Военно-оборонная инфраструктура в Арктических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:51, реферат

Краткое описание

Арктика сегодня – это обширный и особый регион мира, привлекающий к себе все более пристальное внимание государств, имеющих прямой выход в арктические моря и в Северный Ледовитый океан, и мирового сообщества в целом.
Регион исключительно богат природными ресурсами, через него может пройти новая важная транспортная артерия, связывающая Европу и Азию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Описание проблемы военно-оборонной инраструктуры Арктики 5
2. Что такое Арктика? 5
3.Почему там нужна военно-оборонная инфраструктура?. 9
4. Анализ работы авторов на эту тему 11
5.Геоэкономическая и геополитическая стратегия РФ и других стран 18
6. Характеристика военнно-оборонной структуры 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 103.43 Кб (Скачать документ)

Если подводить итог военной деятельности СССР в Арктике, то можно сказать, что она в основном была направлена на решение задач воздушно-космической обороны. Исключение – западная и в меньшей степени восточная часть Арктического региона, где решались задачи обеспечения действий ВМФ и развертывались ограниченные сухопутные группировки.

С завершением эпохи холодной войны воздушно-космические угрозы с Севера не исчезли. Они лишь трансформировались и усложнились. В Северном Ледовитом океане растет угроза развертывания высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении. В частности, это относится к переоборудованным под носители КРМБ большой дальности в обычном снаряжении типа «Огайо». Над Арктикой могут располагаться рубежи пуска гиперзвуковых средств в рамках американской концепции быстрого глобального удара. В этой связи северное воздушно-космическое направление может быть наиболее угрожающим национальной безопасности России (с учетом дальности пуска и минимальным подлетным временем средств поражения).

Важнейшей задачей отечественных Вооруженных Сил в этом регионе было и остается обеспечение эффективности сил ядерного сдерживания (прикрытие районов боевой службы и обеспечение оперативной устойчивости группировок ракетных подводных лодок).

Трансформация угроз связана и с климатическими изменениями. Если Северный Ледовитый океан освободится ото льда, в регионе появятся не только ударные ПЛА США и Великобритании. Арктика станет регионом, где активно действуют авианосные многоцелевые группы США, а в перспективе, возможно, и КНР. Очевидно, что они смогут решать задачи не только борьбы с отечественными РПК СН, но и контроля над судоходством и природными ресурсами. В этом контексте АМГ США должны рассматриваться как самая сложная типовая угроза.

Более чем вероятно, что конкуренты прибегнут к тактике непрямых действий, используя для применения силы различного рода реальные и надуманные поводы. На примере недавних задержаний судов с российскими грузами мы видим, что НАТО не стесняется вводить ограничения на коммерческое судоходство, исходя из собственных интересов и не считаясь с мировыми нормами. Другой метод непрямых действий – действия под флагом неправительственных организаций, преследующих как собственные, так и заданные извне цели. Живой пример – «гуманитарная атака» Гринпис на платформу «Приразломная».

Во многом подобное решение президента России связано с тем, что борьба за контроль над Арктическим регионом быстро усиливается. В нее вступают не только страны бассейна Северного Ледовитого океана – США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов, например КНР. Полярные исследования перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой.

Владимир Мухин

Россия продолжает активное обустройство военной инфраструктуры Арктики, начатое в последние годы. В том числе, как сообщает Минобороны, в эти дни вертолетами Военно-воздушных сил Ми-8 и Ми-26 производится доставка специалистов, продуктов питания, технических грузов и различной специальной техники на восстанавливаемый аэродром «Темп» (остров Котельный), расположенный на Новосибирских островах. А на архипелаге Новая Земля закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2»). Не исключено, что в ближайшие годы силами военного ведомства будет также восстановлен самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Восстановление авиабазы «Темп», которая во времена СССР была аэродромом двойного назначения, – одно из самых приоритетных сегодня для России в Арктике направлений. «Темп» не эксплуатировался уже более 20 лет. Рядом с базой проходит Северный морской путь. Начало строительства в самом сердце Арктики, по сути, нового аэродрома, который сможет через несколько лет принимать практически все типы военных самолетов, свидетельствует о том, что Россия намерена значительно укрепить свои позиции в регионе. Но процесс этот проходит, как выясняется, не в простых условиях. На состоявшемся в сентябре в Минобороны совещании обустроить военный аэродром «Темп» планировалось еще до 1 октября 2013 года. С этой целью в сентябре с.г. к Новосибирским островам совершил сбор-поход отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».

    

Он доставил на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоков и более 1 тыс. тонн материальных средств, имущества и ГСМ. Но этого, оказывается, мало.

После ухода отряда кораблей из района островов доставка грузов на аэродром «Темп» продолжает смешанная авиационная группа, которая базируется на аэродроме Тикси (Республика Саха (Якутия). «Полеты проходят над водной поверхностью моря Лаптевых вне видимости береговой черты на высотах от 200 до 300 м со скоростью 200 км/ч. Расстояние, которое преодолевают вертолеты, составляет около 500 км в одну сторону», – сообщает Минобороны. Несмотря на трудности, предполагается, что задачи по переброске людей и грузов к военному объекту будут выполнены. И он начнет функционировать. Ведь, как выясняется, такая задача стоит не только для Минобороны, но и для других структур и России в целом.

Министр обороны Сергей Шойгу, говоря о задачах аэродрома «Темп» на международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», который недавно прошел в Салехарде, заявил о том, что «аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры в Арктике. И, конечно же, будет служить науке в качестве базы арктических экспедиций и научных исследований». Здесь Шойгу выступал как глава Русского географического общества. Но, естественно, не только для научных исследований нужен аэродром. На форуме в Салехарде президент Владимир Путин заявил, что Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне. И не только территорий, но и богатств, которые хранит Арктика, а также обеспечить свою безопасность. Как известно, на Севере уже добывается более 80% российского газа, свыше 90% – никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12–15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта. Видимо, не случайно заместитель министра обороны Аркадий Бахин, характеризуя задачи ВВС в Арктике, заявил недавно, что с восстановлением военных объектов «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и ее инфраструктуру. И мы это сделаем».

 

Источники в Минобороны сообщают, что для этих целей помимо строительства аэродрома на Новосибирских островах идет реконструкция других военных объектов. К примеру, этим летом была закончена реконструкция ВПП на аэродроме «Рогачево» («Амдерма-2»), который расположен на полуострове Гусиная Земля архипелага Новая Земля. Год назад сообщали, что здесь будет дислоцировано несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31. Потом источники в Минобороны данную информацию опровергли. Хотя материалы о возможной модернизации военных аэродромов в Арктике никто официально не опроверг. Необходимость размещения военной авиации в «Рогачево» диктуется двумя причинами. Во-первых, МиГ-31 войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны и должны будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с Севера. Во-вторых, они будут осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона России («Объект 700»).

Не исключено, что в будущем году Россия начнет восстановительные работы на самом северном и секретном своем ледовом аэродроме, расположенном на острове Греэм-Белл. Ледовым он называется не потому, что расположен на льду. На острове Греэм-Белл – песчаный грунт. Когда грунт оттаивал, готовилась ВПП. Потом песок застывал, покрывался ледовым панцирем и становился идеальной площадкой для взлета и посадок боевых самолетов вблизи Северного полюса (до него оттуда всего 896 км). Во времена СССР это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков. В конце 1980-х годов здесь проводились учения, связанные с базированием МиГ-31. Наши самолеты могли перехватывать авиацию США задолго до ее возможного подлета к центральным районам РФ.

По данным Минобороны, в августе-сентябре 2013 года впервые в постсоветской истории гидрографическое судно «Горизонт» и морской буксир МБ-56 Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа (он состоит из 192 островов). Походом руководил начальник гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Игорь Наумов. В экспедиции участвовал также отряд специального назначения подводных сил Северного флота из Заозерска, который отвечал за охрану судна и безопасность участников похода. Были обследованы острова архипелага. В том числе обстановка в районе острова Греэм-Белл.    

Михаил Ходаренок, Леонид Ивашов, генерал-полковник, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, ныне президент Академии геополитических проблем:

– Интерес к Арктике понятен: сегодня для человечества проблемой номер один становится дефицит энергетических ресурсов. Для нормальной жизни на каждого жителя Земли требуется около 2 кВт электроэнергии в день. А всего человечество вырабатывает энергии в шесть-семь раз меньше. С каждым годом энергетическая проблема обостряется: наращивают потребление энергии Индия и Китай, а Запад – не сокращает.

Поэтому за арктические ресурсы сегодня разворачивается мощное противостояние. США и их западные союзники – страны Арктического совета и Великобритания – консолидированно действуют в арктической зоне. Они интернационализируют шельф России, не признают российской юрисдикции над подводными хребтами Ломоносова и Менделеева, считают Северный морской путь международными водами. И на этом фоне – наращивают собственное военное присутствие в Арктике. В результате в регионе создается биполярная геополитическая модель. На одном ее полюсе Россия, на другом – объединенный Запад.

Россия в нынешнем своем состоянии такого вызова не выдерживает. Наш Северный флот ослаблен, Ленинградский военный округ обессилен – по сути, там стоят всего две полноценных бригады; наш Север фактически демилитаризован. Его военная инфраструктура представляет удручающее зрелище: заброшенные аэродромы, разрушенные базы…

Ответственность за безопасность Арктики и нашего арктического шельфа разделена между Северным флотом и Береговой охраной Пограничной службы ФСБ. Единого хозяина нет, и это плохо. Но главное – противостоять на этом направлении Западу пока нечем. Поэтому усиление арктического направления является для нас жизненно необходимой задачей.

Решать ее должно не только Министерство обороны. Да, на Новосибирских островах, ценой риска и огромного человеческого напряжения, дислоцируется группа российских солдат и офицеров, которые восстанавливают взлетную полосу аэродрома Темп и обеспечивают минимальный уровень безопасности наших самолетов. Но этого явно недостаточно. Для восстановления северной военной инфраструктуры нужна серьезная госпрограмма.

На мой взгляд, в отношении арктической зоны России следует пойти на кардинальные законодательные решения. Вся территория страны у нас поделена и закреплена за субъектами федерации, а вот арктическая зона пока ничейная: нет единого центра управления, единого ответственного органа за деятельность в Арктике. А это может привести к большой беде. Можно сказать, сегодня арктическое направление становится главным по формированию угроз в адрес России. И на это нужно адекватно реагировать.

В 2014 году мы можем столкнуться в Арктике с военно-силовым давлением со стороны США и их партнеров. Наращивание нами военного присутствия в регионе будет встречать со стороны американцев несогласие – а значит, и сопротивление. Чем мы на него ответим? Не стоит забывать, что на тех же Новосибирских островах наши военнослужащие живут в палатках. Нам нужно разворачивать капитальное строительство в арктической зоне, демонстрировать, что мы приходим туда всерьез и надолго. Нам нужно защищать не только Арктику, но и – на случай военного давления в арктической зоне – продумать, как угрожать в ответ территории США. Другими словами, нам сначала нужно выиграть битву за Арктику в головах тех, кто ее планирует.

Андрей Островский, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая:

Чтобы отстоять Арктику, нужно организовывать полярные экспедиции. Конечно, если мы сами бессильны в освоении арктической зоны, как вариант можно рассмотреть сотрудничество с КНР. Но, на мой взгляд, России следует самостоятельно заниматься решением этого вопроса. А для этого – развивать океанологию, геологию, предпринимать арктические и антарктические исследования. И выделять больше денег на науку, а не заниматься реформами РАН.

У Китая сейчас имеются интересы повсюду в мире, в том числе в Арктике. Они подкреплены исследованиями в области океанологии, мощным флотом. А мы, к сожалению, зачастую ограничиваемся общими разговорами. Этим мы только повышаем шансы на успех наших соперников – США и того же Китая…

 

5. Геоэкономическая и геополитическая стратегия РФ и других стран

 

Центр геополитики сегодня сместился на север. И для этого есть все основания. Все проблемы Арктики в настоящее время связаны с неурегулированностью границ. До сих пор мировое сообщество не признает исторически сложившихся границ. А границы Арктики СССР были определены ещё в 1926 г. Обострившуюся борьбу за Север в XXI веке многие специалисты объясняют экономическими факторами. В арктическом регионе залегает примерно 30% всех запасов (не только углеводородов) земного шара. Но не в меньшей степени важны и военные аспекты. Используя только крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 1,5-2 тыс. км вся наша страна простреливается с северных территорий.

 

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли (площадь 13 млн км2). Две трети арктической территории приходятся на Северный Ледовитый океан. Широко развита область шельфа с глубинами менее 200 м, занятая окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, море Лаптевых). Дно морей представляет подводное продолжение платформенных структур суши. Переходная зона представлена материковым склоном с глубинами 180-3000 м. Центральная часть океана – Арктический бассейн- это область глубоководных котловин (максимальная глубина до 5449 м в котловине Нансена) и подводных хребтов, наиболее значительным из которых является хребет Ломоносова.

Отношение к Арктике различное. Ф. Нансе называл Арктику «страной ледового ужаса». На самом деле, это бесконечно красивый регион нашей планеты с чрезвычайно ранимой и хрупкой природой.

Ряд историков утверждает, что Арктика является прародиной человечества. Человечество произошло с севера. И знаменитая страна Гиперборея находилась на Северном полюсе. В переводе «Гиперборея» – страна за бореем – северным ветром. Существуют определенные артефакты, подтверждающие, что север был освоен в древние времена. В 1922 г. были обнаружены пирамиды Кольского полуострова, возраст которых по оценкам специалистов составляет 9 тыс. лет. Они сложены из округлых камней и представляют собой гигантские приборы для наблюдения созвездий. Близ Кировска находится гора Юкспорр, которая считается прообразом знаменитой Мировой горы.

Информация о работе Военно-оборонная инфраструктура в Арктических зонах