Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:28, доклад
Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Это категория относится к истории нравов, к периоду формирования основных нравственных законов и взаимоотношений между людьми. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».
Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Это категория относится к истории нравов, к периоду формирования основных нравственных законов и взаимоотношений между людьми. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».
Принцип Талиона являлся регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Он характеризуется необходимостью ответных действий и задается размером нанесенного человеку морального или материального ущерба. Регулятивная функция Талиона заключалась в угрозе, которая нависала над человеком, поправшим законы общества. Он выражал потребность древних людей в реализации чувства мести, которая была в то время идеалом высшей справедливости. Кроме справедливости Талион становился выразителем принципа равенства, все члены общества, несмотря на сословную и социальную принадлежность попадали под действие этого принципа.
Талион хоть иногда и действовал в рамках одного человека, был выражением коллективных нравственных принципов, на котором строилась общественная жизнь. Индивид воспитывался обществом на этом моральном принципе и был выразителем его воли.
Принцип Талиона прочно вошел в историю и культуру человечества и оставил в ней глубокий след. Он воплощал собой уравнительную справедливость, которая была отличительной чертой того общества и был первым правовым и законодательным принципом, закрепившем насилие. Принцип Талиона развивали многие философы античности, к их числу относятся Анаксимандр и Пифагор.
С развитием моральных и нравственных категорий, с появлением новых религиозных учений принцип талиона постепенно начинает трансформироваться. С одной стороны он становится нормой уголовной ответственности, предусматривающей размер воздаяния, который соответствует размеру нанесенного ущерба, а с другой стороны, в моральном плане Талион заменяет «Золотое правило». Правда, до сих пор у некоторых народов существует принцип кровной мести, требующей необходимости воздаяния за совершенное преступление. В таких культурах кровная месть оправдывается принципом справедливости.
Принцип Талиона - равное за равное, который главенствовал во всех древних правовых системах, включая ветхозаветное - «око за око, зуб за зуб». Уже в древности он показал свою неэффективность в практическом применении, за воровство отрубали руку, а не отнимали имущество вора, насильника не насиловали, но именно в вопросах применения смертной казни принцип Талиона превратился в абсурд. Как быть, если преступник совершил не одно убийство, а серию - казнить его несколько раз? В некоторых правовых системах до сих пор теоретически возможны приговоры к нескольким казням, хотя все понимают неприменимость этих решений. В древности эту дилемму пытались решить добавлением к смертной казни истязание или поругание трупа. Но уже тогда это было понятно, что такие замены выглядят суррогатом и нарушают тот же принцип Талиона.
Талион характеризуется следующими свойствами:
а) талион - это правило, регулирующее реактивные действия; в отличие от исторически близкой ему заповеди любви, он ничего не говорит о том, какими должны быть инициативные действия;
б) регулируемые талионом ответные действия направлены на наказание нарушителя справедливости, либо на тех, кто вправе отвечать за нарушителя; в более поздних интерпретациях талиона наказание может выражаться не в нанесении равного физического ущерба обидчику или тем, кто отвечает за него, а во взимании компенсации за нанесенный ущерб, причем размер компенсации устанавливается на основе переговоров между пострадавшей стороной и стороной нарушителя (обидчика) и становится результатом компромисса;
в)по своему содержанию действия, регулируемые талионом, обращаемы, или взаимны; посредством обращаемости, или взаимности утверждается равенство;
г)талион не только направлен на восстановление попранной справедливости, он требует соблюдения справедливости и в наказании нарушителя; при этом, требуя возмездия, талион ограничивает меру возмездного действия критерием адекватности преступлению и нанесенному ущербу; указывая на неизбежность ответных действий в случае нарушения справедливости, он предполагает и наказуемость допущенной неадекватности наказания;
д)самим фактом своего существования талион угрожает, и в угрозе заключается его основная санкция;
е) стандарт справедливости, предполагаемый талионом, ситуативен в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъективен и универсален.
Отказ от смертной казни в принципе является рубиконом разрыва с древней традицией легализации мести. Я согласен с тем, что этот шаг не должен быть единственным. Скорее он порождает новую задачу, которая также, пусть и косвенно, была затронута во французской дискуссии о смертной казни двадцатилетней давности. Имеется в виду отказ от наказания вообще и реализация правового механизма принуждения только в виде мер исправления. Формально такой принцип декларировался в советской правовой доктрине. Правда, было совершенно не понятно, как он сочетался с применением смертной казни.
1.Принцип талиона: общая характеристика
Принцип талиона (лат. lex talionis) -- принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).
По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.
Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.
Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку. Дюков Л.В. История государства и права. Учебник для вузов. М.:Кнорус, 2008. С 111
Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.
На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.
Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.
В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.
Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.
2.Принцип талиона в древних правовых системах
2.1Талион в истории права
Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление -- уравнять наказание с причиненным ущербом.
До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.
В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.
Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.
В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут. Егоров Ю.А. История государства и права. Учебник для вузов. М.:Проспект, 2008. С 103
Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.
С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.