещения