Концепция «глобальной деревни» Маклюэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:58, реферат

Краткое описание

Все, кого интересуют проблемы «электронной» культуры и современных масс-медиа, разумеется, наслышаны о «галактике Гуттенберга» и «глобальной деревне», а также не раз сталкивались с лозунгом «The medium is the message» («Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения»), который каждый понимает по-своему. Однако авторство данного принципа принадлежит канадскому философу и культурологу Маршаллу Маклюэну (1911-1980 гг.), которого журнал Wired назвал святым электронной культуры. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами.

Содержание

Введение 3
1. Место идей Маклюэна в философии, социологии и культуре ХХ в. 4
2. Концепция «глобальной деревни» Маклюэна 8
Заключение 13
Библиография 17
Проблемные вопросы 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат_Глобальная деревня Маклюэн.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Все, кого интересуют проблемы «электронной» культуры и современных масс-медиа, разумеется, наслышаны о «галактике Гуттенберга» и «глобальной деревне», а также не раз сталкивались с лозунгом «The medium is the message» («Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения»), который каждый понимает по-своему. Однако авторство данного принципа принадлежит канадскому философу и культурологу Маршаллу Маклюэну (1911-1980 гг.), которого журнал Wired назвал святым электронной культуры. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами.

Маршалл Маклюэн является одной из наиболее ярких - если не самой  яркой - фигур интеллектуальной жизни  США 60-70-х годов ХХ в. В его работах наиболее полноценным образом были представлены его философские воззрения, изложена собственная культурологическая концепция и развита теория коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества.

Слова Маклюэна о том, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» сейчас как нельзя актуальны. В свое время ученый отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». А ныне в большую жизнь выходят мальчики и девочки, всосавшие все времена и пространства с компьютером. Что ж, Маклюэн предвидел и это. Еще в середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь «мир, «обвязанный» электричеством, не больше деревни».

 

1. Место идей Маклюэна  в философии, социологии и культуре  ХХ в.

 

Герберт Маршалл Маклюэн  родился в 1911 г. в городе Эдмонтоне, в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра  и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 г. получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 г. — в Торонтском университете.

Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги «The Mechanical Bride», посвященной американской рекламной индустрии. В 1952 г. М. Маклюэн стал профессором, а в 1953-1955 гг. руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникаций, организовывавшихся Фондом Форда. Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги «Галактика Гуттенберга». В 1963 г. М. Маклюэн основал Центр культуры и технологии при в Торонтском университете1.

Культурологическая позиция  Маклюэна отчетливо представлена уже  в «Галактике Гуттенберга», где изобретение  печатного пресса рассматривается  в качестве основного условия  возникновения нового типа ментальности и общественного устройства, характерных для индустриальной эпохи. В предшествующие эпохи, для которых системообразующими являлись такие технологии коммуникации, как устная речь и письменность, преобладал иной «сенсорный баланс», ориентированный на слух (даже в средние века манускрипты обычно зачитывались вслух) и тактильность. Массовое распространение печатного слова приводит к безусловному господству визуального восприятия над всеми иными видами сенсорного опыта, формирует особый тип человеческой индивидуальности, порождающий соответствующие общественные отношения, экономический уклад, науку, технику, культуру. В ХХ в. на смену ему приходят «электрические» (электронные) средства общения, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческих коммуникаций в направлении слияния изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникационное сообщество. В результате планета превращается в «глобальную деревню». По Маклюэну, обычные средства связи и коммуникации являются технологическим «продолжением» (extension) различных человеческих органов. Средства же коммуникации электронного типа становятся «продолжением» нервной системы человека, технологически расширяющим последнюю за пределы его органического тела. Подтверждением предвидениям Маклюэна стало бурное развитие информационных технологий, приведшее к возникновению принципиально отличной от прежних средств массовой коммуникации глобальной информационной сети Интернет2.

Международную известность  принесла ему публикация книги «Понимание медиа» (1964 г.) и в 1960-1970-х гг. М. Маклюэн  начал приобретать все большее влияние как теоретик проблем взаимосвязи культуры, медиа и технологий, а также автор публикаций по данной тематике. Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии «Война и мир в глобальной деревне», искусства «Через нулевую отметку» и рекламы «Наш бизнес — культура». Он консультировал многих мировых лидеров, включая Джимми Картера и Пьера Трюдо, а в 1975 г. был назначен Ватиканом советником Комиссии по проблемам социальных коммуникаций. М. Маклюэн получил множество престижных званий и наград, в том числе он являлся членом Королевского научного общества Канады (1964 г.) и кавалером Ордена Канады (1970 г.).

Оксфордский энциклопедический  словарь насчитывает 346 ссылок на Маклюэна. Один из самых интересных его афоризмов: «Средство коммуникации - это сообщение». Любопытно, что сам Маклюэн позже придумал и иной вариант фразы – «средство коммуникации - это массаж» и назвал так одну из своих книг. По его мнению, средства коммуникации «оглаживают, массируют человека, исподволь, незаметно меняя законы восприятия». Несмотря на то, что фразы Маклюэна у всех на слуху, мало кто на Западе читал его книги. Четко излагать мысли на бумаге не входило в число его талантов.

Репутации первопроходца  и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярнейшего персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими мудрыми и остроумными изречениями «пророка из Торонто». На поддержание этого имиджа работало также и графическое оформление его книг, разительно отличавшихся по облику, благодаря усилиям лучших графиков, фотографов и художников того времени, от сухих и невзрачных научных работ. Редко упоминаемой является также религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития.

Личность Маклюэна как  философа стала популярной в контексте  действий самих средств массовой коммуникации. Благодаря этому он приобрел репутацию не только исследователя поп- культуры, пускай на редкость противоречивого и запутанного. Одновременно он оказался в ореоле славы ее героя. Философ не ограничивал себя одними только научными исследованиями сухого академического плана, но и разрабатывал новые приемы и принципы оформления книги, разрабатывал синтетические виды искусства (в которых совместимы средства разных видов передачи культурной информации), придумывал любопытные афоризмы. Маклюэн выступил также и как концептуальный вождь приверженцев хепенинга и, в какой-то степени, «environmental art» - искусства. Эти экспериментальные творческие акты проводились людьми, вдохновившимися идеями его работ о наступившей благодаря современным средствам массовой коммуникации всеобщей вовлеченности и взаимосвязанности.

Маклюэн умер в 1980 г. в период работы над несколькими книгами и подготовки к выступлению на крупной международной конференции в США.

 

2. Концепция «глобальной  деревни» Маклюэна

 

Глобальная деревня (всемирная глобальная деревня) — термин, введенный Маршаллом Маклюэном для описания сложившейся новой коммуникационной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира.

Рассмотрим, как представляется Маклюэну влияние электронных коммуникаций на превращение планеты в «глобальную деревню».

Маклюэн рассматривал следующую  периодизацию социально- исторического  процесса: «устное», «рукописное», «книгопечатное» общество, «электронная эра».

В общих чертах схема развития цивилизации по Маклюэну выглядит так:

Если для Маркса не было другого двигателя истории, кроме классовой борьбы, то Маклюэн разглядел иной «движок»: смену технологий, которую, в свою очередь, вызывает смена способа коммуникации. Канадскому ученому, вероятно, одному из первых пришло в голову, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи этой информации. Из российских ученых такую же типизацию разрабатывал Ю.М. Лотман.

До изобретения письменности человека окружала только устная речь. Мир, царивший за порогом тесной «аудиовселенной», можно было познать лишь интуитивно, поэтому первую эпоху всемирной истории представлял человек слушающий. Это эпоха племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в акустическом (доалфавитном) мире (мифологическое сознание).

Изобретение алфавита переключило  центр восприятия со слуха на зрение - человечество вступило в механистическую  эпоху, продолжающуюся по сей день. По Маклюэну, детонатором «взрыва технологий» стало гусиное перо, а эпицентром взрыва можно считать изобретение печатного станка Гутенбергом.

Таким образом, вторую эпоху создал человек смотрящий. Это эпоха типографского (печатный станок И. Гутенберга) или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации. В данную эпоху изобретение алфавита означало переход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к новой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последовательно (рационалистическое сознание).

С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило  познавать мир индивидуально, вне  коллективного сознания общины. А  кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, то есть первым продуктом массового производства.

И, наконец, в XX веке произошел  новый переворот, связанный с  электричеством: «Электрическая цепь сокрушила время и пространство, погрузив каждого из нас в океан забот других людей. Она заново восстановила всеобщий диалог в глобальном масштабе. И главной вестью, которую она принесла людям, стала весть о Всеобщем Изменении».

Человек слушающий и смотрящий представляет третью эпоху — эпоху информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности (синтез мифорационалистического сознания).

Г. Маклюэн считал, что  электронная революция перекраивает жизнь. В начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.

Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи, в результате на основе причастности к той или иной информации создаются новые «племенные» отношения. Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры — к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью повышающей интеллектуальные и творческие способности человека3.

Движущими силами новой  революции, таким образом, стали  электронные СМИ, прежде всего телевидение. Маклюэн позаимствовал из мира джаза деление средств коммуникации на «горячие» (hot) и «холодные» (cool). К первым, информационно насыщенным, требующим осмысления и изучения, относится, например, печатное слово; ко вторым, восполняющим недостаток информации активным вовлечением потребителя в акт сопереживания, - телевидение.

Именно телевидение, по Маклюэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, в глобальную деревню, где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно. В этом мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить свое мировосприятие как раньше - последовательно, шаг за шагом, по кирпичику. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет - полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»).

Так расширявшаяся на протяжении последних столетий «галактика Гуттенберга» перешла в фазу сжатия. «На протяжении веков эры механизации мы расширяли возможности нашего тела в пространстве. Сегодня, по прошествии века электронных технологий, мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И быстрыми темпами приближаемся к финальной стадии этого «распространения человеческого» - технологической имитации сознания, когда творческий процесс познания перестанет быть вотчиной индивида и станет коллективным процессом».

Тут Маклюэну оставался  всего один шаг до вывода о слиянии  Сверхсознания с Богом, но ревностный католик в его душе вовремя остановился.

Информация о работе Концепция «глобальной деревни» Маклюэна