Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 20:41, реферат
Характеризуя развитие немецкой философии, Ф. Энгельс назвал период с 1790 по 1840гг., от Канта до Фейербаха, периодом классической немецкой философии. Это определение с полным правом может быть отнесено и к истории эстетической мысли, и поэтому соответствующий период в развитии эстетики может быть назван периодом немецкой классической эстетики.
В сочинениях немецких философов эстетика – органическая и необходимая часть философии, она является составным элементом их философских систем. Каждый из них исходил из принципиально важного значения эстетики в системе философского знания и органически включал эстетику в систему философских наук.
Введение. Эстетика как «философия искусства» ……………………………………3
Эстетические взгляды Гегеля на проблему искусства……………………………….6
Прекрасное как «чувственное явление идеи»………………………………………...9
Формы развития искусства…………………………………………………………...11
Эстетические категории………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………………..19
Основой данной исторической типологии различных видов искусств лежит принцип неодинакового соотношения между идеей (содержанием) искусства и его формой (чувственным образным воплощением).
Первой формой искусства является символическая. В символическом искусстве еще не найдена соответствующая идее (как внутреннему) внешняя форма; содержание искусства предстало еще в абстрактном неразвитом виде, а форма ему несоразмерна. Форма и содержание существуют как самостоятельные, связанные внешне, непосредственно и во многом случайно. Идея оказывается выше образов, хотя и сама по себе она еще неразвита. По Гегелю, полностью символичным является восточное искусство. Наиболее характерной для символической формы является архитектура.
В классическом искусстве как наиболее полном и адекватном воплощении идеи красоты и осуществления понятия искусства развития художественная форма в полной мере соответствует столь же развитому содержанию в их взаимопроникновении, что обеспечивает их единство (к классическому относится античное искусство). Свойственное классическому искусству свободное адекватное воплощение идеи красоты обеспечило полную реализацию художественного идеала.
В классическом искусстве ведущим видом искусства является скульптура. Признаком классического искусства является то, что здесь тело всецело духовно, а дух дан телесно. В соответствии с этим скульптура как специально классический вид искусства уже не довольствуется той внешностью, которая характерна для архитектуры. В скульптуре ни одна сторона не перевешивает, ни духовная, ни телесная, но обе они одинаково проникают одна в другую, так что в ней уже нет ничего духовного, что не было бы телесно, и нет ничего телесного, что не имело бы духовного смысла.
Разложение
классической формы искусства приводит
к переходу в новую форму – романтическую (средневековое и современное
искусство).
Учение Гегеля о трех исторических формах развития искусства является максимальной формой обобщения, итогом и завершением традиций немецкой классической эстетики.
С различными формами искусства связана также система отдельных искусств, которые дифференцируются на основе использования ими материала и языка. В этой связи Гегель дает характеристику отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и поэзии.
Гегелю принадлежит детально разработанное учение о жанрах и видах искусства. Отличительной особенностью этого учения является историзм. Гегель характеризует каждый из отдельных видов искусства в зависимости от того места и той роли какую он играет в общей истории художественного развития человечества. Подчеркивая неравномерность развития отдельных видов и жанров искусства, Гегель указывает, что в каждую эпоху какой-то определенный вид искусства оказывается доминирующим. Так, например, в искусстве Нового времени первостепенную роль играет роман, который Гегель называет «эпогеей буржуазного общества». По словам Гегеля, роман стремится к тому, чтобы дать эпическую и целостную картину мира и жизни.
В своей «Эстетике» Гегель широко использует материал истории искусства. Он глубоко анализирует античную скульптуру и архитектуру, греческую трагедию, средневековый эпос, византийскую, итальянскую, голландскую живопись и т.д. благодаря этому учение Гегеля оказало влияние не только на собственно эстетику, но и на теорию искусства.
Эстетические категории
С учением о трех исторических формах развития идеала связана и система эстетических категорий Гегеля. Система эстетических категорий у Гегеля исторически развивается. Она строится не только на основе субординации и координации категорий, но и на основе их исторического становления, исторического (и логического) перехода одной категории в другую.
В основе гегелевской эстетики лежат следующие три категории: прекрасное, возвышенное и безобразное. Причем прекрасное у Гегеля употребляется в двух смыслах: прежде всего в самом общем, то есть как идеал, и, во-вторых, в более частном значении, как определенная ступень в развитии идеала. В этом последнем значении категория прекрасного включается в систему эстетических категорий Гегеля.
Эти три категории в своей диалектической взаимосвязи соответствуют трем историческим формам развития искусства. Символической форме искусства соответствует возвышенное, классической – прекрасное и романтической – безобразное.
Символическое искусство (чаще всего) – это искусство возвышенного. Возвышенное предполагает такую самостоятельность смысла, по сравнению с которой внешнее должно представляться подчиненным, поскольку внутреннее не присутствует в нем. Возвышенное характерно для индийской или европейской поэзии, для египетской или индийской архитектуры.
В классической форме искусства господствующей категорией является прекрасное. Здесь прекрасное получает свое завершение и высшую точку развития. «…Классическое искусство стало воплощением идеала, соответствующим понятию, завершением царства красоты. Ничего более прекрасного быть не может и не будет»9. В классическом искусстве впервые получают развитие две другие эстетические формы – трагическое и комическое, которые Гегель связывает с расцветом драматического искусства.
В отличие от классического искусства в искусстве романтическом господствующее значение начинает приобретать категория безобразного. Это является логическим следствием того, что романтическое искусство концентрирует свое внимание на духовном и внутреннем, совершенно утрачивая интерес к внешнему и чувственному. «… Романтическое искусство уже не имеет больше своей целью изображение свободной жизненности бытия … и отворачивается от вершины красоты. Оно переплетает свое внутреннее содержание со случайностью внешних образований и предоставляет широкий простор безобразному в его характерных чертах»10.
Другие две категории – трагическое и комическое – относятся одновременно и к классической, и к романтической форме искусства.
Содержанием трагического является субстанциональное, существенное в своих целях, намерениях и поступках. Сущность трагического проявляется в коллизии между различными индивидуальностями, коллизии, которая обязательно носит нравственный характер.
Субстанциональное значение трагического наиболее подробно проявляется в античной трагедии, тогда как в современном искусстве трагическое проявляется чаще всего в форме драмы, то есть переходной форме между трагедией и комедией.
В отличие от трагического комическое субъективно и случайно. Комическое, как категория эстетики, реализуется в искусстве в жанре комедии. Гегель выделяет два типа комедии, существовавших в истории. Первый тип представлен комедиями Аристофана – он пронизан духом всеобщего комизма, при котором подвергаются осмеянию не только комические персонажи, но и сами зрители. Второй тип комедии возникает уже в поздней античности (Плавт, Теренций) и господствует в Новое время (Мольер). Здесь предметом комедии является не столько смешное, сколько прозаическое. Прозаическое основано на том, что герои (индивиды) относятся в своим целям с крайней серьезностью.
Комическое трактуется Гегелем в историческом развитии. В системе классического искусства комическое помогает ярче и глубже проявить индивидуальность, которая еще не утрачивает связи с объективным, субстанциональным. В романтическом же искусстве комическое проявляется как абсолютная субъективность и произвол, и поэтому искусство, как форма проявления и самопознания абсолютной идеи, разлагается и умирает именно в форме комического.
Гегелевская идея о фатальной гибели искусства в форме романтической комедии реализуется на последних страницах его «Эстетики». В форме комического абсолютный дух завершает свое инобытие в сфере искусства.
Падение искусства является в целом результатом исторического процесса, который осуществляется противоречиво, так что каждое приобретение достигается путем утрат и потерь. Для Гегеля падение искусства определяется не только социальными и историческими условиями, но и имманентной логикой развития мирового духа, который проходит стадии созерцания и представления и достигает самопознания в форме науки. Падение искусства фатально предопределено.
Таким образом, связь категорий возвышенного, прекрасного, безобразного, трагического и комического определяется у Гегеля логикой исторического развития, противоречивой диалектической сменой исторических форм искусства. Каждая эстетическая категория представляет у него определенную ступень в развитии мировой истории.
В методологическом отношении эстетика Гегеля стала синтезом философской систематической конструкции и историзма, объективизма и нормативности. «Эстетика» Гегеля демонстрирует потенциал еще далеко не исчерпанных эвристических возможностей. Не утратила своей значимости и глубокая убежденность Гегеля в том, что обоснование возможности и необходимости эстетического отношения и искусства должно быть укоренено в фундаментальных онтологических и гносеологических основаниях постижения общественно-исторической жизни как саморазвивающейся и саамоосмыслящейся реальности, а многообразные способы и формы их действительного существования могут быть философски осмыслены лишь в контексте всемирно-исторического процесса. Историческое искусствознание, по Гегелю, считается истинной наукой об искусстве.
Одна из исторических заслуг Гегеля – обоснование специфики философского подхода к искусству и концепция искусства как познания. При философском подходе, по мнению Гегеля, берется, во-первых, исходный пункт исследования, который должен иметь более широкое обоснование или предпосылку, лежащую за пределами рассмотрения собственно искусства и составляющую тем самым предмет других философских дисциплин. Во-вторых, философское исследование искусства отличается от эмпирического его изучения своей системностью, внутренней взаимосвязью, взаимопереходом, особым движением категорий и понятий.
Гегель создал уникальную целостную картину развития искусства, освещенную не только идеалистическим принципом понимания прекрасного как чувственно явленной идеи, но и диалектическим принципом развития. Искусство, с его точки зрения, способно выразить коренные, субстанциальные интересы человечества, исполнить великую учительскую миссию, помогая преодолеть разрыв между субъектом и объектом, идеальными велениями и природными влечениями: ведь развитие культуры и человека происходит путем снятия противоречий.
Влияние гегелевской эстетики на современников было огромным. Из эстетики Гегеля возникла целая школа. К числу ее последователей относятся К. Розенкранц («Эстетика безобразного», 1935), А. Руге («Новая предварительная школа эстетики», 1837), Ф. Фишер («Эстетика или наука прекрасного», 1947-1857). Однако попытки неогегельянцев модернизировать или улучшить эстетику Гегеля не дали положительных результатов. Напротив, неогегельянцы, стремясь истолковать учение Гегеля в духе позитивизма, значительно ухудшили наследие Гегеля. Они утратили главное достоинство эстетики Гегеля – диалектику и историзм. К тому же неогегельянцы не были способны и к критической оценке и переосмыслению эстетики Гегеля, так как они наследовали от Гегеля общий идеалистический метод мышления.
1. Адорно Т. Эстетическая теория. – М., Республика, 2001.
2. Волкова Е. Эстетика и искусствознание. – М., Знание, 1986.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. – В 2-х тт. – СПб, Наука, 1999.
4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – В 4-х тт. – М., Искусство, 1968-1973.
5. Гулыга А. Эстетика в свете аксиологии. – СПб, Алетейя, 2000.
6. Зарубина Л. Философия и музыка. – Челябинск, 2002.
7. Кривцун О. Эстетика. – М., Аспект Пресс, 1998.
8. Овсянников М. Гегель. – М., Мысль. 1971.
9. Шестаков В. Гармония как эстетическая категория. – М., Наука, 1973.
10.Шестаков В. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., Мысль, 1979.
11.Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. – М., Прогресс, 1980.
12. Эстетика Гегеля и
1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. – т.1 – М.,1968. – С.95.
2 Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. – В 2-х тт. – СПб, Наука, 1999.
3 Овсянников М. Гегель. – М., Мысль, 1971. – С. 179.
4 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – В 4-х тт. – М., Искусство, 1968. – Т.1. – С. 61.
5 Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., Мысль, 1979. – С.340.
6 Овсянников М. Гегель. – М., Мысль. 1971. – С.181.
7 Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., Мысль, 1979. – С.337.
8 Там же. – С. 337.
9 Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., Мысль, 1979. – С.347.
10 Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. – М., Мысль, 1979. – С.347.