Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:36, контрольная работа
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Введение…………………………………………………………………………...3
Искусство и наука…………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия наук»
Барнаул 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Искусство и наука……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Познание - прежде всего человеческая
деятельность. Это он, человек, всеми
доступными ему, исторически сложившимися
способами осваивает и
Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.
Наука и искусство
По мере того, как человек понимал единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, развития и умирания, человек видел в природе, у животных, и в своей жизни. Эту цикличность он и положил в основу своего первого представления о мире.
Цельность сознания и единство всего окружающего, упорядоченного, переходящего от малого к большему и от большему к малому, внутренняя взаимосвязь самого малого с самым большим, развилось в систему научных взглядов. Цикл в сознании человека ассоциировался с кругом, потому что, как и круг, он заканчивался с того, с чего и начинался. Возвращение к своему началу и, проходя определенный этап, который ассоциировался со смертью, заканчивалось обновленным состоянием и продолжением вновь и вновь следованию по тем же ступеням, возвышаясь к некоторому идеалу и совершенству. Концепцию мира, подобного шару, состоящего из различных сфер (невидимых шарообразных оболочек), возвышающихся, и по мере этого возвышения утончающихся, очень долго принимали философы античности как единственную концепцию мироздания. Эти представления об устройстве космоса положили начало науке и искусству. Наиболее полно концепция развития космоса и сфер изложена у Платона в диалоге «Тимей».
Элементы, которые составляли цикличность, а также и вообще любые смысловые основы каких-либо взглядов человека - нечто такое, за что человеческий ум мог бы зацепиться, опереться, как о некоторую твердыню в своем сознании, стали называться символами. Эти элементы, заключающие в себе некоторый смысл, как составляющие систему взглядов воззрения на мир, что мы теперь называем мировоззрением, воспринимались человеком как носители того мира, частью которого являются.
Греки пришли к удивительному заключению о мире - любой малый его элемент несет в себе все качества большого, частью которого является сам. Так ученые начинали исследовать какую-либо малую часть, полагая, что исследуемый элемент расскажет все о том, частью чего он является. Философы строили свои гипотезы об устройстве мира и при этом исследовали малые частицы. Возникновение геометрии, позволяющей создавать условные модели мира, было основано на таком отношению к миру.
В этих рассуждениях об устройстве
мира человек впервые начал
Во времена античности поэтому так близко было искусство с наукой. Искусство было призвано, так же как и наука, повторять желаемый облик. Только искусство пыталось использовать все изобразительные возможности для отражения глубины и совершенства человеческих переживаний и явлений в мире, а наука - исследовать их. И неизвестно, что было первично. Вероятно, желание человека понять мир и создать нечто похожее самому выразились именно так: искусство - точное и буквальное повторение, отражающее глубину; арифметика - знаковое абстрактное повторение, измеряющее величину, определяющее все в мире символом-числом, как было у пифагорейцев, для установления закономерностей; геометрия - имитация абстрактная, близкая к живописи, создающая лишь условную модель для исследования.
Именно поэтому воспитание и образование покоилось на этих трех китах. А философия, как наука о смыслах, была важнейшей из всех, ибо она связывала по сути эти три различных проявления человеческого сознания, в котором жажда знаний о мире была самой страстной из всех других желаний. Смысл развития этих наук-языков, отражающих различные стороны действительности, заключался в философском осмыслении и объединение воедино исследования различных сторон космоса и человека. Искусство - доподлинно и материально правдоподобно изображало то, что окружает человека. Арифметика позволяла каждому явлению и предмету в окружающем мире присвоить некоторое числовое значение, наделить своим символом-знаком, чтобы прибегая только к этим знакам рассматривать закономерности в мире. Геометрия - давала умозрительные представления о создании мира и человека, их существовании, создавала некоторый условный образ, который становился абстрактной категорией и одним из значащих элементов мировоззрения.
Знающий условный язык искусства и науки мог просветить свой разум, понять устройство мира и положение в нем человека. Язык знаков - язык условный, который легко прикасается к миру и к человеку, позволяя уловить их взаимосвязи и закономерности. Язык буквальный, язык античного искусства - язык тоже в некоторой степени условный, так как он дает представление только о внешней телесной стороне вещей, имитация которых не может в полной мере вмещать ту силу, которая заключена в реальных вещах. И только язык символический может наиболее полно раскрыть природу вещей, так как он материальными средствами пытается выразить то, что находится за гранью материи, абстрагируясь от реально видимого, проникая в самую суть.
Изобретение паровоза, автомобиля и самолета, кино и радио, не совершили переворота в психологии людей или их мировосприятии. Новые открытия в науке и технике несравнимы с предшествующими.
Наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей а, следовательно, и на их психологию. И все же существует ли взаимовлияние между искусством и наукой? Да, наука и искусство не только бесспорно влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое - в области тайн природы, второе - человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того - это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство духовно богаче, человечнее, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.
Искусство - это грандиозное здание, отдельное же произведение - здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования - это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты - это кусочек пройденного пути. Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомиться с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.
Но ученый видит и одну область, где наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта - правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлось только искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства. Это не значит, что искусство - область только человеческих эмоций, автор не может согласиться с мнением, что рационализм объединяет и сушит человека. Физик не видит соперничества между искусством и наукой, цель у них одна и та же - сделать людей счастливыми.
Чем же объясняется падение престижа искусства и опасность превращения его в украшателя жизни? У искусства много веков имевшего только одного соперника в борьбе за человека - религию, теперь появился новый соперник, незаметно выросший и представший, как, по меньшей мере, равный, перед изумленным взором художников, привыкших взирать на науку высокомерно и с пренебрежением. Теперь литература и искусство могут выполнить свое высокое назначение только тогда; когда они предвзято осмыслят, поймут необозримый духовный мир науки, если будут ориентироваться на то же высокий уровень, который молодежь ищет и так часто находит в науке. Главный пафос статьи и направлен к радикальному изменению отношения со стороны искусства к огромному, полному исканий и подвигов миру людей науки, к их творчеству, к их мыслям, страстям, страданиям и радостям.
В прошлом столетии, когда наука, а вслед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований, во всяком случае, в наиболее развитых науках, углубился в такие дебри, что делать это трудновато. Правда, что непосредственное подбрасывание идей, наиболее простая форма влияния на науку. Если мы хотим понять действительные возможности искусства в этом плане мы должны более глубоко изучить этот вопрос.
Воздействие научно-технической
революции на все сферы нашей
жизни никто не может отрицать
- настолько это очевидно. Но как
не парадоксально, а воздействие
современной и не только современной
науки и техники на художественное
творчество многие годы дискутируется
в специальной массовой печати. В
ходе обсуждения высказываются и
плодотворные и противоречивые, а
часто и прямо противоположные
точки зрения. Они весьма поучительны.
Научно-техническая революция