Миф как простейшая форма познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.
Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

mif_i_mifotvorchestvo_v_sovremennoy_kulture.docx

— 42.05 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

 

Мифы - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о  сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.    

 

 

 Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.     

Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно  включено, в какой понятийной системе  функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.   

 

 

  С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в  социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миф как простейшая форма познания       

 

 

 Романтики в своем творчестве реализовывали  тот немалый потенциал, который  содержался в трактовках сущности мифа с позиций превалирования чувственно-образного  над рационально-понятийным. Но в  начале XIX в. еще не был исчерпан и  потенциал просветительской рационалистической парадигмы в постижении сущности мифа. Она нашла свое продолжение в философии Гегеля и младогегельянцев.     

 

 

 Интерес Гегеля к античной мифологии сложился, по-видимому, еще в ранний период его творчества. Этому способствовала атмосфера, господствовавшая в Тюбингенском теологическом институте, где с 1788 по 1793 г. учился Гегель. В трудах представителей тюбингенской школы протестантской теологии были развиты традиции филологической критики библейских текстов (обнаружение противоречий между различными евангелиями; предположения о том, что самым ранним было евангелие от Марка, о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, особом месте евангелия от Иоанна, о роли стоицизма и эллинизированного иудаизма в формировании раннего христианства и др.). Кроме того, этому способствовало и увлечение Гегелем историей античного мира, его духовной культуры, античной философией, восторженная идеализация им целостности древнегреческого полиса и дохристианской "народной религии". "Народную религию" (т. е. мифологию, политеизм) как выразителя целостности нравственной жизни древнегреческого полиса Гегель противопоставлял христианству как религии, выражающей частные моральные позиции.      

 

 

 В отличие от романтиков Гегель встал  на путь решительного отстаивания идеалов рационализма. Он развивал рационалистические идеалы до самой крайней их формы - панлогицизма. Если Ф. Шеллинг, друг молодости Гегеля, был ориентирован на чувственную интуицию как средство решения проблемы "тождества мышления и бытия", то Гегель предлагает решать эту проблему рационалистически - представив ее как логический вопрос о содержании и развитии категорий мышления, так как "только в понятии истина обладает стихией своего существования". К проблемам мифологии Гегель обращается, анализируя сферу Абсолютного духа, который, по его мнению, развивается от чувственного созерцания (искусство), к форме представления (религия), а далее - к понятийному мышлению 

 

 

 

 

 

 

Принципы и традиции изучения мифотворчества        

По  сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во многом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:        

- принцип исторического подхода  к мифологии, включая представление о периодическом возрождении мифологического сознания ходом истории;        

- принцип реализма, предполагающий  вьшедение сущности мифа из  общественно-исторических условий  первобытности;         

- принцип доминирования в мифе  художественно-образного, воображаемого, фантастического и бессознательного над рационально-логическим и сознательным.        

Дж. Вико как социальный мыслитель и  историк культуры намного опередил свое время. В XVIII в. его идеи не были должным образом оценены. Это  надолго ослабило творческий, идейный потенциал исследовательских поисков в области изучения мифотворчества. Только в первой трети XIX в. учение Вико привлекло к себе внимание французских историков эпохи Реставрации и немецких романтиков, которые с восторгом отнеслись к его идеям и перенесли их на почву романтизма.

 

 

 

 

 

 

Мифы о космосе    

Едва  ли не самую большую популярность среди околонаучных мифов приобрел в последние десятилетия миф  о сверхмогущественных внеземных  цивилизациях. Наиболее «крайним» выражением этого мифа является утверждение о том, что некая космическая сверхцивилизация в свое время с неизвестной нам целью «посеяла» жизнь на Земле, а с появлением человечества незаметно следит за нашим существованием и даже незримо управляет нашими действиями.   

 

 

  Как и многие другие околонаучные мифы, этот миф вырос на почве нерешенной научной проблемы — реальности существования  внеземных цивилизаций. Мы никогда  не видели и не исследовали ни одного внеземного живого организма и можем изучать явление жизни лишь единственном варианте — варианте земной жизни. Мы не располагаем надежными данными о существовании и количестве планетных систем вокруг других звезд. Мы не Знаем, как неживое превращается в живое. Наконец, нам неизвестно ни одного факта, который можно было бы считать научным подтверждением существования и деятельности внеземных цивилизаций.    

 

 

 Конечно, можно допустить, что где-то во Вселенной  существуют цивилизации, достигшие  очень высокого уровня развития. Не противоречит известным законам природы и предположение, что такая сверхцивилизация может незаметно влиять на существование какой-либо другой космической цивилизации, в том числе и земной, и даже оказывать воздействие на течение явлений в космических масштабах. Повторяю, сами по себе подобные гипотезы не содержат ничего антинаучного.     

Однако  предположения, хотя и не противоречащие научным данным, но абсолютно ничем, никакими фактами не подкрепленные, в лучшем случае могут рассматриваться  лишь как научная фантастика. Возведение же научно-фантастических предположений в ранг научных истин является незаконным приемом, характерным для псевдонауки. Когда подобный прием применяется по отношению к фундаментальным проблемам бытия, это неизбежно ведет к выводам, мало чем отличающимся от религиозных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама – миф современности

Мифы  присутствуют в нашей повседневной жизни. Например, реклама - это тоже миф, миф о лучшей жизни (“изменим жизнь к лучшему” - пылесос), о  том, чего не хватает человеку: “  успех ”(краска для волос),  “уверенность в себе” (дезодорант), “секрет обольщения” (шампунь), “престиж” (одеколон), “какой удобный мир!” (автомобиль) и так далее. Перечислять можно очень долго. И абсолютно не важно, нужны ли нам рекламируемые товары. Для рекламодателя главное, чтобы человек поверил в “чудо-товар” и захотел приобрести его. Присваивая товару то или иное наименование - торговую марку - инициатор рекламного процесса стремится приблизить его к человеку, повысить его значимость для него.   

 

 

 Присвоение  имен объектам изначально носит социальный характер и необходимо не просто для различения и узнавания объектов, а, прежде всего, для коммуникации с другими людьми. Неживые объекты в мифах имеют пол, имена. Анимизм - это очеловечивание окружающей среды, проявление социальной сущности человека, перенос на посторонние объекты его ориентации на конкретных живых или воображаемых людей, моделирование их отношений, оценок, переживаний. Подобное происходит и в сфере потребления, когда потребителям предлагается смотреть на брэнд как на человекоподобное существо, анализировать, как живое существо. Как зовут марку (имя), диапазон ее расширения и вариаций (родственники), как она выглядит (ее одежда), что она говорит (на своей упаковке, в рекламе), что говорят о ней другие (в пропагандистских статьях), что она делает (ее поведение) и какую репутацию имеет (характер и личность). Имя -с редство идентификации и дифференциации. Имя символически передает свойства, качества поименованного объекта. Но это - субъективно воспринимаемые свойства, имеющие мало общего с объективными характеристиками объекта. Как существенно различаются по воспринимаемым характеристикам - эмоциональным, символическим - названия Домик в деревне, Вкуснотеево , Белый город! А ведь объективные свойства продаваемых под данными торговыми марками молочных продуктов не имеют существенных различий. Субъективные различия носят, таким образом, вторичный характер и являются результатом рекламного воздействия.   

 

 

 Современные формы мифотворчества функционируют, прежде всего, в сфере массовой культуры, тиражируемой массовой коммуникацией. Эффективность того или иного искусственно сконструированного мифа (т.е. выполнение им прагматической функции) зависит, как уже отмечалось, от эффективности выполнения им социальных функций: ...Сообщения коммуникативно-предметного поля должны не только поддерживать целесообразность, но и соответствовать социальной функции средств массовой коммуникации в обществе - обеспечивать его устойчивость (т.е. любой социальный миф должен быть ожидаемым...). Миф в рекламе возникает и живет по тем же психологическим законам, что и миф в культуре. 

 

 

 

 Если  же существование сверхцивилизации, оказывающей влияние на нашу земную жизнь, было бы доказано, то нам пришлось бы пересмотреть многие научные и  философские представления о  мире и человечестве.

 

 

 

 

 

 

 

Миф как явление  культуры. Культурологические концепции  изучения мифа.

 

Целая эпоха духовной жизни  человечества, формирование и расцвет  древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и  «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше»  и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

 

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские  вопросы, пытались разгадать загадки  Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно  же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

 

Миф - не сказка. Сказка - вымысел  и осознается как вымысел, увлекая  человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с  реальностью. Сказка - дитя уже более  поздней эпохи. Миф - древнее. Он не мирится  с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников  Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился  бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное -- поскольку  современный человек пытается достичь  ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в  том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие  мифологического проявляется как  раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

 

В современной культуре и  в современной культурологии  слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным  глубоко таинственным. Для историка культуры миф -- это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и  так называемых «примитивных» народов.

 

Миф -- это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и  в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального  хода событий, возможность существования  иерархии бытия.

 

Миф -- собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения  явлений и процессов природы  и миро, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и  герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение  богов, космогонические, где описывается  возникновение мира благодаря действиям  богов, космологические, описывающие  построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе, сатериологические, имеющие  своей темой спасение человека, и  эсхатологические, где говорится  о конце света, человека и богов. В более широком смысле под  мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы кок символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, о не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того миф -- это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

Миф -- явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

 

В изучении мифологического  материала можно выделить несколько  подходов . Во времена античности преобладало  аллегорическое толкование мифов, позже  развитое в трактатах Боккаччо и  сочинениях Ф. Бекона. Романтическую  концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли  две основные концепции -- лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

Информация о работе Миф как простейшая форма познания