Уточнение понятия о бизнесс процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:55, доклад

Краткое описание

В настоящей статье представлена попытка максимально объективно ответить на этот вопрос, сформулировать основы доказательной базы и дать непротиворечивую интерпретацию понятия БП.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уточнение понятия.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Уточнение понятия  «бизнес-процесс»

Рубцов С.В.

 

 

С начала 1990-х годов методическим направлением, изучающим вопросы процессной организации  систем управления и дающим решения  по их построению, является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) (Business Process Reengineering). Впервые термин «РБП» был введен Михаилом Хаммером — родителем первого, «традиционного» подхода к РБП, который предполагает создание новых бизнес-процессов (БП) «с чистого листа». Второй подход к проведению РБП появился в результате анализа критических замечаний в адрес метода «чистого листа». Его автором считается Томас Дэйвенпорт, который предлагал, прежде чем приступать к проектированию новых БП, изучить и отчетливо представить себе существующие бизнес-процессы. Истоки концепции реинжиниринга ведут к теориям управления, разработанным еще в девятнадцатом веке. В 80-х годах 19-го века Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного реинжиниринга для наилучшей разработки процессов организации деятельности или перестроить такие процессы для оптимизации производительности. В начале ХХ века Файоль разработал концепцию реинжиниринга — осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. Несмотря на то, что технологические ресурсы в наше время изменились, эта концепция не потеряла своего значения и популярности.

Современная концепция РБП предполагает переосмысление и трансформацию бизнеса организации  для более тесной координации  деятельности ее функциональных частей и повышения их гибкости. Несмотря на глубокие исторические корни, многие авторы отмечают факт большого количества примеров неуспеха РБП (30-70% по различным данным). Причин этому явлению много. Ряд из них носит методологический характер. По нашему мнению, именно полисемия понятий «процесс» и бизнес-процесс часто приводит к существенному «сдвигу» в сознании лиц, ответственных за проведение РБП, внесению путаницы и неразберихи. Насколько серьезными являются последствия описанной разноголосицы в определении понятия БП? Может быть эти «лингвистические джунгли» совсем безобидны? В настоящей статье представлена попытка максимально объективно ответить на этот вопрос, сформулировать основы доказательной базы и дать непротиворечивую интерпретацию понятия БП.

О многообразии взглядов на бизнес-процесс

Существует  множество определений или интерпретаций  базовой категории РБП — понятия  «БП». К сожалению, не только мнения авторов по этому вопросу не сходятся, но число этих мнений превышает количество авторов. Приведем основные из определений. Бизнес-процесс это:

  1. Совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [1, 2].
  2. Набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности [3].
  3. Структурированное конечное множество действий, спроектированных для производства специфической услуги (продукта) для конкретного потребителя или рынка. Или — специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца, точным определением входов и выходов. Или — структурируемый, измеряемый набор действий, созданный, чтобы произвести определенный выход для конкретного клиента или рынка [4].
  4. Сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара [5].
  5. Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Или — полный поток событий в системе, описывающий, как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [6].
  6. Логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга [7].
  7. Любые виды деятельности в работе организации [8].
  8. Систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат [9].
  9. Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие [10].
  10. Ряд взаимосвязанных видов деятельности1 , преобразующих входы в выходы [11].

Таким образом, авторы работ, посвященных  РБП, и организации — разработчики стандартов «раскрашивают» различными оттенками многогранное понятие «бизнес-процесс». В зависимости от задач внимание авторов акцентируется лишь на одном или нескольких его свойствах. Например, БП как целевая организационная деятельность (действия); получение продукта (услуги/товара) — одна из основных целей процесса; БП — это система; БП — механизм получения добавочной стоимости и т.д. Некоторые авторы отождествляют понятия «БП» и «проект» [6]. Заметим, что многие «ключевые» свойства БП выделяются без должного обоснования. Например, в качестве свойства БП никак нельзя задавать признак «действие над ресурсами», т.к. это свойственно любому процессу без исключения. Да и само понятие «действие» априори подразумевает присутствие ресурса. Так же не являются отличительными признаками: формирование добавочной стоимости, целевая направленность и т.п.. Здравый смысл подсказывает, что вероятно наиболее выверенными являются определения, прошедшие тщательные процедуры согласований в авторитетных организациях, которым делегирована ответственность за разработку стандартов или рекомендаций к ним (например, определения 9 — 11). Тем не менее, авторитет гуру РБП и важность затронутой темы для формирования общего языка общения между проводниками РБП, руководством организации, внешними исполнителями и методологами РБП создают проблемную ситуацию, которая настоятельно требует разрешения.

Для устранения выявленных несоответствий в определениях можно было бы использовать формальные методы теории определений [12]. Однако, можно избежать использования подобных громоздких процедур, если положиться на формальную логику, а также использование некоторых уже апробированных формализмов, предлагаемых в исследованиях операций.

Об отличительных признаках бизнес-процессов

Прежде всего, обратим внимание на прямой перевод английского слова  «business» на русский язык как «деятельность», а также практически полную лингвистическую идентичность этих понятий. Понятие «деятельность» является базовой категорией, используемой для описания форм существования индивида. Отсюда очевидно, что иных процессов, кроме процессов «деятельности» в организациях не существует. Поэтому, предположение наличия в организациях иных процессов, кроме процессов деятельности или БП, выдвигаемое некоторыми гуру РБП [2], по правилам лингвистики является некорректным. Естественно, существуют и другого рода аргументы против деления множества процессов в организациях на БП и иные процессы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Наиболее часто основным признаком  бизнес-процесса различными авторами называется «поставка продукта внешнему (!) потребителю». При этом, как правило, не даются ответы на следующие вопросы:

  1. Какие процессы включает в себя БП — всю совокупность процессов, обеспечивающих производство и поставку продукта (1), или только какую-то их часть (2)?
  2. Если выбран вариант ответа (1), то не будет ли эта полная совокупность процессов, следуя системному мировоззрению, совпадать с полным множеством процессов организации, т.е. не будет ли организация являться единственным бизнес-процессом?
  3. Если выбран вариант ответа (2), то как эту полную совокупность процессов отделить от всего множества процессов организации, которые, согласно системному подходу, прямо или косвенно взаимосвязаны? Каковы адекватные критерии такой декомпозиции?
  4. Если не замечать первые 3 вопроса, то какова, собственно, прагматическая цель и/или методологическая целесообразность разделения организационных процессов на БП и иные процессы? Существует ли какой-нибудь практический эффект от такого «методического» изыска?
  5. Сколько на самом деле в организации производится продуктов? Ограничено ли множество производимых в организации продуктов продуктами, поставляемыми внешнему по отношению к организации потребителю? Не производятся ли продукты, потребляемые внутри организации?
  6. Как соотнести обсуждаемый признак с моделью организации, в которой налажен строгий учет услуг, поставляемых исполнителями друг другу, когда понятие «внешний потребитель» размывается? Здесь речь может идти не только о персонале или «внутреннем рынке»2 организации, но и об организации как производственной кооперации предприятий, направленной на выпуск общей продукции. Другими словами, не имеет ли смысл обсуждаемый признак только для простейшей модели организации с понятным внешним потребителем?

Автор надеется, что нет особой необходимости подробно анализировать  возможные ответы на поставленные вопросы, звучащие скорее риторически. Основной вывод очевиден. А именно —  всем процессам организации свойственно экономическое содержание, т.е. у каждого процесса есть свой потребитель и, следовательно, свой продукт. Поскольку у каждого процесса есть свой исполнитель, то процесс является одним из обязательных атрибутов деятельности исполнителя. Следовательно, любой процесс — это процесс деятельности или бизнес-процесс.

Здесь можно задаться другим вопросом. А  если исполнитель процесса — неодушевленный механизм? Допустимо ли его действия рассматривать как деятельность или бизнес? Автору не хотелось бы на этот вопрос давать прямого ответа, пока специалисты в области искусственного интеллекта, нейропсихологии и нейрофизики не определятся окончательно в отличиях одушевленного и неодушевленного… В любом случае, автоматизация бизнес-процесса, осуществляемого вручную, не должна превращать БП в процесс иного рода. В этом было бы мало смысла. И, наконец, мы всегда можем предположить, что исключение при автоматизации непосредственного одушевленного исполнителя из производственной цепочки не исключает другого одушевленного исполнителя процесса — а именно, технолога производственного процесса или, наконец, специалиста по РБП.

Обратимся к посылке М. Хаммера и Дж. Чампи [2], делящей все процессы организации на внешние и внутренние. Из посылки следует, что БП — это внешние процессы организации. Здесь следует обратить внимание на лингвистический изыск авторов, позволяющий процесс, являющийся свойством организации, одновременно считать сущностью внешней по отношению к организации, что противоречит здравому смыслу. К сожалению, иногда гуру РБП грешат нарушениями принципа системности. Последний же делает бессмысленным разделение свойств организации на внешние и внутренние и требует включения процессов потребителя продукта организации в БП организации.

Другие  нередко выделяемые признаки БП —  формирование процессом прибавочной  и/или потребительной стоимости, а  также наращивание стоимости.

Как правило, авторы, выделяющие признак «прибавочная стоимость», не конкретизируют, в контексте какой теории стоимости следует рассматривать этот признак. Например, по Карлу Марксу (общепризнанный и наиболее часто цитируемый автор), прибавочная стоимость формируется за счет потребления производственным процессом «добавочного времени», которое исполнитель процесса «дарит» производству [13]. Т.е., строго говоря, сам бизнес-процесс не всегда формирует прибавочную стоимость, а делает это только в «добавочное время». Собственно, важнейшей задачей РБП является такая организация исполнения процессов, которая обеспечивает увеличение «добавочного» времени. Отсюда вывод — прибавочная стоимость — это не признак БП.

Самым странным признаком для характеристики БП является «потребительная стоимость» продукта. Очевидно, что потребительная стоимость есть характеристика не только продукта, но и самого потребителя. Этого уже достаточно, чтобы, следуя принципам системности, забраковать рассматриваемый признак. Более того, существуют примеры, когда указанный признак является исключительно свойством потребителя. Например, это часто происходит при покупке страховых услуг, когда потребитель переоценивает риск, или возникает тогда, когда неискушенный потребитель по ошибке покупает в супермаркете не оливковое масло, а машинное, или приобретает с рук фальшивые бриллианты. Как бы то ни было, на потребительную стоимость продукта иногда влияет так много факторов, что ее или трудно оценить, или такая оценка демонстрирует изменчивость потребительной стоимости в широком диапазоне. Можно привести и другие примеры, ставящие под сомнение корректность использования такого признака. Например, рассмотрим два противоположных процесса: покупка и продажа акций компании «Газпром». Продукты этих процессов имеют в конкретный момент противоположные ценности для потребителя. Отсюда странно предполагать, что один из них является БП, а другой нет. Эти процессы всего лишь являются моделями действий, которые осуществляются в зависимости от ситуации. С другой стороны, такой процесс, как «спекуляции на рынке ценных бумаг», предлагает потребителю отнюдь не только возможность легкой «наживы», но и противоположный исход… Как оценить потребительную стоимость услуг на спекулятивном рынке, если вероятность выигрыша для потребителя услуг меньше 0,5?

Собственно, последний пример подтверждает в некотором смысле корректную осторожность формулировок, использующих размытое понятие «полезность продукта» вместо более четкого понятия «потребительная стоимость» [2, 7]. Однако, проявим и здесь логическую последовательность. Что такое «неполезный продукт»? Даже Роспатент с отставанием на десятки лет от зарубежных визави вынужден был исключить признак «полезность» из списка признаков изобретения как трудно идентифицируемый.

И, наконец, «наращивание стоимости». Себестоимость — это денежное выражение издержек. Стоимость как овеществленный в услуге/товаре общественный труд определяется количеством труда и измеряется рабочим временем, нужным для изготовления услуги/товара [13]. Т.е. себестоимость является неотъемлемым свойством продукта, а стоимость продукта возникает лишь тогда, когда продукт является услугой/товаром, т.е. продукт предназначен для обмена. Поскольку в обмен услугами/товарами вовлечены не только организация и внешний потребитель, но и внутренние по отношению к организации производители услуг/товаров (например, ассоциативные члены, члены открытых товариществ, кооперативов, производственных объединений, персонал), то стоимость является неотъемлемой характеристикой любого процесса и не может быть использована в качестве отличительного признака БП.

Информация о работе Уточнение понятия о бизнесс процессах