Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:04, контрольная работа
Становление этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в то время наука приобретает социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, разворачивает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, снижается наглядность научных положений. Так, с начала XX века в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.
1 Философия науки. Классификация научных знаний 2
2 Философы ХХ в. О принципах научного знания (Л. Витгеншейн, К. Поппер, Т .Кун, и, Лакатос) 8
3 Научные революции и смена типов рациональности. Философские проблемы науки и техники 18
Список использованной литературы 25
Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности. Предсказание новых видов явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму – не является целью нормальной науки. Т.о., на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. научной традиции.
Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
Кун выделяет виды деятельности, характерные для нормальной науки:
Оригинальные опыты создателей
парадигмы в очищенном виде затем
входят в учебники, по которым будущие
ученые усваивают науку. Овладевая
в процессе обучения этими классическими
образцами решения научных
Далее ученые сталкиваются с фактами, которые невозможно объяснить в рамках действующей парадигмы. Здесь возникает потребность новой парадигмы.
Кун описывает этот кризис
как с содержательной стороны
развития науки (несоответствие новых
методик старым), так и с эмоционально-волевой
(утрата доверия к принципам
Научная революция начинается с того, что группа ученых отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов. Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие выдвигают гипотезу, претендующую на роль новой парадигмы.
В этот период кризиса ученые ставят эксперименты, направленные на проверку и отсев конкурирующих теорий. Наука становится похожа на философию, для которой конкуренция идей является правилом.
Когда к этой группе присоединяются все остальные представители данной науки, то научная революция совершилась, переворот в сознании научного сообщества произошел и с этого момента начинается отсчет новой научной традиции, которая зачастую несовместима с предыдущей традицией. Появляется новая парадигма, и научное сообщество вновь обретает единство.
В период кризиса ученые упраздняют все правила, кроме подходящих новой парадигме. Для характеристики этого процесса Кун использует термин «реконструкция предписаний» – что значит не просто отрицание правил, а сохранение положительного опыта, подходящего новой парадигме.
В ходе научной революции происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. Ученые начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии, что не было характерным для нормального периода науки.
Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы осуществляется через согласие соответствующего сообщества.
Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи.
Пример смены научных парадигм:
Кун определяет «парадигму» как «дисциплинарную матрицу». Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов разного рода. Она состоит из:
Кун отверг принцип фундаментализма.
Ученый видит мир сквозь призму принятой
научным сообществом парадигмы.
Новая парадигма не включает старую.
Кун выдвигает тезис о
Таким образом, научная революция
как смена парадигм не подлежит рационально-логическому
объяснению, т.к. имеет случайно-эвристический
характер. Однако если посмотреть на развитие
науки в целом, то в ней очевиден
прогресс, выражающийся в том, что
научные теории предоставляют все
большие возможности ученым для
решения головоломок. Однако нельзя
считать более поздние теории
лучше отражающими
С понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщества.
Если вы не разделяете веры в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающих тарелок не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.
Кун порывает с традицией «объективного знания», не зависящего от субъекта, для него знание – это не то, что существует в нетленном логическом мире, а то, что находится в головах людей определенной исторической эпохи, отягощенных своими предрассудками.
Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы.
Кун исходит из представления
о науке как социальном институте,
в котором действуют
Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует труд ученых, характер ученых в период формирования науки.
Имре Лакатос - автор известных работ по методологии научного знания («Доказательства и опровержения», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»).
Вслед за Поппером, Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма. Этот принцип является универсальным; однако «рациональный критицизм» не должен сводиться к требованию беспощадной фальсификации. Аномалии не должны побуждать ученых расправляться со своими теориями; рациональное поведение исследователя – идти вперед, не цепенея от отдельных неудач, если это движение обещает новые успехи.
У Лакатоса, сравниваются и оцениваются не две теории как у Поппера, а их серии, определяемые как исследовательская программа. Развитие науки – это «история рождения, жизни и гибели исследовательских программ».
Основной
принцип Лакатоса - это соединение
философии и истории науки. В
связи с этим он формулирует важное
положение: «Философия науки без
истории науки пуста; история
науки без философии науки
слепа». Поэтому им разработана теория
«научно-исследовательских
Научно-исследовательская
программа – это совокупность
теорий, развивающихся на базе единых
исследовательских и
«Отрицательная эвристика» – это ограничение в форме правил, позволяющих избегать ложных путей познания. «Отрицательная эвристика» определяет «твердое ядро» программы, считается «неопровержимым».
«Позитивная эвристика» – это набор правил, позволяющих модифицировать программу так, чтобы сохранить её или улучшить. «Позитивная эвристика» складывается из доводов более или менее ясных, и предположений более или менее вероятных, направленных на изменение и развитие исследовательской программы.
Эволюция конкретной
программы происходит за счёт видоизменения
и уточнения «
Главный критерий научности программы – это прирост знания. Пока программа даёт прирост знания (прогрессирующая программа), работа учёного в её рамках «рациональна». Когда программа теряет предсказательную силу и работает только на вспомогательные гипотезы, Лакатос предписывает отказаться от неё (регрессирующая программа).
В отличие от Куна, Лакатос предполагает, что периоды «нормальной науки», когда господствует одна исследовательская программа, крайне редки. И что куновская «парадигма» – это и есть исследовательская программа, временно захватившая монополию. Чаще бывают периоды, когда исследовательских программ много и они конкурируют друг с другом.
Но наука и не должна быть «нормальной», потому что чем быстрее начинается соперничество, тем лучше для прогресса.
Теория никогда не фальсифицируется, а замещается более лучшей.
Сила
исследовательской программы
Далее Лакатос выделяет два основных типа науки:
Смена основных научно-исследовательских программ – это научная революция. По мнению Лакатоса, произошло 3 научных революции, результатом которых стала последовательная смена индуктивизма, конвенционализма и методологии исследовательских программ.
Но
это явление – редкое. Если какой-то
эксперимент показывает, что программа
не работает, то её требуется заменить.
Но если через некоторое время, другой
ученый объяснит тот эксперимент
в рамках «устаревшей программы»,
то это программа снова
Таким образом, из концепции Лакатоса видно, что научные революции не играют слишком существенной роли. В науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства одной «программы», т.к. происходит соперничество разных программ.
Сдвиги или незначительное изменение – все эти оценки совершаются лишь ретроспективно. По мнению Лакатоса, история науки является судьей любой концепции.
В динамике научного знания
особую роль играют этапы развития,
связанные с перестройкой исследовательских
стратегий, задаваемых основаниями
науки. Эти этапы получили название
научных революций. Основания науки
обеспечивают рост знания до тех пор,
пока общие черты системной