Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:55, контрольная работа
В данной работе предлагается рассмотреть современную западную философию на рубеже 19 – 20 веков, которая отличается от классического этапа своего развития рядом особенностей. Философия 19 -20 века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии, так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли этого периода.
1. О ценностях неклассической и классической рациональной философии.
2. Ф.Ницше и «философия жизни».
3. Критическая работа представителей «философии жизни» по переоценке классических философских воззрений.
4. Заключение.
5. Литература.
Идейными предшественниками
философии жизни являются в первую
очередь немецкие романтики, с которыми
многих представителей этого направления
роднят антибуржуазная настроенность,
тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности,
стремление к единству с природой.
Как и романтизм, философия жизни
отталкивается от механистически-рассудочного
мировоззрения и тяготеет к органическому.
Это выражается не только в ее требовании
непосредственно созерцать
Главное понятие философии
жизни – «жизнь» –
Биологически-
Другой вариант философии
жизни связан с космологически-
По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры. Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа.
Но в отличие от Ницше,
Клагеса и других историческое направление
не склонно к «разоблачительству»
духовных образований – напротив,
специфические формы
Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца 19 – начала 20 веков господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.
Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства – символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить.
Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям – преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопросы «что?» и «почему?» вопросу «как?», в конечном счете сводящемуся к проблеме «как это сделано?».
Осмысливая новую функцию
науки, философы жизни видят
в научных понятиях
Критикуя научное познание,
философия жизни вычленяет и
противопоставляет различные
Философия жизни не только
попыталась создать новую онтологию
и найти адекватные ей формы познания.
Она выступила также как особый
тип миросозерцания, который нашел
свое наиболее яркое выражение у
Ницше. Это миросозерцание можно
назвать неоязычеством. В основе
его лежит представление о
мире как вечной игре иррациональной
стихии – жизни, вне которой нет
никакой высшей по отношению к
ней реальности. В противовес позитивистской
философии, стремящейся с помощью
рассудка подчинить человеку слепые
природные силы, Ницше требовал покориться
жизненной стихии, слиться с ней
в экстатическом порыве; подлинный
героизм он усматривал не в противлении
судьбе, не в попытках «перехитрить»
рок, а в приятии его, в amor fati –
трагической любви к судьбе. Неоязыческое
мироощущение Ницше вырастает из
его неприятия христианства. Ницше
отвергает христианскую мораль любви
и сострадания; эта мораль, как
он убежден, направлена против здоровых
витальных инстинктов и порождает
бессилие и упадок. Жизнь есть борьба,
в которой побеждает
Таким образом, в борьбе с
рассудочно-механистическим
Рассмотрев общие тенденции и понятия «философии жизни», хотелось бы более подробно остановиться на мировоззрении Фридриха Ницше, как основоположника «философии жизни».
Для немца Фридриха Ницше в основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. Он сторонник сильных личностей, таких, как герой его книги "Так говорил Заратустра", живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями — мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы до человека, тем больше затухает импульс к жизни, а сам человек — это уже прямое проявление болезни. Выход один — воспитывать сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы людей. Лозунг Ницше — "Живи опасно".
Ницше прекрасный
филолог и музыкальный
Ницше, подобно любому философу, занимается переоценкой существующих идеалов, но делает это во многих отношениях ярче и резче других. Для Ницше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, органичное по своему характеру стремление к власти. Это стремление не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком. Науку, в которой, Ницше не был силен, он не любит. Наука — это в основном средство стремления к власти,то и дело ведущее к заблуждениям. Довольно часто "воля к истине" есть лишь выражение бессилия "воли к творчеству". Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует настоящее, но здесь понятие истины малопригодно.
Информация о работе Неклассическая философия, как противовес классической рациональной философии