Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:03, реферат
Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвеще-ние было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Дидро, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо - вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей.
Общая характеристика Французского Просвещения.
Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвеще-ние было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Дидро, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо - вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти идеи распространя-лись не только посредством собственно философских произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени).
В социально-политическом отношении французское Просвещение пред-ставляло собой идеологическую подготовку Великой французской револю-ции, выступало как идейное оружие в борьбе с "феодально-абсолютистским строем". Можно утверждать, что прежде чем Великая французская револю-ция свершилась в действительности, она сначала произошла в умах филосо-фов-просветителей, которые в течение всего XVIII в. ковали новое, антифео-дальное сознание, новые ценностные установки и мировоззренческие ориен-тиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма. Движение Просвеще-ния, таким образом, было во Франции философской революцией, которая подготовила революцию политическую.
Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть знание, и особенно познание "естественного порядка". "Естественный порядок", считали они, может быть достигнут лишь тогда, когда социальные отношении будут приведены в гармоническое соответствие с природой человека.
Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума; разум и только разум является основой всякого прогресса, всякого движения вперед.
Убежденные в силе и независимости разума, философы Просвещения считали, что он способен преодолеть ложь и заблуждения и обеспечить прогрессивное развитие человечества. Уверенность в силе разума соединя-лась у них с уверенностью в неуклонности исторического прогресса. Разум и прогресс - вот два главных лозунга философии Просвещения. При этом про-светители пытались совместить рационалистические убеждения в могущест-ве и независимости разума с эмпирическим взглядом на происхождение зна-ния. Они считали, что знание возникает опытным путем, но мера его истин-ности определяется разумом. Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементы сенсуализма в их теориях познания, справедливо называ-ли "рационалистами".
Атеистический материализм Ламетри и Гольбаха.
Среди французских просветителей выделялась группа убежденных материалистов-атеистов (Ламетри, Гольбах, Гельвеций и др.). Эти мыслители решительно порвали с деистической формой материализма и попытались разработать последовательно материалистическое понимание природы и человека. При всех их индивидуальных различиях для них была характерна метафизичность, переходящая в механицизм, антиисторическая концепция неизменной (или мало изменяющейся) "человеческой природы", стремление к перенесению законов природы на общественную жизнь и т.д. Они заверши-ли создание механико-материалистической картины мира. В результате мир оказался "расколдованным", подчиненным жестким механическим зависимо-стям и однозначным причинно-следственным связям.
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) родился в состоятельной купеческой семье в г.Сен-Мало. После окончания в Париже медицинского факультета он был направлен в голландский город Лейден для усвоения передовой медици-нской теории и практики под руководством всемирно известного ученого Г.Бургаве, в трудах которого содержался ряд материалистических положе-ний. По возвращении во Францию Ламетри в течение восьми лет занимался врачебной практикой в Сен-Мало, после чего получил в Париже должность врача королевской гвардии. Углубленное осмысление медицинских наблю-дений, в частности наблюдение за протеканием горячки, которой он сам за-болел, привело его к убеждению, что духовная деятельность человека все-цело определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения "Естественная история души" (1745), последующие издания которого выходили под заглавием "Трактат о душе".
В "Естественной истории души" Ламетри открыто обосновал атеизм. Книгу сожгли, а Ламетри вынужден был эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно издал свое главное философское сочинение "Человек-машина" (1747), которое тоже публично сожгли. В 1748 г. Ламетри принял приглаше-ние прусского короля Фридриха II переехать в Берлин. В Берлине он издал свои новые сочинения "Человек-растение" (1748) и "Система Эпикура"
(1751). В этом же году Ламетри скончался, испытывая на себе новый метод лечения.
Ламетри был убеждение в том, что материальный мир "существует сам по себе", что у него не было начала и не будет конца, поскольку элементы материи обладают "несокрушимой прочностью".
Человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо, согласно Ламетри, потреб-ности тела являются "мерилом ума". Человеческий организм философ рас-сматривал как самостоятельно заводящуюся машину, подобную механизму. Тем самым Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механического материализма.
Духовный мир человека и его поведение, по мнению Ламетри, строго определяются телесной организацией, с которой он родился, и средой, в которой он сформировался (природа, климат, особенности социальной сре-ды). Увлеченный этой идеей, Ламетри заявляет, что и создание "говорящей машины" - дело, по-видимому, вполне осуществимое, а также, что человеко-образную обезьяну можно, вероятно, обучить речи и мышлению, превратив в человека.
Все изменения, которые происходят в материи, согласно Ламетри, имеют механический характер и подчиняются жестко определенным законам, поэтому и человек трактуется Ламетри как механизм, очень сложный и в высшей степени совершенный, но механизм. "Я не ошибусь, - пишет он, - утверждая, что человек представляет собой часовой механизм, но огромных размеров и построенный с таким искусством и изощренностью, что если остановить колеса, отмечающие секунды, то колеса, обозначающие минуты, будут идти и т.д.".
Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество сторонников и последователей. К концу столетия именно материализм стал идеологичес-кой основой Великой французской революции.
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в г.Эдесхейме в Пфальце, воспи-тывался и жил в Париже. Он был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании "Энциклопедии", крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. Используя дан-ные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд "Система природы, или О законах мира физического и духовного" (1770), явившийся, по словам современников, "Библией материализма".
Гольбах был выдающимся систематизатором мировоззрения французских материалистов XVIII в. Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина ("шальной атом") может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание - продукты материи.
Гольбах был противником агностицизма, утверждая способность челове-ческого разума познать мир и его законы. Его теория опиралась на материа-листически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания.
Жизнь общества и человека Гольбах пытался объяснить с тех же позиций, с которых им была осмыслена природа. Эту его установку можно охарактери-зовать, как стремление распространить на понимание общества тот материа-лизм, который был выработан при осмыслении природных явлений. Но реализовать последовательно и непротиворечиво это стремление Гольбах не смог. Например, он ставил вопрос о человеческой воле как о "модификации мозга", которая "предрасполагает его к действию или подготавливает приведение в движение соответствующих органов". Строго говоря, Гольбах начал с чисто натуралистического понимания воли как определяемой исклю-чительно природными факторами биологического или даже физического характера.
Гольбах делает акцент на том, что "размышление, опыт, разум" могут задержать и остановить человеческую деятельность, без чего она "неизбежно поддалась бы первым побуждениям, толкавшим ее к желанной цели". При рассмотрении ситуаций, когда спонтанные желания влекут человека в одном направлении, а разумная воля подсказывает совершенно противоположный образ действия (например, томимый жаждой путник отказывается пить воду, узнав, что она отравлена), Гольбах приходит к выводу, что мысли могут быть более сильными мотивами человеческих поступков, чем самые настоятель-ные физиологические потребности. Рассматривая героические поступки людей, Гольбах признавал, что сознательные волевые решения могут даже подавить инстинкт самосохранения. На основании этого он вынужден был заключить, что не только материально-природные факторы, но "все может стать импульсом для воли". "Иногда достаточно одного слова, чтобы изме-нить весь ход жизни человека, навсегда определить его наклонности", - утве-рждал мыслитель. Отсюда, кстати сказать, его просветительское убеждение, что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могу-щественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа". Последнее высказывание Гольбаха непосредственно связано с его точкой зрения на развитие человеческого общества как на результат деятельности правительств, выдающихся личностей и просвещения. Он был убежден, что "человеческий род стал несчастным" потому, что впал в заблу-ждение, создав богов, которые "стали единственными предметами его надежд и опасений". Поэтому, осуждая феодальный строй как неразумный, Гольбах ожидал осуществления "царства разума" в результате появления просвещенного и гуманного монарха.
В целом материализм Гольбаха - не только наиболее радикальное и последовательное материалистическое учение того времени, но и наиболее
сухое, схематичное и механистическое.
Материалистический сенсуализм философии Гельвеция.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении. Он родился в Париже в семье придворного врача, учился в коллеже иезуитского ордена. Уже в старших классах коллежа он под влиянием "Философских писем" Вольтера стал горячим приверженцем материалистического сенсуализма, вынашивая мысль о его применении для углубления понимания жизнедеятельности человека и общества. В 1738 г. королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну, молодому Гельвецию, долж-ность генерального откупщика с годовой рентой 300 тыс. ливров. Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком.
В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция "Об уме". Книга эта - плод более чем двадцатилетних раздумий автора - вызвала всеобщий интерес и стала одной из важнейших вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во Франции. Вместе с тем это философское сочинение навлекло на автора самые злобные нападки со стороны противников материалистического мировоззрения и защитников старого режима. Книга Гельвеция была приго-ворена парижским парламентом к сожжению. Только связи родителей при дворе и отречение Гельвеция от своей книги спасли его от ареста и суда.
Гельвеций был ошеломлен исключительной враждебностью, с которой была встречена его книга, чрезвычайно тяжело пережил бурю преследований, но втайне остался верен своим убеждениям. В 60-е годы он приступил к подго-товке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название "О человеке", была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеций отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г, в Гааге благодаря усили-ям русского посла в Голландии князя Д. А. Голицына.
В целом влияние Гельвеция на современников было огромным. Его работы, запрещенные во Франции, выходили большими тиражами за границей и
переводились на многие европейские языки.
Деятельность человеческого сознания (ума) Гельвеций характеризовал с позиций материалистического сенсуализма. Как и многие другие сторонники сенсуализма, он отталкивался от учения Локка, к которому в молодые годы испытывал исключительный интерес.
Информация о работе Общая характеристика Французского Просвещения