Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:22, статья
Микроэкономическая (коммерческая) дипломатия включает работу дипломатических миссий по поддержке отечественного бизнеса и финансового сектора в их стремлении достичь экономического успеха и главной цели страны – национального развития. Она включает содействие стимулированию притока инвестиций в страну и поощрению зарубежных капиталовложений[4], а также торговли. Важными аспектами работы дипломатии на данном направлении является снабжение информацией об экспортных и инвестиционных возможностях, организация и сопровождение визитов торговых миссий.
Современные тенденции государственной поддержки экспортной и инвестиционной деятельности зарубежных государств
Статья посвящена современным тенденциям микроэкономической дипломатии (в системе МИД) и деятельности по государственной поддержке экспортной и инвестиционной деятельности зарубежных государств (в рамках специализированных агентств).
Ключевые слова: экономическая дипломатия, продвижение экспорта, микроэкономическая дипломатия, агентства по продвижению экспорта, привлечение прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ),
D.Degterev. Actual trends of government assistance in export and investment promotion in foreign states. The article deals with actual trends in commercial diplomacy (MFA system) and government activities in export and investment promotion in foreign states (special agencies).
Key words: economic diplomacy, export promotion, commercial diplomacy, export promotion agencies, promotion of foreign direct investments (FDI)
Государственная поддержка экспортной деятельности и деятельность по привлечению иностранных инвестиций реализуются как по традиционным каналам (Министерство иностранных дел, Министерство экономики), так и посредством получивших распространение в последние годы специализированных агентств, работающих на принципах государственно-частного партнерства.
Эволюция микроэкономической дипломатии
Традиционным каналом
В англоязычных источниках вместо микроэкономической
дипломатии употребляют термин коммерческо
Микроэкономическая (коммерческая) дипломатия включает работу дипломатических миссий по поддержке отечественного бизнеса и финансового сектора в их стремлении достичь экономического успеха и главной цели страны – национального развития. Она включает содействие стимулированию притока инвестиций в страну и поощрению зарубежных капиталовложений[4], а также торговли. Важными аспектами работы дипломатии на данном направлении является снабжение информацией об экспортных и инвестиционных возможностях, организация и сопровождение визитов торговых миссий. В некоторых случаях экономические дипломаты могут содействовать стимулированию связей путем рекомендаций в принятии инвестиционных решений[5].
Канадский исследователь Э.Поттер определяет коммерческую (микроэкономическую) дипломатию как «…применение инструментов дипломатии для содействия извлечению особых коммерческих выгод путем продвижения экспорта, привлечения зарубежных инвестиций и защита отечественных капиталовложений за рубежом, а также поощрение преимуществ от технологических трансфертов»[6]. При этом связь микроэкономической дипломатии с дипломатией макроэкономической он видит в том, что микроэкономическая использует сравнительные преимущества и капитализирует международные возможности, созданные макроэкономической дипломатией.
Интересное определение
В былые времена дипломатическая служба являлась фактически единственным достоверным источником информации о зарубежных бизнес-возможностях. По мере развития информационно-коммуникационных технологий и сокращения транзакционных издержек на проведение международных сделок появилось множество альтернативных источников информации, а роль микроэкономической дипломатии несколько ослабла. Ряд исследователей даже поднимает вопрос о целесообразности существования самого института микроэкономической дипломатии в современную эпоху.
В этой связи особый интерес представляет эконометрический анализ взаимозависимости между сетью дипломатических и консульских учреждений и интенсивностью экспортных потоков, проведенный американским исследователем Эндрю Роузом[8]. Он рассматривает экспорт в 200 стран мира из 22 ведущих государств, имеющих наибольшую сеть загранучреждений (в т.ч. Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, КНР, Корея, Мексика, Нидерланды, Польша, Россия, США, Турция, Франция, ФРГ, Швеция, Швейцария, Япония). На основе анализа экспортных потоков с использованием стандартных гравитационных моделей[9] он пришел к выводу о том, что существует положительная статистически значимая зависимость между открытием дополнительных посольских и консульских загранучреждений и увеличением экспортных потоков. По подсчетам Э.Роуза открытие каждого нового посольства или консульства в среднем приводит к росту экспорта между странами на 6-10%, причем по мере открытия дополнительных загранучреждений в данной стране предельная эффективность сокращается.
В ответ на критику в свой адрес традиционные службы экономической дипломатии, функционирующие в рамках министерств иностранных дел, перестраивают работу. В этой связи показателен пример Франции, где в 2009 г. создана Генеральная дирекция по глобализации, развитию и партнерствам[10]. Создание дирекции считается крупнейшей реорганизацией МИД Франции со времен присоединения к нему Министерства сотрудничества в 1998 г.
В ответ на активизацию глобализации, интенсификацию трансграничных потоков разных видов (факторы производства, информация и др.), обострение глобальных проблем человечества (в т.ч. экологической проблемы), усиление взаимозависимости в современном мире в различных областях деятельности, МИД Франции предлагает следовать принципу «больше открытости вовне, больше упреждающего действия, больше межминистерской координации, больше европейского измерения, больше междисциплинарности и быстрее реакция». Именно эти принципы стали идеологической основой нового департамента французского МИД, призванного взаимодействовать с различными категориями заинтересованных сторон (стейкхолдеров), включая экспертные круги, профессиональные сети, мозговые центры, территориальные сообщества, неправительственные организации, традиционные и религиозные власти, а также частные предприятия и фонды.
Синергия в продвижении национальных интересов, как экономических, так и политических достигается путем комплексного подхода, «увязывание» вопросов продвижения отдельных предприятий на внешних рынках (функции отдела по инновациям и предприятиям) к вопросам обеспечения глобальной энергетической безопасности и формирования других глобальных общественных благ, продвижения культурного многообразия и принципов демократического управления (см. рис. 1).
Рисунок 1. Организационная структура Генеральной дирекции по глобализации, развитию и партнерствам МИД Франции
Источник: Составлено на основе http://www.diplomatie.
В рамках реализации своей миссии, Генеральная дирекция осуществляет координацию деятельности целого ряда автономных учреждений, в т.ч. Французского агентства развития (вопросы содействия международному развитию), Агентства по обучению французскому за рубежом (вопросы распространения французского языка), «CulturesFrance» (продвижение французской культуры), «Egide» и «CampusFrance» (студенческие обмены), «Франция международное сотрудничество» (децентрализованное сотрудничество), «ESTHER» (борьба со СПИДом) и другие.
Отдел по инновациям и предприятиям – основное подразделение Генеральной дирекции, осуществляющее мероприятия микроэкономической дипломатии. Основные приоритеты его работы:
Заслуживают внимания две инициативы отдела инноваций и предприятий МИД Франции – Клуб послов и Клуб предпринимателей.Клуб послов – это регулярно проводимые выступления послов иностранных государств, аккредитованных во Франции, перед французскими промышленниками, представителями некоммерческих организаций, университетов, прессы. В 2006-2011 г. было организовано уже более 50 встреч такого рода. Клуб предпринимателей – это регулярные выступления представителей крупнейших французских компаний перед иностранными послами, аккредитованными во Франции. В 2007-2011 г. было организовано около 30 встреч такого рода.
Другим примером централизации государственных функций по продвижению на внешние рынки являлась т.н. Сборная Канады(Team Canada Inc.), межведомственный директорат, с 1997 г. объединявший внешнеэкономические усилия 23 федеральных агентств и ведомств. По аналогии с хоккеем, «Сборную» составляла пятерка ключевых «игроков» (заместители министров иностранных дел и внешней торговли, сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, природных ресурсов, канадского наследия), которая единым фронтом продвигала канадские торгово-экономические интересы «в гостях»[11]. Сборная Канады регулярно организовывала широко освещаемые поездки в страны, где находились ключевые рынки, при этом в состав делегаций входили премьер-министр Канады, премьеры провинций, министры федерального правительства, представители деловых кругов. Любимое «детище» Жана Кретьена, позволявшее активно развивать альтернативные США рынки сбыта (в первую очередь, КНР) кануло в лету вместе с уходом в 2003 г. премьер-министра со своего поста и переориентацией внешнеполитического и внешнеэкономического курса на традиционного южного партнера.
Специализированные агентства по торговле и инвестициям
В последние годы в зарубежных государствах все чаще функции по продвижению экспорта и привлечению иностранных инвестиций передаются специализированным автономным агентствам, «модельным» примером которых является Агентство торговли и инвестиций Объединенного королевства (UK Trade and Invest, UKTI)[12]. Многие страны мира, например, ФРГ, преобразовали существовавшие ранее государственные структуры по поддержке экспорта в аналоги UKTI.
Агентство торговли и инвестиций Объединенного королевства (до октября 2003 г. - British Trade International), созданного в мае 1999 г. на базе ряда подразделений Министерства торговли и промышленности и МИД Великобритании). Одновременная подотчетность агентства госсекретарю по торговле и промышленности и госсекретарю по иностранным делам и делам содружества позволяет эффективно разрешать межведомственный конфликт интересов.
Вторая уникальная особенность агентства – оно занимается как продвижением отечественного бизнеса за рубежом (структурное подразделение «Торговля Объединенного королевства»), так и стимулированием притока ПИИ в национальную экономику (структурное подразделение «Инвестиции Объединенного королевства»)[13]. Примечательно, что агентство координирует экономическую дипломатию британских ведомств как внутри страны, так и за рубежом. Агентство имеет штаб-квартиры в Лондоне и Глазго, а также представлено в 9 регионах Англии как подразделение по международной торговли в региональных агентствах развития. Посредством сети данных агентств осуществляется и привлечение иностранных инвестиций в экономику Великобритании. По аналогичной схеме UKTI взаимодействует и с соответствующими агентствами в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии[14].
Для более полного
использования возможностей корпоративной
(бизнес) дипломатии, в 2008 г. по инициативе премьер-министра был создан
институт бизнес-послов (
Прослеживаются аналогии с ролью английского бизнеса в развитии национальной экономической дипломатии в прошлые века - с 1582 г. прямые агенты Левантской компании (The Levant Company) выполняли дипломатические функции Великобритании и вплоть до 1805 г. компания полностью покрывала все расходы на выполнение такого рода функций. При этом совмещение ими функций торговых агентов и официальных представителей Великобритании позволяло им работать намного эффективней, чем кадровым дипломатам в традиционных Генеральных консульствах. Аналогичная практика существовала и в Ост-Индской компании Великобритании, а также в Ост-Индской компании Голландии. Поскольку поиск новых рынков сбыта и источников сырья являлся национальным приоритетом Великобритании, то зачастую даже командиры кораблей Ее Величества обладали всеми необходимыми полномочиями для ведения дипломатических переговоров[15].
Институт бизнес-послов также в целом напоминает механизм работы советников Франции по внешней торговле, который существует уже более 100 лет. Руководители крупнейших французских предприятий за рубежом, долгое время работающие в зарубежных государствах и реально знающие ее бизнес-среду, назначаются советниками по внешней торговле (всего в мире 3400 советников, объединенных в 100 секций).
Помимо экспортного и инвестиционного направления в рамках UKTI функционирует и Организация по обороне и безопасности(Defence and Security Organisation, DSO), пришедшая на смену традиционной Организации обслуживания экспорта военных товаров (Defence Export Services Organisation, DESO), с 1966 г. входившую в структуру Министерство обороны. Революционное по своему характеру преобразование поначалу вызывало опасение руководителей военно-промышленных корпораций, опасавшихся разрыва сложившихся за десятилетия межправительственных и межведомственных взаимодействий (минобороны Великобритании – минобороны страны-заказчика), однако четкое закрепление параметров взаимодействия с минобороны на основе подписания специального соглашения (Service Level Agreement, SLA) в целом позволило избежать негативных последствий. Примечательно и включение в компетенцию нового подразделения вопросов поддержки и продвижения на внешние рынки не только военной продукции, но и продукции, связанной с обеспечением безопасности в самом широком контексте[16].