Категории счастья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:51, реферат

Краткое описание

Обращение к проблеме счастья часто порождает сомнение в возможности адекватного научного отражения этого явления. Счастье- понятие, как бы стремящееся ускользнуть от строгого философского анализа в мир не поддающихся однозначным определениям чувств, образов, тончайших оттенков индивидуального мироощущения.
Тем не менее, этика не может отказаться от «посягательств» на решение этой проблемы, поскольку счастье является одной из глобальных, бесспорных для любого человека нравственных ценностей.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
2 СЧАСТЬЕ КАК ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
3 СЧАСТЬЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
4 УСЛОВИЯ СЧАСТЬЯ
5 РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ О СЧАСТЬЕ
6 СЧАСТЬЕ И СУДЬБА
7 СЧАСТЬЕ И УДОВОЛЬСТВИЕ
8 СЧАСТЬЕ И БОГАТСТВО
9 СЧАСТЬЕ И ВЛАСТЬ
10 ПАРАДОКС СЧАСТЬЯ
11 ВЫВОД

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по этике.docx

— 44.64 Кб (Скачать документ)

 
Счастье и богатство 
Согласно еще одному представлению, счастье заключается в достатке. В отношении богатства можно сказать: богатством обладают как счастливые, так и несчастные. Не само по себе богатство делает счастливым, но богатство, праведно нажитое и не обременяющее. От достатка и от богатства не следует отказываться , ибо в нужде счастье обрести труднее. Но неразумно уповать на то, что в богатстве или тем не менее в его количестве- счастье. 
Счастье и власть 
Только внутренняя свобода истинно блаженна. Но счастье на свободе - это счастье, наполненное беспокойством, оно мучительно. Ведь нет страшнее бремени, чем свобода выбора. 
С точки зрения христианской религии свободы, в несвободе- несчастье Для европейской философской этики со времен античности в зависимости и закрепощенности- несчастье. 
Что же такое счастье? Конечно, это состояние удовлетворение от пережитого наслаждения. Говорят, это длительное удовлетворение. Оно продолжительно во времени. Она охватывает жизнь в целом- жизнь как жизненный путь. Последнее уточнение относительно жизни в целом может нанести на пессимистическую мысль о том , что по- настоящему счастливым человек может почувствовать себя только на смертном одре, когда ничто о по, в уже не может изменить его впечатления о прошлой жизни. Однако понятие счастья- иное. Счастье заключается в полноте удовлетворенности жизни- жизни в единстве ее разных сторон, жизни- как образе жизни, и в этом смысле: жизни в целом. А это качественная характеристика. Счастье всегда радостно. Радость и счастье как душевные состояния психологически очень близки. Иногда говорят, что радость связана с переживанием единичного события благоприятного самовыражения индивида, а счастье- длительное переживание радости. Однако счастье это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. В счастье человек как бы беспечен. Он не беспокоится о преходящем, ибо он ставит себя выше переменчивости обстоятельств, игры случая и легкомыслия фортуны. Он не боится потерять то, чем обладает, поскольку видит свое богатство не во внешних благах, а во внутреннем спокойствии и возвышенности духа. 
В свое время стоики выдвинули апатию в качестве идеала независимого от чувств и страстей. Таков мудрец: он предан разуму, его высказывания правильны и беспристрастны; он невозмутим. Стоический идеал счастья- это не просто беспристрастны, он невозмутим. Стоический идеал счастья- это не просто бесстрастие, отрешенность от земных чувств. 
Философы, в отличие от психологов, как правило, не обсуждают несчастья столь же подробно, как и счастье: не потому, что они далеки от реальных забот людей, но потому, что их рассуждение о счастье во многом предполагает идеал наилучшего состояния человека, то есть то, к чему следует стремиться. Поэтому при том, что есть философское понятие несчастья. Философы говорят о том, в чем заключается счастливая жизнь, как ее достичь и что необходимо человеку, чтобы противостоять неизбежным в жизни каждого человека страданиям. Это важный практический вопрос, поскольку если счастьем называют то, что обретается человеком благодаря его усилиям, - несчастья, будь то огорчения, боль, мучения, приходят вопреки желанию человека. Как счастье не сводится к случаю, так и несчастье люди отличают от неудачи. Более того, хотя в живой речи несчастьем называют горе, беду, или чрезмерные страдания, действительно несчастье- не в этом. Несчастье- трагично. Оно- в невозможности человека реализовать себя, т.е. осуществить или обрести то, к чему он предназначен как человек вообще, или как гражданин, или как личность, потенциально способная к созиданию и творчеству. 
Относительно этого стоический мудрец говорит, что неизбежные несчастья надо переносить внутренне достойно, сохраняя свое лицо, оставаясь человечным. 
Мудрец в счастье- как будто беспечен. Но беспечен не значит легкомыслен. Он ведь мудр, он не только постиг смысл жизни, но он прошел через страдания, он понимает необходимость изменить себя, он чувствует потребность в самосовершенствовании. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек осознает неразмеренность бытия, неоднозначность происходящего в жизни- как жизни не только наполненной удовольствиями. Осознание того, что возможно нечто, ведущее к неудовольствию, того, что причиной неудовольствия, неудовлетворенности могу быть и оказываюсь я сам, переживание стыда и вины по этому поводу побуждают к переосмыслению жизни или наделению ее смыслом. Конечно, не всякое страдание и не у всякого человека становится исходным моментом духовного возвышения. Необходимо, чтобы страдание у человека отозвалось чувством неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, необходимо желание изменения. В поисках того, что и как следует изменить, человек может прийти к идее нравственного совершенства и таким образом осознать собственное несовершенство. Духовное побуждение и стремление к духовному стяжению вырастают из страдания, не обязательно физического, а нередко- именно духовного. Но ведь счастье- это не достоинство, а награда: за справедливость, милосердие и праведность. Его н заслужить.

 
Парадокс счастья 
Счастье и несчастье соседствуют друг с другом. Соседствуют- не только в непосредственном смысле слова « соседство» : мол, один сосед счастлив, а другой- несчастлив. Счастье и несчастье соприсутствуют в жизни каждого человека. Несчастье- это не просто невезение, и довольно редко- черта характера. Никому не надо полностью избежать оплошностей, ошибок, проступков, а также болезней и невзгод, деятельного недоброжелательства соперников и, наконец, потери близких и дорогих людей- того, что чаще всего и бывает причиной несчастья. 
К тому же, и это главное, общество как общество обособленных и конкурирующих индивидов устроено так, что одновременное счастье всех- невозможно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем других, а также нередко оказывается опосредованным, а то и обусловленным несчастьем других. Право, нравственность, религия по- разному и в разной степени выполняют важную функцию ослабления и сглаживания противоречий между членами общества. Философы расходятся в мнениях относительно того, является ли такое состояние общества преходящим или оно в принципе неизбывно. Однако почти все согласны в том, что при таком положении вещей самоограничение, самопожертвование, смирение являются важнейшими добродетелями в плане выживания и воспроизводства сообществ, успешного взаимодействия людей и благотворного общежития. Это дало основание Дж. С. Миллю высказать следующее утверждение: « Сознательная способность жить без счастья составляет самое надежное орудие для достижения всей той полноты счастья, какая только теперь достижима. 
В этом состоит парадокс счастья. Строго говоря, это высказывание действительно парадоксально с логической точки зрения, при которой предполагается, что каждое слово употребляется в одном и том же значении. С семантической точки зрения, при котором принимается во внимание возможность изменчивости значения слов в зависимости от контекста, это высказывание адо не выглядит столь же парадоксальным, поскольку слово счастье в данной формуле Милля употребляется в разных значениях. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье. Но мы видели уже, что в утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наибольшее счастье наибольшего числа людей и тем самым предполагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. В формулировке советского психолога С.Л. Рубинштейна: “чем меньше мы гоняемся за счастьем, чем больше заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим” – “парадокс счастья” в ещё большей степени обнаруживает свою мнимость. В нем очевидно совмещены два представления о счастье – как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами , с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни – с другой.  
Иными словами, в погоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Житейско-сакраментальное высказывание “нет в жизни счастья” безусловно оправданно. Но не в том пессимистическом смысле, что жизнь полна несчастий и счастье никому не дано, а в том, что счастья как такового, т.е. как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи, действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. Счастье скорее является следствием, интегральным результатом нравственно выдержанной, добродетельной жизни.

 
 
Вывод.

Счастье – это мираж, который повсюду нас преследует. Чтобы человек не делал, к чему бы он не стремился — он только и дело, что думает о счастье. При этом само счастье всегда зависит от конкретных условий. А если эти условия находятся не в соответствии с нашими представлениями, то есть не совпадают, то мы становимся несчастными. Чем сильнее мы хотим достичь счастья, тем сложнее нам его обрести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 
1. “Этика” А.А. Гусейнов, Р.Г.Апресян; Москва, 2002; 
2. “Основы этики” И.Л.Зеленкова; Минск, 1998; 
3. “Этика. Энциклопедический словарь”. Под редакцией А.А.Гусейнова, Р.Г.Апресяна. Москва, 2001; 
4. “Курс лекций по этике” Золотухина,Аболина Е.В.; Ростов И/Д “Феликс” 1999;

 

 


Информация о работе Категории счастья