Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 03:14, контрольная работа
Тем не менее уже с конца XVIII в. в Германии сначала подспудно и робко, а затем все более заметно начались процессы, характерные для нового типа социально-экономических отношений. В немалой степени этому способствовали торговые связи, расширение товарно-денежных и рыночных отношений с наиболее развитыми европейскими странами, что так или иначе приводило к постепенному втягиванию немецких государств в общеевропейский процесс цивилизационного развития. В куда более интенсивной и оживленной форме проходил и процесс «втягивания», а точнее – приобщения немецкой мысли к духовным изменениям, происходившим в то время в передовых странах Европы.
Введение…………………………………………………………………..….…3
Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа……………………….…4
«Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия……..8
Прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа……12
Заключение………………………………………………………..………….15
В теории познания Томазий в основном придерживался установок эмпирической гносеологии, однако проводил их весьма непоследовательно, зачастую эклектически совмещая с элементами спиритуалистического и мистического пантеизма Беме, Парацельса и даже со сверхъестественными истинами откровения, которые якобы доставляют нам недоступные для чувств и здравого рассудка знания о Боге и сверхчувственном мире. Эти особенности философии Томазия дали повод Лейбницу определить ее как "выросшую в дикости", однако подобного рода поверхностное, эклектическое и непоследовательное совмещение просветительских принципов "полезности", здравого смысла с пантеистической натурфилософией, идеалистической онтотеологией и истинами откровения стало характерной чертой и даже типичным признаком философских воззрений многих представителей зрелого и позднего немецкого Просвещения, прежде всего "популярных философов" во второй половине XVIII в., ставших последователями и продолжателями так называемой линии Томазия. Данное обстоятельство необходимо учитывать как при общей характеристике философии немецкого Просвещения, так и при оценке роли Томазия. При всей своей неоднозначности эта роль была в целом положительной. Именно с Томазия начинается процесс противостояния и постепенного преодоления крайнего рационализма и догматизма вольфианской метафизики. Особенно велики его заслуги в разработке правовой проблематики, где он, развивая идеи Греция и Пуффендорфа, сумел выявить принципиальные различия между правом и моралью, внешним законом и внутренним долгом, что оказало значительное влияние на Крузия, а через него и на Канта[1].
Наиболее значительным представителем философии немецкого Просвещения, а по существу «отцом» или родоначальником философского просвещения в Германии был Христиан Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны исследователи самых различных ориентации, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в ее оценке как «плоской и скучной», сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения.
В 1706 г., закончив обучение в Йене, Вольф становится профессором математики и философии в Халле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году король Фридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Халле. В 1743 г. Вольф стал ректором университета, на этом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М.В. Ломоносов, который, однако, не разделял некоторых его воззрений[2].
Был иностранным членом Берлинской,
Парижской и Петербургской
Основные произведения: «Разумные мысли о человеческих действиях и воздержаниях от действий», «Разумные мысли об общественной жизни людей», «Естественное право, исследованное научным методом».
Происхождение государства. Вольф использует идею естественно-правового учения о договорном происхождении государства, чтобы дать оправдание прусскому государству. Государство, по его представлениям, должно вмешиваться во все сферы общественной и частной жизни, держать их под своей бдительной опекой; должно заботиться о том, чтобы подданные рано вступали в брак и тщательно воспитывали своих детей, должно привлекать к себе иностранцев и не выпускать от себя своих подданных; должно также заботиться о том, чтобы количество населения было в соответствии с наличием средств существования[3].
Выражая интересы немецкой
знати, он заявляет, что государство
должно бороться с праздностью и
расточительностью. Оно должно определять
качество и цены товаров, величину процентов
по займам. Государство должно взять
на себя заботу и о нравственном
совершенстве подданных. Поэтому оно
устраивает школы и академии, подбирает
для них хороших
Право. В государстве Х. Вольфа нет места для личной инициативы и свободы. Характерно в этом отношении и его определение права как свободы действий для исполнения обязанностей. В области уголовного права Х. Вольф оправдывает применение пытки, когда нет другого средства открыть виновного.
Эти взгляды Х. Вольфа соответствовали
системе прусского абсолютизма,
они получили законодательное выражение
в кодексе патриархального
В целом вплоть до второй половины XVIII в. вольфовская школа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии. Апогей ее развития приходится на начало 40-х годов, когда взошедший на престол Фридрих II торжественно пригласил Вольфа в Галле, объявив его философию чуть ли не официальной философией Пруссии. Среди наиболее известных представителей вольфовской школы, внесших немалый вклад в культурную жизнь Германии и немецкое Просвещение, следует отметить Г. Б. Бильфингера, Л. Ф. Тюммига, И. Хр. Готтшеда, Ф. Хр. Баумейстера, А. Г. Баумгартена, Г. Ф. Мейера и др. Большинство вольфианцев занимались в основном формальными уточнениями и "улучшениями" системы своего учителя, пытаясь устранить ее многочисленные противоречия и содержательные пробелы. Как правило, однако, результатом этого на деле оказывалось лишь усиление таких негативных сторон вольфианской метафизики, как бесплодная игра дефинициями и абстрактными формулировками, выдумывание искусственных логических связей между никак не обоснованными и эклектически рядоположными понятиями. В силу этого она все более превращалась в бессодержательную схоластику, теряла реальное познавательное значение, отдалялась от потребностей и задач просветительского движения, развития общества, науки, образования.
Заключение
Своеобразие социально-политических условий Германии XVII–XVIII вв. определило сочетание в политико-правовой идеологии этой страны умеренно прогрессивных в идеологической и консервативных в политической сфере теорий.
Просветительские идеи вылились
преимущественно в абстрактные
теоретические построения и практически
приспосабливались к
И все же выше допустимости пассивного сопротивления существующей государственной власти и весьма умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в немецких землях в политической мысли появилась его апология.
Естественное право играло и играет особую роль, сейчас естественные права закреплены в Конституции Российской Федерации, тем самым общество имеет возможность реализовать эти права. Но даже если бы данные права были не закреплены законом, мы бы все равно могли ими пользоваться, так как они даны нам при рождении.
Список используемой литературы
Информация о работе Немецкая философия права С.Пуфендорфа, Х.Вольфа, Х.Томазия