Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:44, реферат
Чтобы понять уникальность древнегреческой философии, требуется объяснить, как стала возможной невиданная до того времени античная культура, породившая поэзию Гесиода, Гомера, Сапфо, Анакреона, драматургию Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, скульптуру Фидия, исторические труда Геродота и Фукидида, и, наконец, философию Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура.
Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, — это познание, проникающее в мир идей, познание разумное.
В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам-философам. Задача философии направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой жизни.
В наследии Платона интересны следующие моменты:
1. В научном познании, в практическом действии важно ответить на вопрос: «Что такое данная вещь, чем она отличается от других?» Идея вещи как раз и является ответом на данный вопрос. Идея вещи есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть
такая цельность всех
3. Идея вещи есть
та общность составляющих ее
особенностей и единичностей, которая
является законом для
4. Идея невещественна, тому свидетельство — история развития науки и практики.
Итак, идея есть принцип осмысления вещей, их общая цельность, являющаяся законом их отдельных проявлений. Рассмотрим простейшие физические объекты (тела): кусок железа, кусок угля, какой-то объем воды. Все три объекта обладают массой. Как масса все они качественно представляют собой совершенно одно и то же и отличаются друг от друга лишь количественно. Именно эта тождественность наших объектов друг другу и служит основанием для их измерений одной и той же мерой — в граммах, килограммах. Измеряя массу объектов, мы определяем не их железистость, углеватость и водность, а то, что для них является общим — массу. Измеряя, мы всегда имеем дело с общим, но оно количественно оформлено. Мы имеем дело с m1, m2, m3, но не с М в виде отдельной массы. Как видим, общее (идея) существует реально. Всеобщую закономерность вещей, конечно, можно не называть идеей или совокупностью идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может. Для науки было бы совершенно неприемлемо отказаться от признания реальности общего (идеи).
Этика. Онтология, космология, теория познания в учении Платона носят подчиненный, вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения — нравственно-этической.
Нравственность в философии Платона зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием душа, в принципе, обладает. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Чтобы человеческий род мог выжить и люди не поубивали друг друга, они должны жить добродетельно и воспитывать в этом духе своих детей. В понятие добродетели входят мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и выполнение законов своего государства также является добродетелью.
þ Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из всех существовавших в античности. Аристотель — мыслитель-энциклопедист, оставивший сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, но и большой вклад практически во все известные тогда области науки. Он создал новые научные направления. Вместе с учениками он систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук.
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Теоретические науки:
• метафизика (протофилософия — первая философия) — изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего;
• физика — изучает состояние тел и определенные «материи»;
• математика — абстрактные свойства реальных вещей.
Практические науки:
• этика — наука о норме поведения людей;
• экономика;
• политика.
Творческие науки связаны с деятельностью творцов: поэтика — теория стихосложения; риторика — теория ораторского искусства и искусства ремесла.
Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций. Он конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуальное, жизненно данное. Как древний грек Аристотель не смог избежать созерцательности, но его созерцательность отличается от созерцательности Платона своей нацеленностью на конкретное, можно сказать, пафосом конкретного.
Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. По его мнению, платоновские идеи как-то несопричастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить то, что происходит с вещами. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование.
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.
Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого.
Эти четыре элемента — основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Правда, позднее, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент — эфир.
В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи.
Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи как чистой возможности, т. е. еще не оформленной определенным образом, они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий.
Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Субстанция – это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них — некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие?
По Аристотелю, каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание, единство «материи» (гиле) и «образа», «формы» (эйдоса, морфе). Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Форма не материальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне привходящая в материю. Он иллюстрирует это примером. Так, медный шар есть единство вещества, меди, и формы — шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно целое с веществом. Медь лишена «формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть «возможность» формы. Иными словами, материя у Аристотеля, так же, как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя, и, наоборот, материя есть возможность того, действительностью чего будет форма.
Согласно Аристотелю, в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от материи к соотносящейся с ней форме, от формы — к соотносящейся с ней материи. Поднимаясь по лестнице форм, мы утверждает Аристотель, доходим, наконец, до высшей формы, которую уже нельзя рассматривать как материю, или как возможность, более высокой формы. Такая предельная форма есть перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предмет именно этим, не позволяя ему слиться с другими.
Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первые сущности состоят из материи и формы. Они, согласно Аристотелю, выступают индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием.
От первых сущностей Аристотель отличает вторые (вторичные) сущности. Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Вторичные сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть не что иное, как идеальные сущности. Например, стол, стул, кровать и т. д. – это первичные сущности, в то время как мебель — уже вторичная сущность.
Категорию сущности Аристотель считал основным средством познания мира. Все остальные категории служат для ее определения.
Категории – это высказывания о бытии (о сущности). Таких категорий, вместе с категорией «сущность», Аристотель выделяет десять. Они отвечают на вопрос о том, что представляет собой вещь (ее бытие, ее сущность), причем первая из этих категорий, категория сущности, указывает на бытие вещи, а девять остальных категорий дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность; количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание (претерпевание действий со стороны других предметов).
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность, т. е. не само бытие. Также, согласно Аристотелю, категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
В соответствии с учением о сущности Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин:
• материальная – причина, указывающая на то, из чего состоят вещи, их субстрат;
• формальная – причина, в которой проявляет себя форма, задавая сущность конкретного бытия;
• действующая, или производящая, – причина, в которой отражается источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей;
• целевая, или конечная, причина – отвечает на вопросы «Почему?» и «Для чего?», указывает на цель существования вещи.
Об онтологических воззрениях
Аристотеля говорит и его понимание движен
Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением, то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя — чистой, лишенной материи формы. Этот первый двигатель (Бог) — источник жизни и движения всего Космоса — служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда.
Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.
Движение Аристотель весьма
тесно связывал с изменением. Он
приводит четыре главных вида изменений:
относящиеся к сущности, к количеству,
к качеству и к месту. Движение,
относящееся к сущности, не может
быть признано действительным, потому
что в нем нельзя найти противное.
Это свидетельствует о