Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:32, реферат
Прогрессирующий кризис Римского общества в последние года республики и в первые года империи закономерно отображаются в философии. Среди народов Римского государства религиозное настроение возросло до могучего страстного стремления к спасающему убеждению и стало все более и более проникать в философию. В массе утратилась присущая эллинам вера в достаточность земной жизни самой по себе и сменилась тем лихорадочным исканием высшего, таинственного удовлетворения, которое сказалось в испытании всех чужих фантастических культов; также и в философии исчезла вера в законченное совершенство мудреца и уступила место потребности ожидать от какой-то высшей силы того блаженства и освобождения от мира, которых не может даровать добродетель.
1.Установление философии Древнего Рима
2. Новопифагореизм.
3. Учение Аполлония.
4. Александрийская религиозная философия.
5. Философия Филона.
6. Патристика.
7. Апологеты.
8. Философия гностиков.
9. Александрийская школа катехизаторов.
10. Философия Оригена.
К философской защите христианства по самой сущности вещей были призваны только такие члены общины, которые были в состоянии овладеть содержанием мысли греческой и эллинской философии; но, вступаясь за разумность новой религии, именно эти-то члены и должны были склоняться к возможному большему сближению содержания веры с результатами древней науки и к толкованию этой последней в пользу христианства. Таким образом, эллинизирование Евангелия невольно производится уже апологетами. Значительнейшие из них - греки Юстин и Афинагор, а из римлян Минуций Феликс и позднее Лактанций.
Эти эллинизирующие апологеты стремятся доказать, что христианство представляется единственной системной философией, так как оно дает не только верное познание, но еще учит правильному поведению и доставляет истинное блаженство в этой и будущей жизни; а такое преимущество христианской философии сводят они к тому, что она одна основывается на полном откровении Божества в Иисусе Христе; ибо человек, погрязший в злой чувственный мир и преданный власти демонов, может быть причастен чему-либо разумному только через Божественное внушение. Оно уже с самого начала действовало среди человечества, и великие учители греческого мира (Пифагор, Сократ, Платон) всем, что они познали из истины, обязаны не собственному разуму, а отчасти прямо Божественному откровению, отчасти же косвенно - вдохновенным учениям Моисея и пророков, которыми они воспользовались.
Желание обратить веру и ее предписанное содержание представлений в познание посредством понятий уже рано появилось в христианских общинах, как это видно из посланий Павла; осуществление же этого желания в обширных размерах началось со второго столетия в сирийско-александрийских кружках христианства, где новопифагорейско-платоновские и филоновские идеи встречались с образами фантазии, возбужденной вследствие смешения восточных и западных культов и мифологий. Наблюдаемое ими состязание религий из-за власти над миром сплотилось в представлении этих гностиков в христианскую религиозную философию. ЕЕ последователи, принадлежавшие к членам общины, получившим эллинское образование, создали сои особые мистические кружки, получившие широкое распространение, и, сливая идеалистическую философию с фантастическими, мифологическими поверьями Востока, настолько потеряли духовную связь с целым христианской общины, что в конце концов были отвергнуты ею, как еретики. Главные представители гностицизма - Сатурнин, Карпократ, Базилид, Валентин и Бардезан.
Основная мысль, которая, несмотря на чувственную и мифологическую фантастичность, приданную ей гностиками, сохраняет за ними постоянное место в истории философии, заключается в развитии ими очерка философии истории в широком смысле этого слова, вытекающей из их религиозных основных воззрений. В то время, как христианство стремится стать победителем иудейства и язычества, в глазах гностиков эта борьба религий обращается в мифическую борьбу богов этих религий; а в их философии этот взгляд отражается как учение, что с появлением Спасителя наступает решительных поворот не только в развитии человеческого рода, но и в истории всего мира. Этот поворот, однако, сводится к основной идее христианства: к освобождению от зла чрез полное откровение Бога в Иисусе Христе.
Превращение всех натурфилософских категорий в этико-религиозные составляет основную форму философствования гностиков: прежде всего они с полнейшей односторонностью пытаются понимать вселенную только с религиозной точки зрения и представляют себе мировой процесс в виде борьбы добра со злом, оканчивающейся победой добра чрез искупление Спасителя.
Поскольку они противоположность добра и зла постигают посредством понятий, она является у них в форме новопифогореского дуализма духа и материи; при мифологическом же изображении этой противоположности, которое в системе гностиков играет наибольшую роль, выведены силы, обреченные на гибель, частью языческие демоны, частью Ветхозаветный Бог (в виде платоновского демиурга), причем они ставятся в такое же отношение к истинному Богу, победившему их своим откровением во Христе, в каком стоят и соответствующие религии к христианству.
Естественно-историческими зачатками греческой философии обусловливалось то обстоятельство, что даже в своих крупных телеологических системах она не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос об общем смысле исторического процесса: ей не доставало дисциплины, заключавшейся в философии истории, и этот недостаток непременно должен был выступить наружу именно тогда, когда древняя культура начинала стариться. Таким образом, гностики являются первыми философами истории; и так как исходным пунктом своей философии истории они ставили христианский принцип искупления мира Христом, то их и следует признать христианскими философами истории и религии.
Научное формулирование религиозного самосознания христианской церкви совершилось в конце концов в Александрии, при участи тамошней школы катехизаторов, пользовавшейся для этой цели частью апологетическими, частью гностическими теориями; ее руководителями до и после 200 г. Были - Климент Александрийский и, основатель христианской теологии, Ориген.
Ориген положил основание христианскому богословию, как научной системе, подготовленной уже Климентом, ибо, хотя церковь и не одобрила (как в то время, так и в позднее) некоторых частностей в его учении и заменила их другими, но его философская точка зрения и основные понятия, принятые им для обоснования христианских догматов, послужили для церкви и дальнейшим руководством, и именно в том виде, в каком он их развил, заимствовав их из круга идей александрийской философии. Этого значения Ориген достиг тем, что, пытаясь преобразовать веру в знание (он выражается также «мудрость»), он не допустил себя увлечься ни мифологическими умствованиями, ни философскими теориями и не отступил от основных убеждений христианской общины. Таким образом, по своей основной цели его учение представляется явлением, вполне параллельным гностицизму; но пока гностицизм смелым движением быстро создает произвольную отдельную форму христианства, , александрийская школа катехизаторов постепенно проводит научное саморазумение общей христианской веры; и именно Ориген твердою рукою набрасывает основные черты, в пределах которых и развилась позднейшая разработка. Поэтому для Оригена и источником и мерой познания является принятый церковью канон Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Во главе учения Оригена находится понятие о Боге, как о чистом духе, который в полной неизменяемости и единичности возвышается над всяким созданием в качестве вечного Творца всех вещей, Который по всей Своей полноте непознаваем никакой тварью. Существенный признак Его - абсолютная причинность Его воли: Он всегда творит, и Его творческая деятельность также вечна, как и Он сам. Но вследствие Его собственной неизменяемости это творчество не может простираться прямо на изменяющиеся единичные вещи, а только на вечное откровение Его собственного существа, на Его отобраз, Логос. Предвечный Логс соединился в богочеловеческое единство: Своим страданием Он представляет для мира искупление в виде явления во времени, а избранным дает истинное просветление через Его существо. С Его помощью конечный дух достигает различных степеней искупления: веры, религиозного разумения видимого мира, познания Слова, а и, наконец, блаженного погружения в Божество. Посредством совокупленного действия свободы и благодати все духи должны быть освобождены, материальное вещество совлачено, и должно совершиться возвращение всех вещей в Бога (восстановление).
Таковы основные понятия христианского богословия, как их назвал Ориген; из них видно, что христианство завладело идеями древней философии и переработало их в одно целое при помощи своих религиозных принципов. Изменения, произведенные в этой системе развитием догматов, относятся, главным образом, к эсхатологии и христологии; в последней Ориген обращает больше внимания на космологический, чем на сотерический момент Логоса, причем ему не удалось вполне согласовать их между собою. Споры же, происходившие на почве его учения в 3-ем и 4-ом столетиях до полнейшего утверждения кафолического догмата, основываются на чисто богословских мотивах и ничего более не изменяют в избранных философских основоположениях.
Феодальное общество, элементы которого начинают формироваться еще при эллинизме, характеризуется ростом роли духовного фактора в жизни людей. Внутренний мир человека, сера духа, автономия которого заметно возростает еще на ранних периодах эллинистической философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм), все больше и больше теряет черты чего-то «субъективного», « внутреннеприватного» и начинает претендовать на роль единственного «настоящего», «истинного», «безупречного» бытия.
ЛИТЕРАТУРА:
- -