Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:57, реферат
От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.
В сфере наших интересов лежит изучение особенностей научного знания, принципов, на основании которых знаниям может быть присвоен статус научных. Выделение критериев научности - «правил, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания» [2, с.6] - обусловлено тем, что человеческий познавательный опыт так многообразен, и знания об окружающем мире формируются не только в рамках науки, но и за ее пределами. В связи с этим Л. Шестов в своей работе «Апофеоз беспочвенности» отмечает, что: «по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию» [13, с.171].
Исследования в данной области имеют длительную историю и демонстрируют многообразие подходов. Вопрос выделения критериев научности знания рассматривался еще Сократом, который высказывал предположение о том, что научное знание должно быть обобщенным. Его ученик Платон отмечал, что критерием наличия знания является способность дать определение. Аристотель, говоря о познании и его видах, выделял аподиктическое знание, областью которого является достоверное знание, а также подчеркивал, что научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое. Обобщая наиболее важные этапы в становлении взглядов на специфику научного знания, отметим, что в конце XVIII века благодаря И.Канту и его работе «Critique of Pure Reason» произошел переворот в теории познания. Он установил, что разум не пассивно отражает действительность, а участвует в ее становлении. Таким образом, знание зависит от форм своего продуцирования (см. подробнее 14). В XIX веке возникает представление об историчности знания и истины. Одними из наиболее известных исследователей, внесших вклад в изучение вопроса разграничения науки/ненауки, были К.Поппер, предложивший критерии верифицируемости и фальсифицируемости (см. подробнее 16) и Т.Кун, предложивший 5 характеристик добротной научной теории, среди которых он назвал точность, непротиворечивость, плодотворность, простоту и возможность широкого применения (см. подробнее 15)
Относительно вопроса
о демаркации научных и, в терминологии
Ильина и Калинкина, обыденных форм
знания, хочется отметить, что до
сих пор не разработано сколько-нибудь
универсальной системы
В.В.Ильин подчеркивает, что причиной неудач в решении данного вопроса является редукционизм в выделении критериев, в результате которого игнорируется многообразие форм научности. И стремясь избежать этого, он предлагает типологию критериев научности знания, выделяя три основных группы.
Во-первых, это наиболее общие критерии, отделяющие науку от ненауки. Они образуют некий «предельный (для данного состояния науки) базис» [1, с.63-71], составляющий понятие единой науки безотносительно к ее дифференцированности по предметно-методическим и профессиональным формам. Это такие нормативы, как внутренняя формальная непротиворечивость, причинно-следственная связность, рациональность, воспроизводимость, интерсубъекетивность. Например, в науке нет места рационально необоснованному, в противном случае имеется выход за ее пределы и границы. Такие критерии делают науку динамически действующей системой, охватывающей хотя и автономные, но структурно подобные гносеологические знания. Отсутствие хотя бы одного из указанных критериев неизбежно грозит распадом науки как способа познания.
Во-вторых, автор выделяет «исторически-преходящие нормативы» [Там же], определяющие модельно-аналоговый, интерпретативный процесс, предполагающие порядок природы познаваемым, выявляющие рациональные типы связей, используя которые можно осмысленно описывать течение событий. В эту группу входят требования к онтологическим схемам, гносеологическим допущениям, картинам мира и т.д. Данные критерии имеют значение для квалификации знания в его конкретно-исторической перспективе.
В-третьих, это критерии,
относящиеся к профессионально
расчлененным областям
Одним из достоинств предложенной
В.В.Ильиным классификации
Научное знание определяется по-разному. Например, В.С.Швырев определяет его как «эмпирически и теоретически обоснованную картина видения реальности» [12, с.169]. Из определения видно, что автор выделяет наличие достаточных оснований для утверждения истинности знания как основу для оценки его природы.
М.К.Петров считает, что научное знание это «социокод, т.е. независимое от субъекта существование в социальной памяти общества накопленных в результате его развития фактов, представлений, суждений о реальной действительности» [9, с.20-21]. В данной трактовке не учитывается тот факт, что в социальной памяти общества может храниться информация далекая от научной.
Достоинством следующего определения является попытка продемонстрировать динамичность природы знания как деятельности и его иерархичность. «Научное знание это система интеллектуальной деятельности с составляющими ее подсистемами в виде эмпирических фактов, законов, теорий» [10, с.142].
Славин А.В. рассматривает научное знание как «зафиксированное в эксперименте (наблюдении) событие (свойство¸ отношение и пр.) или факт, истинное значение которого раскрывается только на основе соответствующей теории» [11, c.52]. Однако, по нашему убеждению, теории могут строиться без учета объективного соответствия какого-либо факта действительности. Примером может служить креационизм.
Обобщая, попытаемся дать определение
научного знания, учитывая вышеуказанные
трактовки и подчеркивая