Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:48, реферат
Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.
Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
- антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
- эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются
составной частью мифов космогонических.
Согласно многим мифам, человек сотворяется
и самых разнообразных
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил
государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном
времени - времени «первоначало», «первотворения»,
к которому неприложимы человеческие
представления о течении
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Современные мифы и их роль в культуре.
Миф, т.е. специфически обобщенные
отражения действительности выступающие
в форме чувственных
Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, «нации», «расы», и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как «нация», «народ» и др.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой.
Каких-нибудь 10 лет назад,
во время «перестройки», ситуации казалась
предельно простой: нужно отбросить
обветшавшие мифы и строить новый
мир без иллюзий и лжи. Однако
крах тоталитарной мифологии не привел
к демифологизации
Социальное расслоение, этнические конфликты, локальные войны и террористические акты, ложь политиков и их бездарность - вот те дрожжи, на которых оно поднимается.
Общее разочарование в глобальных ценностях соединяется ныне с доверчивостью к всякого рода слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы, по-видимому, не так уж и далеки от истины. Наша действительность (нравится нам это или нет) стала временем тотального мифотворчества.
Выделяют четыре группы современных
мифов. Это, во-первых, мифы политической
и общественной жизни, которые создаются
главным образом политической и
общественной жизни, которые создаются
главным образом политиками и
журналистами; во-вторых, мифы этнической
и религиозной
Миф как способ легитимации
власти. Стиль русской истории
на протяжении веков определял великий
миф о добром царе - устроителе народной
жизни. После революции образ
правителя демократизировался: он прост
и доступен, окружен соратниками.
Однако уже через несколько лет
был создан образ «Хозяина», напоминающего
фигуры Петра I и Ивана Грозного,
окруженного «исполнителями» и
«оберегателями» наподобие
Правление Ельцина как бы вобрало в себя 70 лет советской власти, только в ускоренном темпе и в жанре анекдота. Сначала - революционный период с мифом о страдальце Ельцине, гонимом коммунистами за борьбу с привилегиями, простом и человечном. Отличие от 1917 года в том, что большевики действительно страдали, а «молодые реформаторы» вполне благополучно делали карьеру при старом режиме. На следующем этапе - попытка сакрализации власти. Глава государства величав и солиден, близок с «другом Биллом» и «другом Гельмутом», рядом с ним вместо «молодых реформаторов» военные и охранники типа Коржакова. Нынешний этап правления определяется как «необрежневский»: мы видим дряхлого старца, сохранившего одно желание - удержаться у власти.
Тем, кто претендует на власть
в России, необходимо, считаясь с
мифом, выступать в роли борцов -
с коррупцией или криминалом, противопоставляя
им справедливость, «революционную»
или «демократическую»
Четвертая власть. Одна из особенностей современных мифов заключается в том, что они распространяются с помощью СМИ. Представление о СМИ как о четвертой власти является мифом, ибо властей в России всего две: первая - исполнительная (она же верховная) и вторая - законодательная, которая задним числом дает легитимацию действиям власти исполнительной.
Сущностно важные идеи
рождаются именно в органах
власти, а не в СМИ и только
тиражируются последними. Вообще
деятельность СМИ заключается
в том, что они распространяют
мифы, которые маскируют под
Покой, порядок и заговоры
против обывателей. Особое внимание, в
современных мифах, уделено проблеме
обыденного мышления. Можно охарактеризовать
три константы массового
Так же, в ХХ веке, появились мифы о заговорах и внутренних врагах. «Миф о заговоре против России», в частности популярной нынче в народе концепции жидомасонского заговора. «Миф власти и синдром «внутреннего врага»», где разворачивается целый веер теорий заговора, сочиненных нашими боязливыми современниками: теория всемирного заговора извращенцев, теория зомбирования через телевидение, концепция войны континентов и вторжения инопланетян, теория о силах, которые хотят остановить историю (США, ислам), и другие, не менее экзотические. Уверенность власти в возможности манипулирования массами, основывается не на убеждении в эффективности технологий и «тайных знаний», стоящих за ними, а на вере в самих «технологов», способных совершить для власти очередное «чудо».
Заключение
Потребность верить в миф отвечает стремлению возвратиться к детскому восприятию мира - с характерным для ребенка ожиданием чуда, подчинением разума чувствам, некритичностью и беззаботностью, смешением вымысла с реальностью. Чем рациональнее становится мир, тем сильнее проявляется в человеке стремление уйти в приятный мир мечты.
Список используемой литературы:
1 Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич Знание,1996.
2 Миф как форма культуры
//Культурология: Учебное
3 .Вейденгамлер Ю. О сущности ценностей / Ю.Вейденгамлер // Культурология. ХХ век. - 1999.
4.ТопковА. Мифы и мифология
в современной России / А.Топков //
Статья с международной