Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:40, реферат
Этика Канта систематически разработана в трех произведениях «Основоположение к метафизике нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797). К ним примыкают составленные по позднейшим записям лекции по этике. Вокруг этих основных трудов группируется большое количество произведений, рассматривающих моральные проблемы в связи с другими вопросами такие как: «Ответ на вопрос что такое просвещение?» (1784), первая часть «Критики способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793), «О вечном мире» (1795), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), и др. В данной работе, я рассмотрю основные этические воззрения Канта.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Иммануил Кант. Биография…………………………………………………………......4
2. Главный закон этики И.Канта…………………………………………………………...5
2.1. Этические рассуждения И.Канта об абсолютности морали и доброй воли…....5-7
2.2. И.Кант о категорическом императиве…………………………………………....8-11
2.3. Кант о долге, свободе, бессмертии души и бытие Бога……………………….12-18
Заключение………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………...20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Направление «Производственный менеджмент»
на тему:
«Главный закон этики И. Канта»
Выполнил:
Проверил:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Иммануил Кант. Биография………………………………………………………
2. Главный закон этики И.Канта………………………………………………………….
2.1. Этические рассуждения И.Канта об абсолютности морали и доброй воли…....5-7
2.2. И.Кант о категорическом
императиве…………………………………………....
2.3. Кант о долге, свободе, бессмертии души и бытие Бога……………………….12-18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
2
Введение.
Обозначая своеобразие своей этики, Кант писал: «Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы» [3; 125].
Для Канта долг — чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается и всеобщность морального закона, и внутреннее достоинство личности. Индивидуальная воля может трансформироваться во всеобщую, а добродетель соединиться со счастьем в том случае, если личность в самой себе найдет ту твердую нравственную опору, которую ранее она ошибочно искала во вне — в природе, в боге, в общественной среде.
Этика Канта систематически разработана в трех произведениях «Основоположение к метафизике нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797). К ним примыкают составленные по позднейшим записям лекции по этике. Вокруг этих основных трудов группируется большое количество произведений, рассматривающих моральные проблемы в связи с другими вопросами такие как: «Ответ на вопрос что такое просвещение?» (1784), первая часть «Критики способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793), «О вечном мире» (1795), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), и др. В данной работе, я рассмотрю основные этические воззрения Канта.
3
Иммануил Кант (1724-1804) является
родоначальником немецкой классической
философии. Родился он в Восточной Пруссии,
городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником
с достатком и мечтал, чтобы его сын стал
пастором. Кант получил пиетисткое воспитание,
которое выразилось и в его творчестве.
Пиетистское движение, возникшее на исходе
XVII столетия, явилось результатом протеста
против духовного застоя и перерождения
лютеранской церкви. Пиетисты отвергали
обрядность, переносили центр тяжести
религии на внутреннею убежденность, знание
текстов Священного писания и нравственное
поведение. В 1745 г. Кант окончил теологический
факультет Кенигсбергского университета
и в силу недостатка средств был вынужден
в течение девяти лет работать домашним
учителем, занимаясь в то же время интенсивными
философскими изысканиями. Лишь в 1755 г.
он стал преподавателем университета
в качестве приват-доцента. В университете
он преподавал множество дисциплин и имел
энциклопедическую образованность. В
1770 г. он стал профессором, а к концу своей
научной и жизненной деятельности деканом,
а затем и ректором (1786-1790). В 1797 г. он вынужден
был уйти в отставку по состоянию здоровья.
Так, скупо и в двух словах можно рассказать
о внешней канве жизни великого философа,
который безвыездно всю жизнь прожил в
Кёнигсберге.
Всю свою жизнь Кант подчинил
определенным принципам, от которых никогда
не отступал, к таковым относятся достижение
материальной независимости (Кант все
считал и жил строго по средствам) и забота
о здоровье. Они, конечно, не были самоцелями,
но их соблюдение необходимо было для
поддержания работоспособности и творчества.
Конечно, здесь мало поэтического, но лишь
такой режим жизни позволил Канту выполнить
все им намеченное.
4
2.1. Этические рассуждения И.Канта об абсолютности морали и доброй воли.
Во Введении к «Основоположения к метафизике нравов» Кант формулирует исходную аксиому своей теоретической этики: «Каждому необходимо согласиться, что закон, если он должен иметь силу морального закона, т е. стать основой обязательности, непременно содержит в себе абсолютную необходимость» [2; 6].
Когда, к примеру, говорится «не лги», то имеется в виду, что этого нельзя делать никому, никогда и ни при каких условиях, этого нельзя делать не только человеку, но и любому другому мыслимому существу, если оно находится на уровне человека или стоит выше его. Как скажет Кант впоследствии в одном из своих произведений, этого нельзя делать даже ради спасения жизни друга. Столь же категоричными, безусловными являются все другие моральные нормы. В нравственных законах задается абсолютный предел человека, та первооснова, последняя черта, которую нельзя переступить, не потеряв человеческого достоинства. Так как нравственная обязательность имеет абсолютный характер, то ее истоки «должно искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, исключительно в понятиях чистого разума».
В нравственности речь идет не о законах, «по которым все происходит», а о законах, «по которым все должно происходить». Исходя из этого Кант четко разводит два вопроса:
а) каковы принципы, законы морали
б) как они реализуются в опыте жизни. Соответственно и моральная философия разделяется на две части: на априорную и эмпирическую.
5
Первую Кант называет метафизикой нравственности, или собственно моралью, а вторую — эмпирической этикой, или практической антропологией. Соотношение между ними такое, что метафизика нравственности предшествует эмпирической этике или, как выражается Кант «должна быть впереди».
Мораль — может и должна быть определена. Моральный закон обладает абсолютной необходимостью, и сказать, что он никак не зависит от опыта и не требует даже подтверждения опытом, — значит ничего не сказать. Чтобы найти моральный закон, нам надо найти абсолютный закон. Что же может быть в качестве абсолютного начала? Добрая воля — таков ответ Канта: «Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме доброй воли» [3; 216].
Под доброй волей он понимает безусловную, чистую волю, т.е. волю, которая сама по себе, до и независимо от каких бы то ни было влияний на нее, обладает практической необходимостью. Говоря по-другому, абсолютная необходимость состоит в «абсолютной ценности чистой воли, которой мы даем оценку, не принимая в расчет какой-либо пользы».
Ничто из свойств человеческого духа, качеств его души, внешних благ, будь то остроумие, мужество, здоровье и т.п., не обладает безусловной ценностью, если за ними не стоит чистая добрая воля. Даже традиционно столь высоко чтимое самообладание без доброй воли может трансформироваться в хладнокровие злодея. Все мыслимые блага приобретают моральное качество только через добрую волю, сама же она имеет безусловную внутреннюю ценность. Добрая воля, собственно говоря, и есть чистая (безусловная) воля, т.е. воля, на которую не оказывают никакого воздействия внешние мотивы.
Волей обладает только разумное существо — она есть способность поступать согласно представлению о законах. Говоря по-другому, воля есть практический разум. Разум существует, или, как выражается Кант, природа предназначила разум для того, чтобы управлять нашей волей.
6
Если бы речь шла о самосохранении, преуспеянии, счастье человека, то с этой задачей вполне и намного лучше мог бы справиться инстинкт, о чем свидетельствует опыт неразумных животных. Более того, разум является своего рода помехой безмятежной удовлетворенности, что, как известно, даже дало возможность античным скептикам школы Пиррона считать его основным источником человеческих страданий. Во всяком случае нельзя не согласиться с Кантом, что простые люди, предпочитающие руководствоваться природным инстинктом, бывают счастливее и довольнее своей жизнью, чем рафинированные интеллектуалы. Кто живет проще, тот живет счастливее. Поэтому если не думать, что природа ошиблась, создав человека разумным существом, то необходимо предположить, что у разума есть иное предназначение, чем изыскивать средства для счастья. Разум нужен для того, чтобы «породить не волю как средство для какой-нибудь другой цели, а добрую волю самое по себе.
Так как культура разума предполагает безусловную цель и приноровлена к этому, то вполне естественно, что она плохо справляется с задачей обслуживания человеческого стремления к благополучию, ибо это — не ее царское дело. Разум предназначен для того, чтобы учреждать чистую добрую волю. Все остальное могло бы существовать и без разума. Чистая добрая воля не может существовать вне разума именно потому, что она чистая, не содержит в себе ничего эмпирического. Это отождествление разуА и доброй воли составляет высшую точку, самое сердце кантовской философии.
Нравственный закон как изначальный закон воли не имеет и не может иметь какого-либо природного, предметного содержания и определяет волю безотносительно к какому-либо ожидаемому от него результату. В поисках закона воли, обладающего абсолютной необходимостью, Кант доходит до идеи закона, до той последней черты, когда «не остается ничего, кроме общей законосообразности поступков вообще, которая и должна служить воле принципом» [4; 312].
7
2.2. И.Кант о категорическом императиве.
Нравственный закон — объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. И он должен был бы быть самоочевидной основой поведения всех. Однако человек — не просто разумное существо, он — несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, а могут быть и чаще всего и бывают случайными. Короче говоря, она сообразуется не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он приобретает форму принудительного веления — императива [1; 145].
Для того чтобы описать специфическую императивность нравственности, Кант подразделил все императивы человеческого поведения на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически. Гипотетические императивы можно назвать относительными, условными. Они говорят о том, что поступок хорош в каком-то отношении, для какой-то цели. Поступок оценивается с точки зрения его возможных последствий. Таковы, например, советы врача, которые хороши для человека, заботящегося о своем здоровье. Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, без учета последствий, безотносительно к какой-либо иной цели. В качестве примера можно сослаться на требование честности. Только категорический императив можно назвать императивом нравственности. И наоборот: только императив нравственности может быть категорическим.
8
Так как нравственный закон не содержит в себе ничего, кроме всеобщей законосообразности поступков, то и категорический императив не может быть ничем иным, как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом, привести свои максимы в соответствие с ним. О чем и говорит, ставшая знаменитой кантовская нравственная формула, из которой выводится вся человеческая нравственность: «Таким образом, существует только один категорический императив, а именно поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Закон ограничения максимален условием их общезначимости для всех разумных существ означает, что каждое разумное существо необходимо рассматривать в качестве ограничивающего условия того абсолютного предела, который категорически запрещено переступать. Разумное существо полагает себя в воле как цель. Категорический императив поэтому должен включать в себя идею самоцельности человека как разумного существа, субъекта возможной доброй воли и может быть переформулирован следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2; 301].