Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:17, реферат
Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии и эстетики. Оригинальность его философии связывают с системой доказательств того, что восприятие прекрасного – это сложная и противоречивая способность человека, менее всего доступная пониманию. Он показал эстетическое наслаждение как предмет исследования человеческих способностей, гораздо более глубокий и философский, нежели, например, физика. Человеческие чувства, страсти, аффекты основываются не столько на внешних свойствах вещей, возбуждающих ощущения, сколько на присущем человеку чувстве удовольствия или неудовольствия ощущений, возбуждаемых предметом. Кант обнаруживает единство прекрасного и возвышенного как истинно человеческого в человеке.
И. Кант
Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии и эстетики. Оригинальность его философии связывают с системой доказательств того, что восприятие прекрасного – это сложная и противоречивая способность человека, менее всего доступная пониманию. Он показал эстетическое наслаждение как предмет исследования человеческих способностей, гораздо более глубокий и философский, нежели, например, физика. Человеческие чувства, страсти, аффекты основываются не столько на внешних свойствах вещей, возбуждающих ощущения, сколько на присущем человеку чувстве удовольствия или неудовольствия ощущений, возбуждаемых предметом. Кант обнаруживает единство прекрасного и возвышенного как истинно человеческого в человеке.
Кант считает, что человек становится человеком благодаря цивилизации. Она учит человека правилам человеческой жизни и морали. В «Критике чистого разума» Кант исследует эту способность и пытается уяснить, как рождаются принципы, понятия, что может и чего не может разум человека. Ему удается доказать творческий характер человеческого разума, утвердить человеческую активность и свободу. При этом Кант различает два вида знания (познания): опытное (апостериорное) и внеопытное (априорное). Опыт, в том числе эстетический, Кант определяет как единство чувственности и рассудка.
В «Критике способности суждения» Кант рассматривает способность суждения, связанную с понятиями «цель»; «прекрасное»; «Художественный вкус». Суждение вкуса есть созерцательное суждение. Оно отличается незаинтересованностью в предмете, доставляющем нам наслаждение. В суждении нет корыстных желаний обладания или удовлетворения, выгоды или заинтересованности в предмете. Предмет, вызывающий эстетическое удовольствие, приятен человеку безлично, как представителю рода человеческого, а не как индивиду. Нет логических предпосылок для определения предмета как прекрасного, но есть предчувствие рассудка к этому.
Эстетическое суждение Канта соединяет с нравственными понятиями и с понятием назначения эстетического, его характера и идеала. Он считает, что эстетическая идея в искусстве может служить моральным символом. Прекрасное в природе открывается через прекрасное в искусстве. Само искусство – это не подражание природе, а воплощение идеи образа в творчестве художника. Кант рассматривает проблему таланта, который следует известным правилам и работе гения, непонятным образом воплощающего природный дар и дух. Гениальность Кант связывает со способностью восприятия эстетических идей, под которыми понимают образы, недоступные мышлению. Так, за пределами абстрактного мышления лежат образы «Божественной комедии» Данте.
Объективные категории эстетики.
Проблема прекрасного в эстетике.
Категории эстетики (от греч. Kategoria – высказывание, признак) – наиболее общие понятия, в котором отражается история освоения человеческим обществом мира по законам красоты.
Категория «прекрасное». Труднее всего дать определение чему-то знакомому, тому, с чем встречаешься каждый день, что кажется известным. Чувство прекрасного, как правило, индивидуально, поэтому великие мыслители часто противоречат друг другу. Например, А.Блок, писал: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен», а в другом месте: «Мир - прекрасен, как всегда». В самом деле, так и есть. Как бы человеку не было плохо, природа всегда умиротворяет: снег на полях под солнцем, листья, падающие на землю, затухающие краски и звуки сумерек – жизнь прекрасна.
В то же время Гете говорил: «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Это уже совсем другое: красота мимолетна, случайна. Так, людей симпатичных много, но по-настоящему прекрасных найти сложно. Римляне отмечали: все прекрасное редко, его нелегко встретить, еще труднее распознать, а уж дать обще определение – вообще невозможно. Единственное, с чем можно согласится: прекрасно то, что нравится.
Впервые прекрасное как категория рассматривается в диалоге Платона «Пир». Прекрасное несет в себе мужское и женское начало, оно посредник между Богом и людьми. Оно совершенство, которому свойственно не только телом (физическое), но и нравам, законам общежития (моральное) и проявляется в симметрии (для пластических искусств) и гармонии (для музыки).
Древние искали вечный канон красоты исходя из пропорциональности (меньшая часть так же относится к большей, как большая к целому – 1:7 для мужского тела, 1:8 для женского ( за единицу взята голова человека).
Феномен прекрасного.
Иммануилом Кантом были написаны «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Третья критика, «Критика способности суждения», подразделяется на две части – философию искусства и философию органической природы. Кант предполагал, что эстетические проблемы невозможно осмыслить с общезначных позиций. Принципы красоты носят эмпирический характер и, следовательно, никогда не могут служить для установления всеобщих законов. Кант выдвигает антитезис: именно эстетическое есть среднее между истиной и добром, именно здесь сливаются воедино теория и практика. В 1787 г. Кант в письме к Рейнгольду, сообщает об открытии «нового ряда принципов априори», а именно – «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская системы Канта получает законченные контуры. Она делится на три части в соответствии с тремя способностями человеческой психики: познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность желания»). В «Критике чистого разума» изложена первая составная часть философской системы – теоретическая. В «Критике практического разума» третья составная часть философской системы – практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет телеологией. Позже телеология потеснится. Впереди нее расположиться эстетика, вместе они составят содержание «Критики способности суждения». Одна из основных идей «Критики способности суждения» - единый подход к живой природе и художественному слову на основе принципа целесообразности.
До Канта природу сопоставляли с искусством. Критерием искусства признавались произведения искусства. Кант же подчеркивал: « При виде произведения изящного искусства, а не природа; но тем не менее целесообразность в форме этого произведения должна казаться столь свободной от всякой принудительности произвольных правил, как если бы оно было продуктом одной природы.»
Эстетическое – не монолит, у него два лица, одно обращено к знанию – прекрасное, другое к морали – возвышенность. Анализ Канта эстетических категорий ограничивается рассмотрением прекрасного и возвышенного. Кант вскользь рассуждает о комическом, а трагического вообще не касается. Канта интересует не столько эстетика как таковая, сколько ее опосредующая роль. Канту достаточно прекрасного и возвышенного, для решения вставшей перед ним задачи.
Аналитика прекрасного строится по четырем признакам – качеству, количеству, отношению, модальности. Первое объяснение звучит односторонне: «прекрасно то, что нравится, не вызывая интереса». Оценка приятного возникает в ощущении и связана с интересом. Доброе мы оцениваем при помощи понятий, благоговение к нему также связываем с интересом. Оценка красоты свободна от интереса, чувств и разума. Канту важно развеять рационалистические и утилитаристские настроения, поэтому от столь категоричен в формулировках.
Второе пояснение прекрасного с более широким подходом к проблеме. «Прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия». Удовольствие от прекрасного производно от « свободной игры» познавательных способностей – воображения и рассудка; отсюда «субъективная всеобщность» красоты.
До Канта считалось, что красота дается человеку непосредственно при помощи чувств. Достаточно просто быть чутким к красоте, обладать эстетическим чувством. «Эстетическое чувство» - сложная интеллектуальная способность. Еще древние заметили, что возможна сверхчувственная красота. Чтобы насладиться красотой природы, надо уметь оценить его достоинства. Иногда это происходит «сразу», а иногда требуется время и интеллектуальные усилия. Чем сложнее предмет, тем сложнее, специфичнее его оценка. Красоту научной теории оценит только специалист. Чтобы понять красоту математической формулы, нужно обладать художественной культурой, но прежде всего надо знать математику. Всеобщность эстетического суждения состоит в «сообщаемости», в том, что затратив силы и время, любой человек может нем разобраться. Художественная культура не всегда дается от рождения, чаще воспринимается.
Третье определение прекрасного: «Красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Кант вводит понятие красоты «сопутствующей». Сопутствующая красота предполагает «понятие цели, которое определяет, чем должна быть вещь». В сфере «сопутствующей» красоты рождается эстетический идеал. Нельзя представить себе идеал красивых цветов. По Канту, идеал красоты, состоит в «выражении нравственного». Заключительный вывод эстетики Канта гласит: «Прекрасное есть символ нравственно доброго».
Кант устанавливает «идею нормы» - своего рода идеальное воплощение внешнего облика. Норма красоты – средняя величина для данного класса явлений. Вы хотите увидеть силуэт красивого мужчины, возьмите тысячу изображений, наложите их друг на друга – наиболее затемненная часть может служить эталоном. Можно просто вычислить, найдя средние показатели размеров тех или иных частей тела. Логика рассуждений Канта через проблему человека, привела его эстетику в еще более тесное соприкосновение с познанием.
Четвертое определение прекрасного: «Прекрасно то, что познается без (посредства) понятия как предмет необходимого благоволения». Прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общности.
Все четыре определения суммируются в одном: «Красотой вообще (все равно, будет ли она красотой в природе или красотой в искусстве) можно назвать выражение эстетических идей»э красота у Канта немыслима без истины, но это различные вещи.
Кант о прекрасном.
Мысль канта: для того чтобы считать что-либо хорошим, нужно знать, каким должен быть предмет, т.е. иметь о нем понятие, но для того чтобы считать что-либо прекрасным, в этом нет необходимости Прекрасно то, что нравится всем без понятия.
Обращаясь к феномену прекрасного, Кант берет пример из созерцания. Вот мы замечаем вдалеке сельский дом.
Если мы сознаем, что созерцаемый предмет есть дом, то с необходимостью должны иметь и представление о различных частях этого дома – крыше, окнах, дверях и т.д. Если бы мы не видели этих частей, то не видели бы и самого дома. Но такое представление о многообразии его частей мы не сознаем, и поэтому само наше представление о мыслимом предмете есть неотчетливое представление. Если бы мы, пожелали далее иметь пример неотчетливости в понятиях, то для этого нам могло бы послужить понятие красоты. Однако в это понятие входят различные признаки, и среди прочих прекрасным должно быть то, что 1) относится к чувствам и 2) нравится всем. Если мы не можем различать многообразие этих и других признаков красоты, то наше представление о ней еще неотчетливо.
Чувственность и рассудок, присущи человеку, по мнению Канта, в процессе познания обнаруживают различия между созерцанием и понятиями. Созерцание имеет свой источник в чувственности, понятия – в рассудке. Это логическое различие между рассудком и чувственностью, по которому последнее доставляет только созерцание, а рассудок, напротив только понятие. Так же, чувственность можно определить как способность восприимчивости, рассудок как способность спонтанности. Знание может быть совершенным или с точки зрения законов чувственности, или с точки зрения законов рассудка. В первом оно совершенно эстетически, в последнем – логически. То и другое совершенство, эстетическое и логическое, разного рода: Первое относится к чувственности, второе – к рассудку. Эстетическое совершенство, может быть полезным для логического совершенства. Если в эстетическом совершенстве мы видим не подлинно прекрасное, а конечно раздражающее и возбуждающее, которое нравится чувству лишь в ощущении и относится не к одной лишь форме, но и к материи чувственности. Рассудок хочет получать, чувственность – оживлять . . .
«Субъективная целесообразность» - это уже принцип эстетики, а не телеологии. Кант о соотношении природы и искусства: «Искусство отличается от природы как делание от деятельности или действования вообще, а продукт или результат искусства от продукта природы – как произведение от действия».
Эстетическая способность суждения для Канта состоит в том, чтобы испытать чувство удовольствия (благорасположения), которое получают от предметов, оцениваемых как прекрасное или возвышенное. Эстетическое удовольствие отличается от просто приятного, испытываемого в чувствах, и доброго, испытываемого в моральных отношениях.
У Канта, эстетическая оценка произведения искусства, заключается в том, что мы получаем удовольствие, идущее не от понятия, а от созерцания формы эстетического предмета. В этом случае эстетическая оценка субъективна, но ее выражение приобретает как бы статус всеобщего значения. Произведение искусства должно рассматриваться как целесообразное, но эта целесообразность не осмысливается, а поэтому прекрасное нравится нам, что мы не имеем практического интереса. Кант заканчивает анализ эстетической способности суждения рассмотрением возвышенного, основывающегося на чувственном восприятии объектов природы.
Лишь в XVIII в., утверждаются самостоятельные права чувственного познания, и тем самым декларируется относительная независимость суждений вкуса от рассудка с его понятиями. Кант считал, всеобщность эстетического суждения вкуса действительной в отношении рассудка и морали. В числе «способностей человеческой души» наряду с «познавательной способностью» и «способностью желания» есть также способность, которую Кант называет «чувством удовольствия и неудовольствия». Кроме того, в системе «высших познавательных способностей» Кант выделяет: а) «рассудок», (познающий законы природы); б) «разум», (познающий законы свободы); в) «способность суждения», которая осуществляет связь между обеими этими способностями и «дает для этого... свои отличительные априорные принципы». Эстетическая способность суждения, таким образом, имеет косвенное отношение к познанию.
Для того чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы, соотносим представление не с объектами познания посредством рассудка, а с субъектом и испытываемым удовольствием или неудовольствием посредством воображения (быть может, связанного с рассудком).
Прекрасное и возвышенное.
Прекрасное есть только то, что относится к вкусу; возвышенное, относится к эстетическому суждению, но не к вкусу. Представление о возвышенном должно быть само по себе прекрасным, в противном случае оно будет грубым, варварским и претящим вкусу.