Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:16, контрольная работа
Дуализм в воззрении на основные начала действительности приводил в картезианской системе к целому ряду неразрешимых трудностей. Лейбниц подвергнул решительному сомнению самый источник затруднений. Если материя, как учил Декарт - только протяжение, то, как возможно движение и разнообразие тел, как возможна их непроницаемость и сцепление их частей, как возможна та природная инерция, в силу которой материя сопротивляется сообщаемому ей движению, как возможна, вообще, жизнь в материальном мире? Если все пространство сплошь наполнено совершенно однородным веществом, что нового могут породить движения такого вещества? Наконец, что такое протяженность и как мы ее воспринимаем? Протяженно только то, что простирается, вытесняя все, врывающееся в его границы; воспринимать протяженность предмета, значит воспринимать и его сопротивление всему, что его окружает, в тех пределах, которые им заняты.
Философия Готфрида Лейбница 2
1.Монады и их свойства. Проблема верховной монады 2
2.Предустановленная гармония. Теодицея 9
3.Определение человека и его свободы воли 12
4.Познание, знание, критерии истины 13
Как Вы понимаете позицию Лейбница, который утверждал: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума»? 14
Список используемой литературы 15
Работа «Опыты теодицеи » (слово « теодицея » (новолат. theodicea) означает «богооправдание»[5 ,с.46]) была попыткой Лейбница примирить его личную философскую систему с его интерпретацией догматов христианства[9 ,с.47]. Целью этой работы было намерение показать, что зло в мире не противоречит благости Бога, и что, действительно, несмотря на многие бедствия, этот мир является лучшим из всех возможных миров[6].
В своей работе «Опыты теодицеи » Лейбниц указывал следующее[8]:
Время будет состоять в совокупности точек зрения каждой монады на самое себя, как пространства — в совокупности точек зрения всех монад на Бога. Гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй — места. Эта вторая связь обнаруживается в единении души с телом, и вообще в связи истинных субстанций между собой. Но первая связь имеет место в преформации органических тел, или, лучше всех тел...
Лейбниц писал,
что зло можно понимать
У Лейбница решение проблемы зла, как и большинство его других общеизвестных теорий, логически возможно, но не очень убедительно. Манихеи, возможно, возразили бы, что это худший из возможных миров, в котором существующие хорошие вещи служат только для того, чтобы усиливать зло. Они могли бы ерзать, что мир был сотворен злым демиургом, допустившим свободу воли , являющуюся благом, для того чтобы был грех, являющийся злом, и в котором зло преобладает над благом свободы воли . Демиург, могли бы продолжить они, создал несколько добродетельных людей, для того чтобы злые их могли наказывать, так как наказание добродетельных столь великое зло, что оно делает мир хуже, чем если бы не существовало ни одного хорошего человека . Я не отстаиваю этого мнения и считаю его фантастическим, я только говорю, что оно не более фантастично, чем теория Лейбница . Люди хотят думать, что вселенная хороша, и снисходительно относятся к плохим аргументам, доказывающим, что это так, тогда как плохие аргументы, доказывающие, что она плоха, рассматриваются весьма придирчиво.
Лейбниц отвергает выдвинутый Декартом в качестве главного критерия истины принцип непосредственной достоверности, то есть ясности и отчётливости идей, считая такой критерий психологическим, а потому субъективным[3,с.56]. По Лейбницу, не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания[8,с.112]. «Критериями истинности суждений... являются правила обычной логики, какими пользуются и геометры: например, предписание принимать за достоверное лишь то, что подтверждено надёжным опытом или строгим доказательством»[8,с.46]. Лейбниц, признавая известное значение критерия очевидности, стремился, однако, к достоверности объективной, а потому предлагал начинать не с Я, как Декарт, а с Бога[8,с.237].
Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Лейбниц относил[1,с.152]:
непротиворечивость всякого возможного или мыслимого бытия (закон противоречия);
логический примат возможного
перед действительным (существующим);
возможность бесчисленного
достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания, см. принцип достаточного основания);
оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.
Совершенство действительного мира Лейбниц понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата[2,с.115]. Следствием последнего онтологического принципа является ряд других принципов: принцип единообразия законов природы (всеобщей взаимосвязи), закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты[12,с.120]. По Лейбницу, существующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров»[4,с.45].
Источником любого знания является опыт.
Для нас - опыт предыдущих поколений; для будущих поколений - наш опыт.
Без опыта не может быть отправной точки к цели движения и развития.
Сам опыт - бесконечен и безначален - соответственно - вечен. Мы лишь постигаем его крупицами, осознавая - принимаем уже как данность, и двигаемся дальше, совершенствуя себя - приобретая всё новый опыт.
И так - постоянно.В этом случае складывается и смысл жизни любого разумного существа - приобретая и обогащая собственный опыт - существо имеет уже материал для творения новой жизни, обогащая таким образом расширяющуюся Вселенную.
Наш общий опыт - это поток желаний Вселенной. В идеале - если человеческие желания совпадают с этим потоком - то человек живёт радостно, счастливо, со своим предназначением.