Стратегическая цель переходного периода в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. В этот период для российской экономики были характерны следующие черты: крайне высокая степень огосударствления экономики, длительное существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства, крайне искаженная структура национальной экономики, неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Цель работы – проанализировать особенности развития российской рыночной экономики на современном этапе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

макроэкономикаdocx.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)

Вышедший из-под контроля во второй половине 1992 г. денежный рынок продолжал свое стихийное развитие в следующем году. Денежные власти не владели еще инструментами его регулирования. Вплоть до 1994 г. ставка рефинансирования (цена денег Центрального банка РФ для коммерческих банков) была ниже номинальной межбанковской ставки процента, а реальная ставка процента на межбанковском рынке была отрицательной. В результате коммерческие банки получали хорошие прибыли на денежном и валютном рынках. Спекуляция на валюте стала самой доходной финансовой операцией в ущерб вложениям в реальный капитал.

Для экономики России в целом и ее финансовой системы в частности 1993 г. был самым неблагоприятным. Из-за конфронтации между Верховным Советом и Правительством РФ бюджет был утвержден лишь в конце марта. В нем предусматривался дефицит в размере 18% ВВП. В конце июня 1993 г. Верховным Советом был рассмотрен доработанный Министерством финансов РФ проект республиканского бюджета. В нем предусматривалось сокращение дефицита с 18% ВВП до примерно 10% ВВП. Однако после обсуждения в Верховном Совете РФ проект был скорректирован, дефицит был определен в размере 22,6% ВВП. Президент Б. Ельцин не подписал этот закон, вернув его для рассмотрения во втором чтении. Но парламент повторно утвердил практически тот же вариант бюджета [15, с. 115].

Летом 1993 г. впервые с 1992 г. появилась тенденция сокращения налоговых поступлений. В результате при практически неизменных расходах федерального бюджета его фактический дефицит по сравнению с плановым более чем удвоился. Финансирование расходов осуществлялось за счет продаж правительством валюты (1,6% ВВП), драгоценных металлов (0,8% ВВП) и кредита МВФ (1,6% ВВП). Начавшийся в 1993 г. процесс снижения налоговых поступлений в государственный бюджет не удалось остановить в последующие годы. Это послужило одной из основных причин кризиса государственных финансов в августе 1998 г. Хотя в 1993 г. ИПЦ вырос лишь в 9,4 раза (в 1992 г. — в 26,1 раза), инфляция была устойчиво высокой (в среднем 20% в месяц) на протяжении всего года [16, с. 34].

Однако за первые два года экономических преобразований денежные власти России приобрели полезный опыт и обогатили свой арсенал инструментов регулирования денежного рынка. В течение всего года Центральный банк РФ неуклонно повышал ставку рефинансирования с 50 до 210% годовых [16, с. 35]. Вслед за ней вверх пошли все другие цены денежного рынка. В результате в ноябре 1993 г. реальная межбанковская ставка впервые, хотя и не надолго, стала положительной; стабильно положительной она стала лишь с конца 1995 г.

С сентября 1993 г. все целевые кредиты правительства (сельскому хозяйству, Крайнему Северу, на конверсию), которые до этого времени были практически бесплатны, стали предоставляться по ставке процента не ниже ставки рефинансирования [17, c. 116].

В мае 1993 г. на денежном рынке России появился новый инструмент — государственные краткосрочные облигации (ГКО), который был призван отвлечь средства с валютного рынка и постепенно заменить прямое финансирование Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета заимствованием государства на денежном рынке. В этом же году завершилось обособление российской национальной валюты от валют стран СНГ (лишь в Таджикистане рубль обращался вплоть до 1995 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Финансовая  стабилизация и приватизация  государственной собственности

Большой вклад в достижение финансовой стабилизации России в последующие годы внесла принятая в конце 1993 г. Конституция РФ. Она затруднила принятие законодателями популистских бюджетных решений, которые порой принимались «с голоса». Процесс законотворчества был введен в режим жесткой процедуры. Решения, касающиеся бюджета, могли приниматься Государственной Думой РФ только при наличии заключения Правительства РФ. Конституция провозгласила Центральный банк РФ независимым от законодателей органом. Начиная с 1993 г. Банк России стал доводить до общественности свои планы путем опубликования Денежной программы, раскрывающей целевые установки денежной политики на предстоящий год.

При составлении своей Программы на 1994 г. Банк России был более осторожен, чем в предыдущие годы. Он взял на себя достаточно скромные задания по снижению инфляции. В результате фактический темп роста цен оказался намного ниже запланированного. Это привело к тому, что поступления в государственный бюджет стали отставать от запланированных. Уменьшилось бюджетное финансирование, начались невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Поэтому во втором полугодии пришлось пойти на незапланированную кредитную эмиссию. Последствия ее оказались теми же, что и в предыдущие годы: быстрый рост курса доллара, вылившийся в «черный вторник» (за один день 11 октября 1994 г. курс доллара возрос с 3081 до 3926 руб./дол.). К концу года валютные резервы Центрального банка РФ сократились до минимального уровня 1,5 млрд. дол. Кризис валютного рынка оказался столь неожиданным, что за ним усмотрели политическую интригу против правительства. Был заменен председатель Центрального банка РФ, искали виновников кризиса и среди руководителей крупнейших коммерческих банков[18, c.201].

Денежная программа на 1995 г. предусматривала отказ от использования прямых кредитов Центрального банка РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета в рублевой части предполагалось в основном покрывать за счет продажи государственных ценных бумаг и займа МВФ. Были изменены каналы денежного предложения. Если в 1992- 1993 гг. расширение денежной базы происходило в основном за счет кредитов Банка России правительству, отдельным предприятиям и странам СНГ, то в 1995 г. источниками роста денежного предложения стали прирост портфеля государственных бумаг и валютных резервов в активах Центрального банка РФ. Был расширен круг инструментов регулирования денежного рынка. Завершилось создание современной системы обязательного резервирования в Центральном банке РФ вкладов населения в коммерческих банках, существовавшая до 1995 г. в сильно урезанном виде.

С тех пор при составлении федерального бюджета планируемый темп инфляции стал предметом особого внимания при обсуждении в Государственной Думе РФ.

Свидетельством уверенности властей в возможности регулирования денежного рынка стало введение 6 июля 1995 г. «валютного коридора» Валютный коридор стабилизировал обстановку на валютном рынке, которая после событий 1994 г. была очень напряженной. В первом полугодии 1995 г. в стране сохранялись высокие инфляционные ожидания, подкрепленные большими закупками Центральным банком РФ на валютном рынке в целях увеличения валютных резервов; в начале мая они достигли 3,2 млрд. дол.

Поэтому введением валютного коридора правительство стремилось обеспечить доверие населения и бизнеса к мероприятиям антиинфляционной политики, что является необходимым условием достижения ее конечной цели. Дело в том, что из двух основных инструментов антиинфляционной политики - регулирование количества находящихся в обращении денег и поддержание финансового обменного курса национальной валюты к устойчивой иностранной валюте — второй представляется публике более доступным для контроля за действиями властей. Колебания обменного курса - более популярный показатель, чем изменения денежной базы или норм минимального резервного покрытия. Однако при определенных условиях названные инструменты оказываются в отношении субституции, что и проявилось на практике в конце 1997 г., когда отток иностранного капитала из России, вызванный кризисом на Гонконгской фондовой бирже, вынуждал Центральный банк РФ продавать иностранную валюту для поддержания обменного курса рубля в коридоре, сокращая тем самым количество находящихся в обращении денег, а для снижения чрезмерно высокой в то время ставки процента на денежном рынке требовалось увеличить их предложение.

Поскольку валютный коридор сначала был установлен лишь на 3 мес., то коммерческие банки стали придерживать валюту, ожидая, что осенью, по завершении срока действия коридора, курс доллара резко возрастет. Недостаток предложения на валютном рынке пришлось пополнить Центральному банку РФ. Это наряду с перечисленными выше мерами по сдерживанию роста денежной массы привело к сокращению денег в обращении. По мере приближения конца срока действия валютного коридора спрос на рынке межбанковского кредита все больше превышал предложение, а 24 августа 1995 г., в «черный четверг», предложения денег вообще не оказалось, несмотря на то что по однодневным кредитам предлагали 2000% годовых[21, c.178].

Специфика конъюнктуры денежного рынка России в 1996 и 1997 гг. состоит в том, что в полном соответствии с экономической теорией после затухания инфляции увеличивается спрос населения на деньги (замедляется скорость их обращения). Поэтому темп роста предложения денег значительно опережает темп инфляции при практически неизменном курсе доллара и устойчивом затухании.

Таким образом, к 1997 г. инфляция в России была подавлена:

среднемесячный прирост ИПЦ в 1997 г. равнялся 0,875 % [21, c.179]. Это было

достигнуто в основном за счет жесткого контроля за количеством находящихся в обращении денег, т.е. средствами денежно-кредитной политики. Вклад реального сектора экономики в преодоление инфляции сводился к положительному сальдо торгового баланса, способствовавшему поддержанию обменного курса рубля в валютном коридоре.

Всплеск уровня цен во второй половине 1998 г. по своей природе был ценовым шоком, порожденным августовским кризисом по следующей цепочке: скачок обменного курса рубля → повышение цен на импортные товары, составлявшие около половины всех товаров народного потребления → рост общего уровня цен.

Благодаря сдержанной денежной политике, росту отечественной промышленности, основанному на импортозамещении, и высоким мировым ценам на энергоносители в 1999- 2000 гг. темп инфляции достаточно быстро вернулся к предкризисному уровню.

Приватизация в России — приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибыли.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров [23, с. 113].

Приватизация в России началась после принятия Закона РФ «О государственном предприятии (объединении)» [2] в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» [3] и «О собственности в РСФСР» [4] от 24.12.1990. Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ - Верховному Совету РФ.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29.12.1991[6], утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» [7] определял практический механизм приватизации.

Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» [3], согласно которому каждый гражданин

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» [9] от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено [24, с.352].

Информация о работе Стратегическая цель переходного периода в России