Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:40, доклад
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Ответ на вопрос: "Может ли быть счастлив человек, личные интересы которого противоречат общественным?", - не так прост, как может показаться на первый взгляд. Опыт показывает, что эгоистическая ориентация только на собственные интересы, наиболее эффективно, как представляется индивиду, ведущая его к счастью, на самом деле уводит от него. Эгоцентризм - неверно выбранное направление жизнедеятельности, поэтому он опасен не только своими последствиями для других людей, но и наносит существенный вред своему "носителю". Удовлетворенность жизнью предполагает ее социальную значимость, связана с утверждением своего "я" в социальной связи. Для счастья, вероятно, необходимо жить "для себя" и вместе с тем жить "для других". Эта мысль хорошо выражена А.Толстым: "Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении".
Преодоление себя (негативных особенностей своей "природы") - способ самореализации личности, способ благодарный, но трудный, поэтому известная с давних пор истина (брать - значит терять, отдавать - значит приобретать) является ценностью далеко не для всех людей. Ориентация "на других" не должна, разумеется, становиться самоцелью, препятствующей сохранению индивидуальности и превращающей существование человека в непрерывное "самообуздание". Идеальный вариант - гармония объективного и субъективного, личного и общественного, однако даже при наличии такой установки в сознании Индивида вряд ли можно ожидать ее простого, безболезненного утверждения в практике. Различные варианты дисгармонии, препятствующие, как правило, достижению счастья, определяются, конечно, не только особенностями личности, но и неблагоприятными социальными обстоятельствами ее бытия. История этики, кстати говоря, оставила нам различные рекомендации по достижению счастья в условиях дестабилизированной среды. Многие из них вполне актуальны сейчас. Принципиально и немедленно изменить их вряд ли возможно индивидуальными усилиями, а вот осознание их сути и определение в этом контексте своей жизненной позиции - задача достижимая. В любом случае очень важно ставить перед собой следующие вопросы: "Что я из себя представляю? Не являюсь ли я сам причиной своего несчастья?"
2.2.Любовь
В связи с приведенным примером, можно сказать, что многие связывают понятие счастья с возможностью любить и быть любимым. Любовь еще одна категория этики: о любви написано много теоретических трактатов.
В древнеиндийском
трактате "Ветки персика" отмечается,
что "Три источника имеют
влечения человека: душу, разум и
тело. Влечения душ порождают
дружбу. Влечения ума порождают
уважение. Влечения тела порождают
желание. Соединение трех
Если говорить
о характерных признаках любви,
Важные признаки
любви отмечает Энгельс,
Рассуждения
Энгельса в основном верны,
они строятся на утверждении
о том, что представления о
любви действительно
В классических
греческих трагедиях любовь - это
страшный двигатель
2.2.1Разновидности любви
В ХХ веке,
веке господства анализа и
всеобщей систематизации, не избежала
этой участи и любовь. Психологи
выделили и определили шесть
разновидностей или шесть "
Любовь-сторге
- это как бы наследница
У такой любви
особая прочность, она может
перенести долгую разлуку,
Второй вид
любви - любовь-агапе . Как и
у греков, она сосредоточена на
ты и полна альтруизма и
обожания любимого. Любящий такой
любовью готов простить все,
даже измену, готов отказаться
от себя, еслиэто дает счастье
другому. Такая любовь
Агапе xapaктернa
для первой любви, для робкого
зарождающегося чувства. Это
Любовь -эрос - это пылкое чувство, которое долго и бурно торит в человеке. Эрос - стихия, ничто не может сравниться с ним по силе эмоционального воздействия. Это настоящая страсть, она захватывает человека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому это чувство и называют "безрассудной любовью" Люди, которые испытывают его, не очень влюбчивы и могут долго жить без любви; но когда они влюбляются, любовь захватывает их целиком. При такой любви очень обострена душевная зависимость от близкого человека. Любящий сделает для любимого все - и из любви к нему и из боязни потерять его, особенно когда другой любит его иной любовью (не относящейся к типу, обозначаемому термином "эрос"). Он хочет все знать о любимом и открыть ему все о себе. Такими людьми правит тяга к полному слиянию душ. Главная радость жизни для них - в любимом, поэтому они разлучаются редко, ненадолго. При разрыве они испытывают тяжелую, почти смертельную боль, и трагедия разрыва для них может быть страшнее смерти.
По своему
облику любовь-эрос - это как бы
пылкая юношеская любовь. Она,
видимо, чаще бывает у юных, а
среди зрелых людей - чаще у
людей эмоциональных склонных
к сильным душевным
Следующий вид
любви - любовь - маниа , любовь-одержимость
(от греч. "мания", - болезненная
страсть). Маниа - любовь-тревога,
любовь тоска. Это чувство
Такое чувство
встречается обычно у не
Еще один
вид любви - прагма (дело, практика).
Это спокойное, благоразумное
чувство. Если в любви-маниа
царят чувства, подчиняющие
Настоящий прагматик
не полюбит того, кто недостоин
любви. Любовь для него - дело
и головы, и сердца. Он сознательно
руководит своими чувствами,
Следующий вид
любви - людус - любовь-игра . Человек
здесь как бы играет в любовь,
и его цель - выиграть, причем выиграть
как можно больше, потратив как
можно меньше сил. В людусе
нет ни глубины чувств, ни настоящей
преданности, ни тревоги за
себя и любимого человека. Человек,
"играющий" в любовь, ищет обычно
кратких ощущений, он живет мгновением,
редко заглядывает в будущее
у него нет ревности, нет собственнического
отношения к возлюбленному; он
не распахивает перед .ним
Конечно же, людус - не любовь и не любовное поведение. Эти люди не умеют любить, в их душах нет струн, на которых играет это чувство, в них царят лишь простейшие чувства наслаждения. Они хотят радостных беззаботных отношений, их отпугивает более серьезная Привязанность. Некоторые из них стремятся иметь двух, а то и трех возлюбленных сразу. Внешность партнера важна в этом случае меньше, чем собственная независимость. У такого человека легкое отношение к телесным радостям: они для него не высшая цель, а часть игры, он не вкладывает в них душу. Его больше влечет удовольствие от игры, чем ее результаты. Нынешнее "игроки в любовь" - это упрощенный сколок с аристократической французской любви XVIII в6ка. Но то была утонченная любовь-игра, полная хитроумия и риска, стремящаяся к изысканным наслаждениям души и тела. Теперешние иrроки - это чаще всего бытовые донжуаны. Психологические разновидности, "цвeтa" любви не остаются неизменными в отношениях конкретных людей.