Философия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.72 Кб (Скачать документ)

Говоря о плотских влечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется воле человека». [18]Лишь супружество и рождение детей хоть как-то может оправдать  «влечение». Хотя супружество не может сделать из порока благо.

Любовь, освященная Богом, не знает утрат, лишь она несет человеку благостный покой.

1.3. Тема любви в философской культуре нового времени.

 

Эпоха возрождения вернула античное представление о любви. Любовь стала вновь рассматриваться как космическая сила.

Суждения философов эпохи возрождения о любви тесным образом связано с формированием нового взгляда на человека, и на его место  и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душа человека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос и духовная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.

Френсис Бэкон с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её подробному разбору.

Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу  и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной».1

Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточных оснований на то или иное. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против.

«За» любовь являются следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть – наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества.

«Против» любви: любовь хороша на сцене – в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».2

Бэкон считает, что позволяет вырасти этой любви безумной страсти в себе лишь слабый человек. Есть даже поговорка невозможно любить и быть мудрым, и именно на эту поговорку опирается Бэкон. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Но я  все же могу сказать, что Бэкон не против «земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия.

Рене попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.

«Его научный подход заключался в использование рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания».1

 Прежде всего, следуя своим методам, Декарт выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть:  удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль.2 Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Декарта простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорит: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добра тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».3

Вместо имеющихся ранее классификаций Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнение с собой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если на равнее с собой – дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение.

«Самое главное желание человека вызывается, воображаемым совершенством представителя другого пола»4. Декарт считает, что есть у человека определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется им наивысшем благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной единственной, так как по природе этого достаточно. И Декарт замечает, что именно эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов.

Что же касается научного объяснения любви, Декартом, то он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он говорит, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия».5 Такова была научная теория любви Декарта.

Иммануил Кант считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей перед друг другом.

Кант различал два вида любви «практическую» и «патологическую». «Есть любовь практическая – к богу или ближнему и любовь патологическая, то есть чувственная любовь».6 Так же Кант говорил, что человек по природе своей двойственен и одновременно принадлежит двум мирам: миру природы и миру разума. Если бы человек подчинялся только своим природным влечениям, то есть стремился бы к чувственным удовольствиям, жизнь бы превратилась бы в хаос, так как каждый бы думал только о личном удовольствие. Такие люди были бы не моральные, но так как человек помимо того, что принадлежит к миру природы, принадлежит и к миру разума, то он может разумно оценивать поступки, и выбирать поступки которые не противоречат морали. Разум человека велит ему следовать долгу, в том числе любви и уважению.

«Говоря о любви как о долге, Кант подразумевает в данном случае не чувство, а общий принцип, полагаемый разумом». Кант говорит: «Любовь мы понимаем здесь не как чувство, и не как любовь – симпатию ; любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние».7 Делать добро мы способны людям независимо от того, любим мы их или нет, человеческий разум велит делать добро несмотря ни на что.

Кант совершенствует свою точку зрения и по отношению к  дружбе, «дружба  — это союз двух людей, основанный на взаимной любви и уважении».8 Более того, без уважения «невозможна истинная любовь, в то время как можно питать к кому-нибудь большое уважение, и, не испытывая любви».9

Шопенгауэр, в своем произведение  «Мир как воля и представление», дает очень интересное определение половой любви. «Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума, толкающая людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творения искусства и... вдруг исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводит нас в губительный возвышенный обман? Эта сила – незримая воля, половой инстинкт».10

Шопенгауэр считает, что все любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью имеет просто инстинктивный характер, а если конкретнее, то вся любовь это всего лишь на всего половой инстинкт. По сути дела, если размышлять рационально то любовь лишь отнимает у человека жизненные силы, а также материальные блага. И если следовать этой логике выходит что любовь это безумство. И если бы каждый человек поступал, как велит ему разум, то никакой любви бы не было. Однако тогда бы именно переставал размножаться человеческий род. И именно тогда природа придумывает маленькую хитрость, то есть тот самый половой инстинкт. Движимый же этим инстинктом человек создается себе иллюзию и охватывается любовной страстью, он воображает, будто  им движут эгоистические намерения овладеть своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают, иллюзия становиться ненужной, так как основная цель выполнена.

Хотя и выходит, по мнению Шопенгауэра, что любовь это просто стремление человека к физическому обладанию другим человеком, ради продолжения рода, но все же возвышенная страсть любви это не просто примитивный половой инстинкт, как у животных. Здесь есть ещё одна хитрость, то, что человек хочет обладать не каждым индивидом противоположного пола, а ищет соответствующею ему половинку, то есть такую, которая будет его, дополнять и будет скрывать недостатки, которые имеются. «Индивид действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала — рода.…» Это изучение и испытание – не что иное, как размышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от данной четы, и о комбинации его свойств».11 Если же двоя, испытывают друг к другу отвращения, то сама природа говорит что ребенок, который может у них родиться, будет безобразен, дисгармоничным и несчастным. Шопенгауэр говорит, что чем совершеннее и гармоничнее пара, тем сильнее у них будет любовная страсть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение к главе 1.

По мере развития общества любовь  наполняется социальным  и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины.

Во все времена ученые и философы пытались понять сущность любви. В античное время люди верили в то, что любовь дарят им Боги. Любовь была тогда не такая чувственная, как в Новом времени.

В христианском понимании любовь понималась через религию, как любовь к Богу, то есть «Бог – и есть любовь». Все люди стремились обрести эту любовь.

В эпоху Нового времени, философы начали мыслить о сущности любви, пытаясь понять ее через различные теории. Они начали разделять любовь на различные виды, для того чтобы различить искреннюю любовь от обычной привязанности.

Рассмотрев высказывания некоторых мыслителей, можно сделать вывод, что для кого-то любовь это всего лишь напросто половой инстинкт, с небольшими хитростями, а для кого-то это возвышенное чувство, которое является сбором всех добродетелей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Многообразие видов и форм любви. Их классификации.

2.1. Виды любви.

В древней Греции было несколько объяснений видов любви:

 «эрос» - главным образом  половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые  подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда  люди совершают самоубийства  из-за любви. Однако страстная  любовь безумна и непродолжительна.

Более спокойная любовь это «филия». У этой любви очень большой спектр значений, чем у «эроса». Это  также не только любовь, но и дружба. «Филия» это несколько любовь сколько влюбчивость. «Филией» также называют  любовь к родителям, к товарищам,  к своему городу, к любимой собаке, к братьям, к родине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическая любовь, поскольку «эрос» это один из видов «филии».

«Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви восхваляло христианство. У христиан были в обычае «агапэ» - братские трапезы.

«Сторге» это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье, когда люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Но хочу заметить, что такая любовь бывает не только в семье. 1

По Аристотелю выделяется 6 видов любви:

«Агапе» - жертвенная любовь.  
Партнер, который понимает это чувство как самоотдачу, сделает все, чтобы любимому человеку было хорошо.

 
«Людус» - так называемая любовь-игра.  
Она основывается, прежде всего, на сексуальном влечении.  
Партнер считает, что сексуальное влечение и есть самое лучшее подтверждение его любви.

«Эрос» - чувственная любовь.  
Она основана прежде всего на преданности и только потом уже на физическом влечении.

 
«Мания» - любовь-одержимость.  
Как правило, строится на страсти и на ревности. В центре любви такого партнера не партнерша, а он сам. В результате он постоянно пытается самоутверждаться за счет других людей.

Если ваша любовь подразумевает полное взаимное доверие, признание успехов и радость достижениям второй половины, а также поддержку всех ее начинаний – значит вы "взрослый". Такие взаимоотношения могут длиться долго и счастливо.  
 
Второй вид, названный "стрелой Купидона", настигает внезапно и полностью подчиняет себе сердца влюбленных. Охваченные слепой страстью, люди способны бросить все, предать Родину и товарищей, однако ничем хорошим это не заканчивается.

 
Любители мимолетных радостей и новых ощущений, которые не любят связывать себя ничем, иными словами гедонисты, сами понимают, чего им ждать от такого же типа противоположного пола. Впрочем, даже если в паре только один подобный тип, никакого счастливого будущего все равно ждать не приходится.

 
Встречи при луне, стихи, цветы – без этого не обходятся отношения романтиков. Однако и у этого типа любви есть свои подводные камни. В какой-то момент все же это заканчивается, и начинается обычная повседневная жизнь.

Пятый вид отношений возникает между людьми основательными и не сулит особенных страстей, зато обещает стабильность и надежность. Это тяжелый труд – постоянно работать над собой, проявлять терпение и идти на компромисс, главное – не перестараться.  
 
Есть еще любители пережить эмоциональное приключение – это когда хочется чего-нибудь большого и светлого, но ненадолго. Когда-нибудь придется вернуться к привычному ритму жизни, и покончить с этим.  
Кстати,  любовь , переходящая от одной формы к другой, тоже выделяется в отдельные  виды . Так, поразившая двух обремененных семьей граждан "стрела Купидона" может запросто сломаться об осуждение окружающих и вернуть их в супружеские ложа.

Также внезапно возникшая страсть вполне может превратиться в близкую дружбу на всю жизнь. 
 
Наконец, последний, девятый  вид   любви  встречается редко и чаще всего вызывает тихую зависть у окружающих. Это когда два человека становятся единым целым. Их взаимопроникновение в мысли и чувства друг друга доходит до того, что один может закончить фразу, начатую другим. 3

2.2. Псевдолюбовь и ее формы  
Подлинная любовь, как уже отмечалось, — относительно редкое явление, подлинная любовь — это всегда чудо. Очень часто люди довольствуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевдолюбви. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить».  
Во-первых, большинство людей считают, что любовь — дитя сексуального наслаждения и если два человека научатся в этом смысле . вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. На самом же деле, полагал Фромм, истина прямо противоположна этому предположению. Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов — это результат любви. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или любовь как  «слаженная работа» и убежище от одиночества — это нормальные формы псевдолюбви в современном западном обществе, социальные модели патологии любви».  
Второй формой псевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Уже будучи взрослыми, они переносят чувство ожидания и страха, которые испытывали по отношению к отцу и матери, на любимого человека. Они никогда не освобождаются от образа зависимости и ищут его в своих любовных требованиях. В подобных случаях человек в смысле чувств остается ребенком, хотя интеллектуально и социально находится на уровне своего возраста.  
Еще одна форма псевдолюбви — любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Будучи отчужден от своих собственных сил, человек проецирует их на своего кумира, почитаемого как воплощение любви, света, блаженства. Он теряет себя в любимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем. А поскольку никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование, возникает новый идол, потом еще один. Проявление невротической любви — это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и, беспощадно обличая их, охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

Информация о работе Философия любви