Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:45, контрольная работа
Философия жизни возникает в 60-70 годах XIX века, наибольшего развития достигает в первой четверти XX века. Затем ее идеи воспринимают экзистенциализм и персонализм. Согласно философии жизни, все существующее рассматривается как формы проявления жизни, а сама жизнь понимается как изначальная реальность, не совпадающая ни с духом, ни с материей. Эту изначальную реальность можно постигнуть лишь интуитивно.
Представители философии жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Зигмунд Фрейд, Анри Бергсон, Георг Зиммель, Ортега-и-Гасет. Выделим в философии жизни две общие идеи.
I. Философия жизни
1)Общие идеи философии жизни……………………………………………3
2)Учение о мировой воле и историческом процессе А.Шопенгауэра…….5
3)Философские идеи Фр.Ницше…………………………………………….9
II. Сартр Ж-П. Мухи. Краткое содержание…………………………………….16
III.Список используемой литературы…………………………………………..20
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Кирове
Факультет Юридический
Контрольная работа
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»
Студентка Юшкова Наталья Николаевна
Шифр группы ЮЗ-11
Киров
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Философия жизни
1)Общие идеи философии жизни……………………………………………3
2)Учение о мировой воле и историческом процессе А.Шопенгауэра…….5
3)Философские идеи Фр.Ницше…………………………………………….9
II. Сартр Ж-П. Мухи. Краткое содержание…………………………………….16
III.Список используемой литературы…………………………………………..20
I. Философия жизни
1)Общие идеи философии жизни
Философия жизни возникает в 60-70 годах XIX века, наибольшего развития достигает в первой четверти XX века. Затем ее идеи воспринимают экзистенциализм и персонализм. Согласно философии жизни, все существующее рассматривается как формы проявления жизни, а сама жизнь понимается как изначальная реальность, не совпадающая ни с духом, ни с материей. Эту изначальную реальность можно постигнуть лишь интуитивно.
Представители философии жизни: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Зигмунд Фрейд, Анри Бергсон, Георг Зиммель, Ортега-и-Гасет. Выделим в философии жизни две общие идеи.
Первая - критическое отношение к научному познанию, которое неспособно постигнуть текучую природу жизни. Наука все превращает в форму объекта, даже время она превращает в череду состояний, безразличных друг другу. Поэтому исчезает специфика времени как живой творческой длительности.
Согласно Анри Бергсону, жизнь есть чистая длительность, непрерывная изменчивость. Научные понятия есть ее огрубление, механическая имитация. Бергсон проводит параллель с кинематографом, где реальное движение заменяется последовательностью снимков, в каждом из которых от-сутствует движение. Но посредством сложения этих снимков во временную последовательность достигают впечатления как бы движения, т.е. квази-движения. Так и научные понятия текучую живую реальность подменяют механической конструкцией. Но в результате мы получаем знание, позволяющее подчинять живую реальность нашим целям.
Вторая идея - учение об относительном и преходящем характере всех социальных форм, ценностей и идеалов. Жизненный поток культуры порождает формы сознания и ценности, которые, включаясь в пространственный мир вещей и общественных отношений, начинают жить по законам этого мира, застывают, омертвляются и становятся элементами цивилизации. Однако живой поток культуры размывает и растворяет эти застывшие формы, порождая новые, которые через некоторое время тоже застывают и омертвляются; эти новые формы снова растворяются потоком культуры, заменяясь другими, и т.д. Нравственные и культурные ценности понимаются, таким образом, как вытесняемые одна другой исторические иллюзии, которые творятся бессознательным жизненным потоком истории.
Цивилизация противопоставляется культуре как ее собственный продукт, враждебный самой культуре. Поэтому в культурном развитии присутствует трагический момент. Дело в том, что неочевидна победа творческого потока над продуктами собственной деятельности. Для Освальда Шпенглера, например, цивилизация есть период омертвления и опошления, и она есть конечная судьба каждой культуры, в том числе культуры Западной Европы.
Итак, исходной реальностью является иррациональное начало, которое не может быть адекватно выражено в рациональных формах и постигается лишь интуитивно. Тем самым философия жизни начала вырабатывать более сложное и многомерное представление о реальности, в том числе и о человеческой реальности. В русской философии аналогичный прорыв в понимании человека осуществил Достоевский. В дальнейшем философия жизни все же начинает двигаться к выработке рациональных способов постижения иррационального начала, обогащая само понятие рациональности, разумности, научности и т.д. Например, Фрейд начал разрабатывать методы анализа бессознательного, которое раньше считалось непостижимым рациональными способами.
Артур Шопенгауэр, немецкий философ, годы жизни: 1788-1860. Изучал философию и естествознание в Геттин-генском университете. В 1813-14 годах сближается с Гете. В 1818 году заканчивает свой главный труд "Мир как воля и представление". В 1820-31 - приват-доцент Берлинского университета.
Шопенгауэр принимает положение кантовской философии, что непосредственно мы имеем дело не с вещами самими по себе, но с явлениями, которые он называет представлениями.
Шопенгауэр приводит факты, говорящие в пользу того, что мы имеем дело не с вещами самими по себе, а с представлениями. Например, мы видим отдельные предметы как одиночные, хотя орган зрения у нас двойствен, и должны быть двойные зрительные впечатления. Поэтому мы созерцаем не то, что есть, но результат работы нашего рассудка, который, например, соединяет в единый предмет два зрительных образа, а также переворачивает образ на нашей сетчатке, иначе бы мы видели вещи вверх ногами в силу физического устройства нашего глаза,
представление (отдельная вещь, событие)
представляющий представляемое
(субъект) (объект)
Представление всегда есть представление определенного субъекта, это то, что предстает перед нами в формах пространства, времени и причинности. Здесь Шопенгауэр тоже следует за Кантом, согласно которому пространство, время и причинность есть свойства не вещей самих по себе, но нашего сознания.
Но что же в представлении соответствует объекту, или тому, что существует само по себе?
Шопенгауэр обращает внимание на то, что в каждом реальном явлении присутствует содержание, которое нельзя вывести из одних лишь свойств пространства, времени и причинности. Так, в уравнениях, описывающих физическую реальность, присутствуют постоянные, которые можно получить лишь опытным путем: гравитационная постоянная, явления притяжения и отталкивания, инерции. В химии и в биологии вообще мало что можно объяснить из свойств пространства, времени и причинности.
Наконец, действия человека совершенно нельзя объяснить из этих свойств. Но как раз в человеке нам открывается другой источник познания, а именно: внутренний опыт, в котором содержательный момент, присутствующий во всех науках, вырастает до максимума и в то же время предстает как непосредственно познаваемое. Этим содержательным моментом оказывается воля.
Человек, с одной стороны, выступает как вещь в пространстве и во времени, обусловленная причинными отношениями, и в этом смысле он такое же представление, как и все вещи. Но с другой стороны, человек есть нечто, действующее в силу собственной воли, в этом смысле он способен воздействовать на самого себя. Поэтому человек есть нечто большее, чем представление среди представлений, он есть нечто безусловное.
Движение руки есть движение вещественного предмета в пространстве и во времени по законам причинности, его можно объяснить через действие химических процессов в мышцах, а эти процессы можно представить как следствие других естественных процессов, например, электрических, и т.д. Но во внутреннем опыте это же движение руки предстает как результат акта воли, который нельзя объяснить химическими и электрическими процессами.
Во внутреннем опыте мы имеем не представление, но то, что есть на самом деле, - волю. Акт, порождающий сам себя, а не порожденный чем-то другим, находящимся вне него в пространстве. Отсюда следует, что не себя мы должны объяснять из свойств внешнего мира, а наоборот, исходя из самих себя, понимать и объяснять внешний мир.
В то же время у Шопенгауэра возникает затруднение. Каждый конкретный акт воли все же причинно обусловлен определенным мотивом. Например, движение руки обусловлено желанием ударить обидчика. Получается, что акт воли все же не свободен, но обусловлен. Или я решаю прогуляться перед сном, а не сразу лечь спать, потому что из множества различных мотивов, определяющих мои желания, победил мотив подышать свежим воздухом. Однако необходимо понять волю как нечто безусловное и свободное.
Решение данного противоречия - воля обусловлена и воля свободна - состоит в том, что различаются конкретные акты воли и мировая воля. Мировая воля произвольна и самобытна, но в отдельных конкретных актах она раздробляется в пространственно-временное многообразие, тем самым ограничивается. Но ограничивается она самой собой, так как кроме воли ничего нет. Конкретные обусловленные воли есть результат обусловливания воли самой же собой, т.е. есть результат ее собственной свободы.
Весь мир есть множественное проявление единой мировой воли, которая проявляется и в падающем камне, и в поведении живого существа, и в поступках человека. Но в действиях моего Я действие воли обнаруживается непосредственно во внутреннем опыте, а в случаях с другими людьми или с природными явлениями мы вынуждены допустить ее существование. Воля присутствует во всех случаях, но в разной степени", от минимума в чисто механических явлениях до максимума в поступках человека.
Итак, исходной реальностью является слепая иррациональная воля. Мышление - лишь одно из ее проявлений. Таким образом, у Шопенгауэра не воля на службе у мышления, как было в классической философии, но мышление выступает орудием слепой неразумной воли. Разум, истина - орудия воли. Потом это будет развиваться у Ницше и Фрейда.
Этические и социальные идеи. Мировая воля есть хотение, которое должно иметь предмет хотения. Но, обнимая все, мировая воля не имеет ничего вне себя, поэтому она может хотеть только самое себя, т.е. собственное существование. Поэтому мировая воля есть воля к жизни.
Однако всякое хотение есть неудовлетворенное стремление, недовольство, поэтому, утверждая себя как хотение, мировая воля утверждает себя как бесконечное недовольство и неудовлетворенность, следовательно, как бесконечное страдание.
Все многообразие единичных особей едино в своей основе, это единство выражается в сочувствии одного существа к другим, или в сострадании. Сострадание же есть тоже вид страдания.
Таким образом, в основе мира мы обнаруживаем страдание. Тем самым любая наша активность и самоутверждение приводят лишь к утверждению страдания. Выход состоит в подавлении в себе воли к жизни, любой активности, в переходе к равнодушию. Цель жизни - чистое ничто, аскеза, нирвана. Не будет воли субъекта - не будет и представления как единства субъекта и объекта, не будет, следовательно, мира, не будет и страдания.
Воля отлична от своих проявлений в пространстве и во времени и чужда им. Поэтому реальные исторические события сами по себе ничего не значат, они лишь знаки и буквы скрытого смысла истории. Эта идея знаков потом тоже перейдет к Ницше и Фрейду. Можно провести следующую аналогию: события, в которых реализуется мировая воля, ей так же безразличны, как облакам безразличны очертания, которые они приобретают в своем движении по небу, или как для льда безразличны те рисунки, которые он образует на замерзшем стекле.
Поэтому бессмысленно искать в истории закономерность и причинные связи. Бессмысленно думать, что познание этих законов приблизит решение человеческих проблем. Бессмысленно говорить о каком то ходе истории или хитрости мирового разума, которая якобы реализуется через человеческие поступки. Потому что в основе лежит не разум, но слепая воля.
Истории нет дела до человека, и человек не может рассчитывать на историю при решении своих проблем.
Поэтому всякая социальная активность бессмысленна, социально-активный индивид на деле превращается в социальную марионетку. Он думает использовать историю в своих целях, на деле — его самого используют.
В целом мы имеем пессимистическую философию. В то же время важен переход на более широкое основание, чем разум и наука: то и другое оказываются лишь частными проявлениями человеческих свойств. И важно отражение Шопенгауэром того факта, что общество и человеческий индивид не обязательно соразмерны и нет гарантии соответствия результатов исторического процесса и надежд отдельного человека.
Фридрих Ницше. Годы жизни: 1844-1900. Родился в Пруссии, отец - протестантский священник, мать — дочь пастора. Сам Ницше предпочитал считать, что его род славянского происхождения, из Польши. Не хотел относить себя к немцам.
Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение
последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Ницше, хотя он и был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых специальных теорий в онтологии и эпистемологии; наибольшее значение имеет, прежде всего, его этика, а так же его острая историческая критика. Я почти полностью ограничусь рассмотрением этики и критики религии, так как именно эти аспекты его трудов сделали его влиятельным.
Жизнь Ницше была проста. Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание. Он учился в университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще, что в 1869 году, еще до получения степени, ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял. Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни был вынужден в 1879 году уйти в отставку. После этого Ницше жил в Швейцарии и Италии.