Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 08:53, контрольная работа
Российская экономика представляла собой величайший парадокс ХХ- ХХIвв. С одной стороны, на протяжении нескольких десятилетий Россия занимала второе место в мире по темпам роста и объему выпускаемой продукции. Все эти видимые успехи достигались для создания передового общества под лозунгом «догнать и перегнать». Творцами и строителями этого общества являлись советские люди, которые были довольны результатом своих деяний, величием и мощностью своей страны. С другой стороны, страна выбрала совершенно неверную, неэффективную модель экономики. Рост экономики носил экстенсивный характер, следствием чего сложилась ее неэффективность, неконкурентность и технологическая отсталость.
Правительство стремилось помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной ситуации в мире вообще и в России в частности. В общей сложности за 2009—2010 годы государство дополнительно закупит автомобильной техники более чем на 100 млрд рублей. Это — легковые автомобили, грузовики, автобусы, другой автотранспорт для государственных и муниципальных нужд.
Некоторые руководители крупных предприятий прямо говорят: «Если бы не было этой программы — не было бы уже и предприятия. Все просто встало бы. Не работали бы совсем, и распустили бы трудовые коллективы». Правительство субсидировало ставку по кредитам на легковые автомобили, напрямую предоставило средства одному из крупнейших наших предприятий — «АВТОВАЗу»
Можно было бы раньше начать программу утилизации старых машин, но правительству хотелось посмотреть, как такие программы работают в других странах.
Предложенный механизм программы утилизации нуждается в дополнительной наладке, но он явно работает. Программа утилизации функционирует всего полтора месяца, а уже продемонстрировала очень хорошие результаты
Сертификаты на покупку нового автомобиля получили более 50 тыс. человек. Остановка сборочных конвейеров на автопредприятиях стала одним из самых наглядных символов кризиса во многих странах. После 18 месяцев падения объёмы производства легковых автомобилей в России вновь начали расти. Автопром восстанавливается, как и многие другие отрасли нашей экономики. На «АВТОВАЗе» дополнительные линии уже запустили, для того чтобы удовлетворить спрос, вызванный сдачей старых автомобилей в утиль.
В период кризиса правительство оказало целенаправленную поддержку оборонно-промышленному комплексу и высокотехнологичным предприятиям. Прошлогодние мрачные ожидания некоторых политиков по поводу краха оборонно-промышленного комплекса не оправдались.
Объём выпуска военной продукции в 2009 году увеличился почти на 13 %. Рост производства в судостроении составил 31,6 %, в ракетно-космической промышленности — 16,5 %, в авиации — 9 %.
Успешно идут испытания истребителей пятого поколения.
Вслед за истребителем должна начаться работа над перспективным авиационным комплексом дальней авиации, это новый российский стратегический бомбардировщик, ракетоносец. Правительство провело серьёзную инвентаризацию в оборонно-промышленном комплексе и приступает к формированию долгосрочных программ перевооружения по всем основным боевым системам: по комплексам управления и разведки, бронетанковой и военно-морской технике, высокоточному оружию. В результате доля современного вооружения в войсках должна увеличиться до 70-80 %, и это действительно будет оружие нового поколения.
В декабре 2009 года Правительство выпустило постановление о реструктуризации налоговой задолженности предприятий ОПК, рассчитанное на 2010 год. Речь идёт о задолженности, которая образовалась до 1 января 2009 года.
В 2009 году объём помощи селу из бюджетов всех уровней составил порядка 300 млрд рублей. Ещё более 776 млрд рублей сельхозпредприятия привлекли в виде кредитов, из них 453 млрд — на льготных условиях, по ставкам, которые субсидируются государством.
Благодаря напряжённому труду работников отрасли и своевременной поддержке государства в российском агропроме не было падения. Наоборот, рост производства составил 1,2 %. Экспорт зерна увеличился на 60 %.
Из-за кризиса правительство было вынуждено скорректировать часть перспективных планов. Уже начатые проекты правительство постаралось продолжить и закончить. В 2009 году только в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» в инфраструктуру было вложено 632 млрд рублей, в том числе 285,6 млрд рублей из федерального бюджета.
Введено в эксплуатацию 3 тыс. километров федеральных и региональных автомобильных дорог, на 700 километров больше, чем в 2008 году. Уже в 2010 году быдет полностью построена трасса Чита — Хабаровск. Это значит, что будет открыто сквозное движение от западной границы России до Владивостока. Будет построена первая автомобильная дорога, которая будет связывать Европейскую часть и Дальний Восток. Это большое событие.
Значительно повысилась безопасность дорожного движения. Вновь, как и в 2008 году, произошло существенное снижение смертности на дорогах — на 14,8 %. В результате мер по улучшению медпомощи при ДТП, организации движения, развитию инфраструктуры число погибших на автодорогах сегодня ниже, чем 20 или даже 30 лет назад. В 1980 году в ДТП погибло 27,1 тыс. человек, а в 2009 году — 20,4 тыс. человек, хотя число машин с 1980 года в разы просто увеличилось. Но количество россиян, гибнущих на дорогах, по-прежнему драматически велико.
В 2009 году правительство завершило реконструкцию восьми аэропортов — в Петрозаводске, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Кирове, Нижневартовске, Новосибирске, Томске и Хатанге. Реализован стратегический проект высокоскоростного сообщения по маршруту Санкт-Петербург — Москва, вскоре начнётся движение составов по линии Санкт-Петербург — Хельсинки, и дальше Москва — Нижний Новгород.
Без сбоев идёт подготовка к сочинской Олимпиаде и саммиту АТЭС во Владивостоке. Сегодня на стройках в этих городах работает 27 тыс. человек. В 2009 году за счёт средств федерального, регионального и местных бюджетов, ресурсов бизнеса было введено в строй порядка 1 тыс. спортивных объектов, а количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой, достигло 24 млн человек. Рост по сравнению с 2008 годом — на 1,5 млн.
Тяжёлым, драматическим испытанием для страны стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Самая большая наша утрата, конечно, — это люди. Семьям, которые потеряли своих близких, правительство помогало (есть программа этой помощи) и будет помогать дальше.
Спустя 8 месяцев после катастрофы, два гидроагрегата станции запущены в эксплуатацию, ещё два войдут в строй до конца 2010 года, а полностью она должна заработать в 2013 году.
В 2009 году в России было введено в строй 1,7 ГВт новых генерирующих мощностей. Это практически на уровне 2008 года. А всего до 2012 года планируется ввести в строй порядка 20 ГВт генерирующих мощностей.
В 2009 году устойчиво работал наш нефтегазовый комплекс. Добыча нефти составила 494 млн тонн и увеличилась на 1,2 %. Причём, этот прирост был достигнут за счёт наших новых нефтяных провинций в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. За счёт нефти Ванкора, Талакана и Верхней Чоны.
В 2009 году полностью завершено строительство первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Буквально несколько дней назад началась прокладка морской части газопровода «Северный поток». Уже полным ходом идут работы в Балтийском море, в данном случае напротив берегов Швеции.
Есть существенный прогресс и по другим нашим проектам — «Южному потоку» и второй очереди «Балтийской трубопроводной системы».
В российский ТЭК всё активнее приходят передовые технологии. Так, на Сахалине запущен первый в России завод по производству сжиженного природного газа, что открывает для России перспективные рынки сбыта
В 2008 году первые проявления глобального кризиса были в банковской сфере и на фондовых площадках. Именно с финансовой сферы началась реализация антикризисных мер.
Правительство помогало не конкретным предпринимателям, а важнейшим секторам и ключевым предприятиям национальной экономики, на которых работают десятки тысяч наших граждан. Кроме того, нужно было защитить вкладчиков, не допустить коллапса кредитования реального сектора.
Какие деньги, на каких условиях и с каким результатом использовало государство для решения этих задач. Ничего не раздавалось бесплатно. Всё предоставлялось в виде кредитов, это возвратные, платные деньги. На депозитах в коммерческих банках было размещено более 687 млрд рублей, временно свободных средств федерального бюджета. Они уже возвращены государству. При этом казна на этом еще и прилично заработала: доход бюджета от размещения и возврата составил 19,2 млрд рублей.Задолженность банков по беззалоговым кредитам на 15 апреля 2010 года — 61,3 млрд рублей, тогда как в разгар кризиса объём беззалоговых кредитов, которые ЦБ размещал в кредитных учреждениях, доходил до 1 трлн 924 млрд рублей.
В результате принятых мер угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.
Банки вновь наращивают кредитование экономики. Правительство ожидает, что в 2010 году оно может увеличиться на 5-10 %. Ликвидности для этого более чем достаточно сегодня практически у всех банков.
Постепенно снижаются ставки. В январе 2009 года они зашкаливали за 20, иногда за 25 %. В феврале 2010 года ставки опустились в среднем до 12,7 %. Средняя ставка для первоклассных крупных заемщиков может быть и ниже, а для других компаний, наоборот, повыше — 13-14 %. Но это всё-таки не 25.
Общее состояние экономики позволяет Центральному банку последовательно снижать ставку рефинансирования. Сегодня ставка рефинансирования Центрального банка России достигла исторического минимума — 8,25 %. Такого ещё не было в новейшей истории России.
То же самое можно сказать и о поддержке отечественного фондового рынка. Внешэкономбанк уже вернул государству 175 млрд рублей, которые выделялись на покупку резко подешевевших тогда акций российских компаний. При этом было заплачено по депозиту 13,3 млрд рублей процентов, то есть Банк на этом заработал. А в целом Банк развития заработал на всех этих операциях 60,2 млрд рублей, и эти средства правительство теперь может направить на поддержку (так и делает) ипотечного кредитования, то есть правительство реально заработало на кризисе.
Российский фондовый рынок является одним из мировых лидеров по темпам восстановления — он упал побольше, чем другие, но и восстановление идёт быстрее.
За 2009 год наши биржевые индексы выросли более чем в два раза. В разгар кризиса существовала реальная угроза потери российских стратегических активов, их просто могли распродать за бесценок, в том случае, если бы наши крупные компании не смогли рассчитаться с западными кредиторами, с западными банками, где эти стратегические активы были размещены в качестве залога. Руководство страны не допустило этого негативного развития событий.
Госдума приняла федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ, который предусматривал выделение ВЭБу 50 млрд долларов на рефинансирование задолженности российских компаний. Но фактически Банк развития рефинансировал кредитов лишь на 11,6 млрд долларов. Этого оказалось достаточно, чтобы снять остроту, дать сигнал, что российское государство способно решать задачи такого уровня. А реструктуризации в западных финансовых учреждениях совсем пошли по-другому. Из упомянутых 11,6 млрд, которые Банк направил на эти цели, 3,9 млрд долларов уже возвращены, по остальным заёмщики своевременно выплачивают государству обозначенные им проценты.
С прибылью вернулись и российские средства, вложенные в ипотечные облигации американских компаний «Фанни Мей» и «Фредди Мак».
И золотовалютные резервы, и средства резервных фондов Правительства финансовыми властями вкладывались и вкладываются очень осмотрительно. Никаких потерь правительство не допустило, а прибыль есть, и она существенная.
Общие доходы от размещения средств резервного фонда и Фонда национального благосостояния за 2008—2009 годы составили почти 397 млрд рублей, то есть около 20 млрд долларов. Это и процент приличный — 3,9 % в валюте.
Многие страны при этом потеряли от размещения. Такие опытные, как Сингапур, Австралия, и некоторые страны с очень большой экономикой тоже потеряли.
Влияние кризиса на инновации
В 2012 году компания General Electric провела исследование Global Innovation Barometer—2012, одним из участников которого была и Россия. GE опросила в 22 странах почти 3 000 руководителей высшего звена, непосредственно задействованных в определении инновационной стратегии и принятии решений в своих компаниях.
Как и во всем мире, продолжительный период экономической нестабильности повлиял наинновационную активность российских компаний, заставляя их испытывать определенные трудности с поиском источников финансирования и снижать риски. Тем не менее, данные опроса показывают, что в России отрицательное влияние кризиса на развитие инноваций было гораздо менее ощутимым, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании, в том числе — за счет благоприятного курса государственной политики в сфере инноваций.
Стремясь снизить уровень риска, предприниматели предпочитали перемещать фокус инновационной деятельности компаний с «продуктовых инноваций» (создания совершенно новых продуктов и услуг) на «процессные инновации» (усовершенствование существующих продуктов и услуг за счет улучшения бизнес-моделей либо организационных структур). Подобные изменения были отмечены 66 % руководителей в России, что совпадает с глобальным трендом и результатами БРИК (68 % в среднем по 22-м странам; 69 % в среднем по БРИК).
Данные опроса показывают, что государственная политика РФ в области инноваций и меры финансовой поддержки инновационных компаний оказали положительное влияние на развитие инноваций в период кризиса. Всего 33 % российских респондентов отмечают ухудшения, связанные с изменениями в указанных сферах, что является наиболее низким показателем из всех 22-х стран. Для сравнения, в среднем по 22-м странам ухудшения отмечают 52 % респондентов, в среднем по БРИК — 49 %.
52 % российских руководителей отмечают ухудшение условий доступа к государственному финансированию (64 % в среднем по 22-м странам; 61 % в среднем по БРИК). Аналогичный тренд наблюдается в сфере привлечения частных инвестиций: в России ухудшения отметили 52 % (66 % в среднем по 22-м странам; 56 % в среднем по странам БРИК). Условия доступа к венчурному капиталу также ухудшились не столь сильно, как на других рынках: ухудшения в России отмечают 46 % (62 % в среднем по 22-м странам; 56 % в среднем по странам БРИК). При этом значительная доля российских респондентов (36 %) затруднилась ответить на вопрос об изменении условий привлечения венчурного капитала, что может свидетельствовать о том, что данный вид фондирования в России пока еще не достаточно распространен