Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:22, статья
Микроэкономическая (коммерческая) дипломатия включает работу дипломатических миссий по поддержке отечественного бизнеса и финансового сектора в их стремлении достичь экономического успеха и главной цели страны – национального развития. Она включает содействие стимулированию притока инвестиций в страну и поощрению зарубежных капиталовложений[4], а также торговли. Важными аспектами работы дипломатии на данном направлении является снабжение информацией об экспортных и инвестиционных возможностях, организация и сопровождение визитов торговых миссий.
Особый акцент в своей деятельности агентство делает на клиентоориентированный подход (UKTI Commitment to customers), постоянный аудит и мониторинг своей деятельности. По этим признакам UKTI все больше приближается к сервисной компании, порывая с традициями государственной бюрократии.
По схожей модели с UKTI работает ряд агентств других стран, например, Швейцарское агентство по продвижению торговли и инвестиций (OSCE). Оно имеет 18 подразделений — Швейцарских центров содействия бизнесу (Swiss Business Hubs) по всему миру, таким образом помогая швейцарским компаниям выходить на международные рынки и одновременно привлекая иностранные предприятия в страну. При тесном взаимодействии с партнерами из сферы частного бизнеса и сетью кантональных организаций по содействию экономике осуществляется поддержка предприятий на разных этапах инвестирования — от установления контактов с региональными и кантональными инвесторганизациями до установления партнерских отношений со швейцарскими компаниями[17].
Примечательна усиливающаяся конкуренция между регионами за привлечение иностранных инвестиций и продвижение своей продукции. Например, в Швейцарии у каждого из 26 кантонов есть свои собственные кантональные агентства по экономическому развитию и привлечению инвестиций. Они предоставляют информацию о преимуществах осуществления капиталовложений в их кантоне, налаживают контакты с заинтересованными инвесторами, подготавливают конкретные предложения для инвесторов, оказывают инвесторам поддержку на местах через региональные агентства и муниципальные власти. Между ними идет жесткая конкуренция - у всех кантонов свое законодательство, разные условия по налогообложению компаний, разные квоты на жилую недвижимость, условия аренды коммерческой недвижимости. Все эти агентства финансируются государством, и консультационные услуги их сотрудников для клиента бесплатны.
В последнее время для увеличения эффективности привлечения инвестиций кантоны объединяются, образуя группы кантонов. Существует так называемая Greater Geneva Bern Area, включающая шесть кантонов, а также Greater Zurich Area, включающая семь кантонов и два города, и Basel Area, включающая три кантона. При этом Швейцарское агентство по продвижению торговли и инвестиций и кантональные агентства по продвижению инвестиций взаимодействуют как партнеры. OSEC представляет интересы Швейцарии в целом, будучи связующим звеном между кантонами и внешним миром.
Ряд стран, например, Чехия, разделили функции по продвижению экспорта и привлечению иностранных инвестиций между несколькими ведомствами. ЧехТрейд (CzechTrade) занимается развитием чешского экспорта, ЧехИнвест (CzechInvest) – привлечением иностранных инвестиций в страну, а ЧехТуризм (CzechTourism) – стимулирует развитие въездного туризма[18].
Эффективность работы агентств по продвижению экспорта
При том, что первое агентство по продвижению экспорта (export promotion agency, EPA), существующее и по сей день, было создано в 1919 г. в Финляндии, к 1960 г. они стали весьма распространенным механизмом по развитию экспорта и сокращению торговых дефицитов, действующих под эгидой Центра ЮНКТАД/ГАТТ (ныне - ВТО) по международной торговле . К началу 1990-х гг. эффективность их работы стала подвергаться сомнению.
Услуги, предлагаемые агентствами по продвижению экспорта условно можно разделить на 4 основные группы:
1) построение имиджа страны (реклама, промоакции, но также лоббирование);
2) услуги по поддержке экспорта (экспортные тренинги, техническое содействие, включая соответствие стандартам, информацию о торговом финансировании, логистике, таможенных платежах, упаковке, ценообразованию);
3) маркетинг (организация
торговых выставок, делегаций экспортеров/
4) маркетинговые исследования
и публикации (общая информация,
отраслевые исследования, информация
по конкретным компаниям,
Экономическое обоснование государственного вмешательства в процесс продвижения и содействия экспортным поставкам частных экономическим операторов связано с ассиметричной информацией и другими провалами рынка. Дело в том, что частные компании сами по себе не заинтересованы в получении и распространении такой информации о деловых возможностях на зарубежных рынках, которой могут воспользоваться их конкуренты, даже если они представляют ту же страну. В схожем положении оказывают и экспортеры, впервые выходящие на внешние рынки, осуществляющие зачастую мощные инвестиционные вливания на налаживание контактов и создание экспортной инфраструктуры, которой в дальнейшем могут воспользоваться их конкуренты. Это обусловливает необходимость использования системы государственного страхования экспортных кредитов. Государство как бы подталкивает свои компании к завоеванию внешних рынков.
Существуют различные формы организации внешнеторговых агентств и различный уровень их компетенций. Из более 100 агентств, имеющихся в реестре Центра ЮНКТАД/ВТО по международной торговле, лишь около 10% являются частными, 5% - софинансируются государством и частным сектором. 62% агентств имеют автономный статус под эгидой министерства, администрации президента или правительства. 23% агентств функционируют как структурные подразделения министерств, а сотрудники их состоят на государственной службе. Из 73 агентств имеющих исполнительный совет, 53% имеют более половины мест, закрепленных за представителями частного сектора. Также 80% агентств имеют доминирующее положение в стране.
Анализ показывает, что, как правило, наиболее эффективно функционируют такие агентства, в исполнительных (наблюдательных) советах которых значительная доля мест принадлежит бизнесу, при том что финансируются они преимущественно за счет государственных средств. Более эффективны крупные внешнеторговые агентства, занимающие монопольное или квазимонопольное положение в государстве-экспортере[19].
Основная цель 60% внешнеторговых агентств – это стимулирование экспорта, вне зависимости от отрасли или размера компании. Около 18% агентств заявляют о поддержке только нетрадиционного (т.е. высокотехнологичного) экспорта, а еще около 20% имеют другие отраслевые и структурные приоритеты.
В среднем бюджет агентств по продвижению экспорта составляет 0,11% от стоимости экспортируемых страной товаров и услуг, при этом в Латинской Америке данный показатель наивысший (около 0,17% стоимости экспорта), далее следуют страны ЦВЕ и Азии (0,12% экспорта); затем страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также страны Тропической Африки. Наименьшие бюджеты (соответственно, наибольшую эффективность) имеют внешнеторговые агентства стран членов ОЭСР с показателями 0,09-0,10% от стоимости экспорта.
Доходная часть бюджета 52% внешнеторговых агентств более чем на 75% формируется за счет государственных средств; лишь 2% агентств имеют более 75% финансирования из частных источников. 3% агентств более 75% бюджета формируют за счет взимания платы за оказываемые услуги, а 2% - за счет средств двусторонних и многосторонних доноров. Таким образом, государственное финансирование остается доминирующей формой обеспечения деятельности агентств по стимулированию экспорта.
Расходная часть бюджета идет преимущественно на финансирование маркетинговых мероприятий и исследований рынка. В странах ОЭСР 75% агентств тратят на мероприятия, не связанные с продвижением экспорта, менее 10%, в то время как в странах Тропической Африки на эти цели тратится 10-25%. Подавляющая часть расходов идет на поддержку малого и среднего бизнеса, при этом лидируют, как правило, компании, долгое время экспортирующие свою продукцию.
Что касается сети зарубежных представительств, то 41% агентств имеют офисы за рубежом (22% агентств в странах Тропической Африки, 33% - в странах Ближнего Востока и Северной Африки, 47% - в ЦВЕ и Азии, 67% - в странах ОЭСР). В большинстве регионов мира лишь малая часть бюджета тратится на содержание сети зарубежных представительств, за исключением стран ОЭСР, где на эти цели идет 39% всех расходов[20].
* * *
Таким образом, при сохранении и некотором изменении роли институтов микроэкономической дипломатии в структуре МИД, полномочия и функции специализированных автономных агентств по торговле и инвестициям становятся более обширными, сохраняется преимущественно государственный характер финансирования их деятельности при увеличении участия частного сектора в органах их управления.