Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:26, реферат
Целью работы является провести сравнительный анализ взаимосвязи инвестиций и экономического роста на фоне различных моделей экономик.
Исходя из поставленной цели, определяем задачи:
Определить особенности взаимодействия инвестиций и экономического роста в плановой, переходной и рыночной экономиках.
Введение
Связь инвестиций и экономического роста
Модель плановой экономики
Модель переходной экономики
Модель рыночной экономики
Сравнительный анализ связи инвестиций и экономического роста в плановой, переходной и развитой рыночной экономиках.
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уральский федеральный
университет имени первого
Б.Н.Ельцина
Центр классического образования
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Исследовательский проект по теме:
«Сравнительный анализ связи инвестиций и экономического роста в плановой, переходной и развитой рыночной экономиках»
Выполнили: Волков Антон группа 301
Тиссен Данил группа 303
Екатеринбург 2012
Аннотация
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства. Они во многом определяют динамику экономического роста.
Данное исследование ставит перед собой цель определить особенности взаимодействия инвестиций и экономического роста на фоне плановой, переходной и рыночной экономиках на примере России и провести на основе полученных данных сравнительный анализ.
В работе рассмотрено, какую роль играют инвестиции в каждой из трех моделей экономик, как именно они оказывают свое влияние на экономику страны. В результате, проведенное исследование позволяет подтвердить высокий уровень влияния инвестиций на экономику в различных моделях. Наиболее высокая эффективность инвестиций отражена в рыночной экономике. Однако в первые десятилетия отдача от инвестиций в плановой экономике на порядок превышает их эффективность в рыночной модели. Но, впоследствии, из-за неспособности плановой экономики направить нужные инвестиции в возмещение выбытия наступает значительный спад экономического роста, вследствие снижения отдачи от инвестиций.
Оглавление
Введение
Роль инвестиций в экономике сложно переоценить, именно посредством инвестиций реализуются достижения научно-технического прогресса, от них зависят изменения структуры производства, темпы экономического роста, следовательно, и возможности увеличения потребления и роста благосостояния.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что данная тема является важной и, безусловно, актуальной как для всех стран, так, в особенности, и для российской экономики, долгосрочный устойчивый рост которой может быть обеспечен лишь в условиях притока в экономику широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних.
Целью работы является провести сравнительный анализ взаимосвязи инвестиций и экономического роста на фоне различных моделей экономик.
Исходя из поставленной цели, определяем задачи:
Связь инвестиций и экономического роста
В начале своей работы мы представим определение инвестиций. Инвестиции – это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же на связанные с этим изменения оборотного капитала. В масштабах национальной экономики инвестиции - это те экономические ресурсы, которые направляются па увеличение реального капитала общества
Далее по ходу нашей работы мы рассмотрим роль инвестиции в экономическом росте на примере России, как страны, на протяжении истории которой присутствовали такие модели экономик, как плановая, переходная и рыночная.
Плановая экономика
Если рассматривать плановую экономику на примере России мы наблюдаем, как высоки были темпы роста экономики СССР в 30–50-е годы. Если царская Россия, как и Европа, весь XIX век отставала от США, то Советский Союз стал быстро нагонять (подушевой ВВП повысился с неполных 30% в 1913 года и до почти 40% к концу 60-х, несмотря на падение во время войны). В общем, советская модель догоняющего развития в 50–60-е годы при всех ее недостатках, безусловно, была очень конкурентоспособной, и в экономике и в социальной сфере. Потому-то ее и пытались с разной степенью успеха копировать некоторые развивающиеся страны.
Однако впоследствии начинается спад экономического роста, и СССР постепенно переходит к «эпохе застоя». Темпы роста производительности труда в СССР снизились с 6% в 50-е годы до 3% в 60-е годы, 2% в 70-е и 1% — в 80-е. И это при том, что доля инвестиций в ВВП страны стабильно увеличивалась (с 15% в 1950 году до более чем 30% в 1985-м). В течение многих десятилетий советский опыт экономического роста расценивался на Западе как хрестоматийный пример «болезни чрезмерного инвестирования», ведущей к падению совокупной факторной производительности. Его называли лучшей иллюстрацией классической модели Солоу, доказывающей, что темпы роста в долгосрочном плане не зависят от доли инвестиций в ВВП, а отдача от этих инвестиций падает по мере увеличения капиталовооруженность. Оценки совокупной факторной производительности показывали ее уменьшающийся вклад в экономический рост — в 70–80-е годы этот вклад даже стал отрицательным, так что положительные темпы роста достигались только благодаря расширению масштабов использования труда и в особенности капитала (основных фондов).
Почему же произошел такой резкий спад экономического роста? Известные американские экономисты Уильям Истерли и Стэнли Фишер в одной из лучших статей о советском экономическом росте показывают, что повышение капиталоемкости в СССР в 1960–80-е годы было не большим, чем в Японии, Корее и на Тайване в период их стремительного взлета, так что объяснить замедление советского роста простым перенакоплением капитала не удается. А вот при предположении о более низкой, чем в рыночных экономиках, эластичности замещения труда капиталом все становится на свои места.
Эта эластичность определяется
как соотношение темпов прироста
капитала и труда, с одной стороны,
и их предельных продуктов — с
другой. Если эластичность субституции
равна единице, то более быстрое
увеличение капитала в сравнении
с трудом ведет к падению предельной
производительности капитала, которая,
однако, компенсируется возрастающей
предельной производительностью труда.
Но если эластичность субституции меньше
единицы, то при более быстром
росте капитала его падающая предельная
производительность может и не компенсироваться
полностью увеличивающейся
Тогда возникают новые вопросы: почему в плановой экономике эластичность замещения ниже, чем в рыночной, и почему, по крайней мере, в отдельные периоды (СССР 50-х) она такая же, что и в рыночной? Кроме того, современные модели эндогенного роста предполагают, что накопление капитала вообще не приводит к снижению его предельной производительности, так что возникает и более общий вопрос о природе экономики, в которой в одни периоды эффективность накопления снижается, а в другие — нет.
Низкая эластичность замещения труда капиталом в плановой экономике хорошо согласуется с известным фактом: самое слабое место плановой системы — ее неспособность производить своевременную замену устаревшего оборудования и других элементов основных фондов. Плановая экономика может строить новые мощности и расширять действующие, но вот когда дело доходит до обновления мощностей, здесь плановая система тягаться с рыночной не способна.
В советской экономике сроки службы основного капитала были очень большими, выбытие элементов основных фондов — медленным, а средний возраст машин и оборудования, зданий и сооружений — высоким и постоянно растущим.
Накопленная амортизация увеличилась с 26% в 1970 году до 45% в 1989-м по всей промышленности. А в некоторых отраслях, в частности в химической, нефтехимической, черной металлургии, сильно превысила 50% к концу 80-х годов. Средний возраст промышленного оборудования вырос с 8,3 до 10,3 года в 70–80-е, а средний срок его службы к концу 80-х увеличился до 26 лет. Доля оборудования со сроком службы более 10 лет возросла с 29% в 1970 году до 35% в 1980-м и до 40% — в 1989-м, а доля оборудования старше 20 лет увеличилась с 8 до 14%.
Норма выбытия основных фондов в советской промышленности в 80-е годы находилась на уровне 2–3% против 4–5% в обрабатывающей промышленности США, а для машин и оборудования составляла всего 3–4% против американских 5–6%. На практике это означало, что советские машины в среднем служат от 25 до 33 лет против 16–20 в США.
Естественно поэтому, что основные инвестиции шли не на возмещение выбытия, а на расширение основных фондов. Если в обрабатывающей промышленности Соединенных Штатов 50–60% всех капиталовложений тратилось на возмещение выбытия, то в промышленности СССР — только 30%, остальные 70% шли на расширение основных фондов или прирост незавершенного строительства. Из 16 видов производственных мощностей, по вводу в строй которых есть данные, в 15 случаях доля мощностей, введенных в строй в результате реконструкции в 1971–1989 годов, была ниже 50%.
Долгосрочные цели плановой
системы приходили в
Замена устаревшего
Концентрация капиталовложений
на строительстве новых и
Дефициты в плановой системе
возникали повсеместно почти
по определению (из-за физической невозможности
свести межотраслевой баланс — добиться
пропорциональности в производстве
миллионов видов разной продукции),
причем инвестиции рассматривались
плановиками как главный
Весь плановый процесс выглядел как непрерывная череда вынужденных решений по ликвидации острых дефицитов, которые возникали быстрее, чем плановики успевали с ними справляться. Как в такой ситуации можно было принять решение об остановке завода на техническую реконструкцию?
Фактически это был
порочный круг, непрерывная гонка, в
которой решения о
Мы можем сделать вывод, что низкая эластичность замещения труда капиталом является сущностной характеристикой плановой системы, которая нацелена на расширение основных фондов (ввод в действие новых мощностей) в ущерб возмещению их выбытия (реконструкция старых мощностей). Такая инвестиционная стратегия дает наилучшие результаты в период, примерно равный срокам службы основных фондов, пока не начинается крупномасштабное выбытие оборудования, однако далее производительность новых вложений неизбежно снижается, и темпы роста падают.
В соответствии с таким
подходом плановая экономика, несмотря
на диспропорции и связанную с
ними низкую эффективность