Современные проблемы и тенденция рынка невозобновляемых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Невозобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно. Сюда в первую очередь относятся полезные ископаемые. Однажды израсходованные запасы нефти, медной руды или железной руды никогда не возобновятся, поскольку образование их месторождений происходило при особых – ныне исчезнувших – геологических условиях и длилось многие миллионы лет.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..2
1. Современные проблемы и тенденция рынка невозобновляемых ресурсов…………………………………………………………………...4
2.Невозобновимые ресурсы в экономике России…………………....9
2.1. Необходимость государственного регулирования………............12
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке невозобновимых природных ресурсов…………………………….…...13
3. Тенденции использования невозобновимых ресурсов на мировом рынке…………………………………………………………...….…..….24
Заключение…………………………………………………………….....33
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Микроэкономика курсовая работа.docx

— 81.83 Кб (Скачать документ)

Суть условия оптимальности заключается в следующем. Если при некотором распределении ресурса во времени предельная польза от его потребления не покрывает сумму предельных издержек добычи и предельных издержек использования, то реальную полезность ресурса можно повысить, сохранив последнюю единицу ресурса на будущее, вместо того, чтобы потребить её сегодня. В этом случае начальное распределение ресурса во времени не является оптимальным. Если же реальная предельная польза ресурса превышает сумму предельных издержек добычи и использования, то, чтобы максимизировать полезность, целесообразно перенести потребление единицы ресурса из будущего периода в настоящее время. 

Как и другие рынки, рынок ресурсов также не гарантирует, что распределение при рыночном равновесии будет рассматриваться как социально приемлемое или как оптимальное. Если это условие не выполнено, то совокупный результат всех существенных готовностей платить на рынке не может быть принят как приближенная величина для социальной полезности от потребления ресурса.

Проблемы распределения характерны, однако, не только для рынка ресурсов. Поэтому наличие этих проблем не может служить аргументом для замены рыночного механизма мерами регулирования именно на этом рынке ресурсов. 

Однако именно на рынке ресурсов может возникнуть конфликт между целями распределения, относящимися к определенному моменту времени и имеющими межвременной характер. Если, например, ставится цель смягчить последствия сокращения ресурсов для бедной части человечества в настоящем времени, то это приведет к менее экономному расходованию этого ресурса. Бедная часть населения настоящего времени будет защищена за счет будущих поколений, которым достанется меньшее количество ресурса. Обратная ситуация складывается в случае повышения цен на ресурс при сокращении его объема. С одной стороны, это служит интересам будущих поколений, но, с другой стороны, ложится грузом на страны третьего мира, которые сами не располагают соответствующим ресурсом. В большинстве случаев независимо от выбранного механизма распределения остается в силе правило: «Несчастен бедняк! И счастлив владеющий» [10]

Другим важным фактором социально-оптимальной траектории добычи ресурса в условиях рыночной конкуренции является равенство частных и социальных издержек добычи. Однако при разработке, транспортировке, обработке и потреблении невозобновимых природных ресурсов возникает целый ряд негативных внешних эффектов: 
- изменение ландшафта; 
- загрязнение мирового океана нефтью; 
- повышение атмосферной температуры; 
- накопление отходов и т.д.

Влияние негативных внешних эффектов зачастую распространяется на далекое будущее и может стать необратимым. Поскольку природа данных эффектов не позволяет учитывать их в цене ресурса, а негативное воздействие на окружающую среду является кумулятивным, то в состоянии рыночного равновесия темпы добычи ресурса становятся слишком быстрыми по сравнению с оптимальным.

Помимо этих существенных внешних издержек эксплуатации ресурса, которые являются причиной слишком быстрого его потребления в условиях действия рыночного механизма, выделяют и внешние доходы при добыче ресурса. Так, информация о результатах поиска новых месторождений или разработке новой техники добычи предоставляется не только тем, кто несет соответствующие издержки, но и другим фирмам. В виду этих положительных внешних эффектов, уровень добычи на рынке понижается по сравнению с ситуацией оптимума. Это снижает скорость потребления ресурса.

Как было сказано выше, рынок решает проблему межвременного распределения ресурсов довольно неплохо. Но это выражение является верным лишь при условии существования системы будущих рынков и нейтральных по отношению к риску субъектов рынка. 

В реальности не существует системы будущих рынков. Поэтому ни продавцу, ни покупателю не известны цены, которые установятся на ресурс в будущем. В большей мере участники рынка должны ориентироваться на ценовые ожидания. Для нейтрального по отношению к риску продавца ресурса в условиях неопределенности ожидание будущей цены является единственной значимой величиной при ценовой калькуляции. Эта величина также подходит для планирования добычи ресурса, как и цена в условиях определенности.

Если предположить, что цена ресурса, продаваемого на конкурентном рынке, с течением времени снизилась из-за падения спроса на ресурс, то возможно следующее развитие событий на рынке. Если продавцы формируют свои ценовые ожидания на основе продолжения наблюдавшейся ценовой траектории, то они, опасаясь дальнейшего падения цен в будущем, расширят свое текущее предложение. Это, в свою очередь, ускорит падение цены на ресурс и даже подтвердит пессимистические ценовые ожидания. Таким образом мы приходим к неоправданно быстрому потреблению ресурса, если ожидания относительно дальнейшего спроса окажутся ошибочными. Если же напротив, вследствие личного опыта прошлого в будущем ожидается сокращение ресурса, которое потом не наступает, то следствием такой ошибки будет слишком медленная добыча ресурса. Подобное формирование будущей цены может стать причиной падения кривой предложения. Чем выше цена или рост цен по сравнению с предыдущим периодом, тем выше ценовые ожидания на следующий период, и тем ниже сегодняшний уровень предложения. Если же вышеописанные ожидания сменяют друг друга, то возникают колебания цен. 

Для фирм существуют иные возможности формирования их ожиданий. Это особенно верно, если существует рынок срочных контрактов, так как на нем наиболее информированные игроки имеют шанс получить арбитражную прибыль. Но эти рынки имеют относительно неглубокое временное измерение. Поэтому описанная проблема сохраняет свою актуальность, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Рассмотрение равновесных состояний на рынке ресурсов предполагает существование на нем совершенной конкуренции. Но взгляд на различные сырьевые рынки заставляет признать, что это не так. На сырьевом рынке существуют и монополистические структуры.  
Традиционно монополист на экономической арене выступает в роли мошенника, так как он заменяет цену предельным доходом. Пользуясь своей рыночной властью, он продает слишком мало ресурса по слишком высокой цене и тем самым, обманывает потребителей. Но как продавец ресурса он, несмотря на это, выступает в непривычной роли. Дело в том, что его политика добычи и продажи сохраняет запас ресурса и противодействует тенденциям рыночного механизма к слишком быстрому потреблению ресурса. Он, таким образом, сохраняет ресурс [10]

Для монополиста, как и для предпринимателя из конкурентной среды, сохраняется правило, по которому траектория добычи должна строиться таким образом, чтобы предельная прибыль росла в соответствии с процентной ставкой на капитал. 

В то время как при совершенной конкуренции предельная прибыль – это разница между ценой и предельными издержками добычи, монополист из своей дополнительно проданной единицы ресурса извлекает разницу между предельной выручкой и предельными издержками добычи. В условиях монополии разница между предельной выручкой MR и предельными издержками добычи МЕС должна расти в соответствии со «ставкой процента на капитал». Другими словами, как показано в формуле (2), темп роста монополистической предельной выручки в состоянии равновесия равен процентной ставке на капитал. 

(2)

Сравнивая монополию и рынок совершенной конкуренции, ученые давно пришли к выводу, что:

- цена монополиста  растет более медленными темпами, чем цена в условиях совершенной  конкуренции; 
- цена монополиста сначала выше цены конкурентного рынка, позднее – ниже; 
- монополист при разработке запаса ресурса тратит на это больше времени, чем отрасль в случае свободной конкуренции, и как следствие становится консервативен.

Кроме того монополизация может оказывать и стимулирующее влияние на геологоразведку и тем самым стимулировать добычу ресурса, так как риск проведения геологоразведочных мероприятий для единоличного владельца всех возможных месторождений гораздо меньше. 
При добыче невозобновимого ресурса существует целый ряд отклонений рыночного равновесия от социального оптимума. Многие «дефекты» рыночного механизма приводят к тому, что в состоянии рыночного равновесия наблюдается слишком быстрая, по сравнению с оптимальной, добыча ресурса. Отклонения от социального оптимума, отражающиеся в скорости добычи ресурса, возникают вследствие наличия таких проблем, как распределение, внешние издержки добычи, слишком высокие частные ставки дисконтирования, неопределенность и рыночная власть. Во всех этих проблемных ситуациях государство призвано корректировать неоптимальные решения рынка.

 

 

3. Тенденции использования невозобновимых  ресурсов на мировом рынке

Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлеченные из недр. Полезные ископаемые - это природные минеральные вещества в земной коре, которые при данном состоянии развития техники могут быть с достаточным экономическим эффектом извлечены и использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной переработки.

Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. Единой, общепринятой системы их классификации нет. В зависимости от физических или химических свойств добываемого сырья, от отрасли экономики, где оно находит применение, от особенностей возникновения в земной коре известные полезные ископаемые подразделяются на группы.

Широко используется классификация полезных ископаемых на основе технологии их использования: топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран), черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама), цветные металлы (рудыалюминия, меди, свинца, цинка, ртути), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты), техническое сырье (алмазы, асбест, графит), флюсы и огнеупоры, цементное сырье.

К категории топливно-энергетического сырья относят полезные ископаемые, используемые для производства энергии: нефть, каменные и бурые угли, горючий газ, уран, битуминозные сланцы.

Это сырье имеет осадочное органическое происхождение и размещено неравномерно по земному шару.

Мировые геологические запасы минерального топлива оцениваются примерно в 14 триллеров тонн. Обеспеченность человечества минеральным топливом составляет порядка 150 лет. По доле в запасах всех видов первичных энергоресурсов (не только топлива) на уголь приходится 65% запасов (по теплотворной способности), а на нефть и газ - 27%, остальные 8% приходятся на ядерное топливо, гидроэнергоресурсы и другие источники.

В тоже время структура мирового потребления первичных источников энергии складывается иная: на уголь приходится 27,5%, нефть - 36%, газ - 26%, на ядерное топливо - 7,5%, гидроэнергию - примерно 3%.

Достоверные запасы угля 6 оцениваются в 1,75 три лярдов тонн, причем чуть более половины из них приходится на каменный уголь и несколько менее половины - на бурый. Геологических запасов угля более чем в 8 раз больше, и значительная их доля сосредоточена в Азии - около 55%, однако по достоверным запасам лидирует Северная Америка.

Наиболее богатыми углем оказываются США (на них приходится 25% достоверных запасов), Китай (17%), Россия 13%), ЮАР, Австралия, ФРГ и Индия (5-6% на каждую страну). На США, Китай и Россию приходится порядка 55% мировых достоверных запасов угля.

Сегодня угольные ресурсы разведаны в 83 странах, каменного угля добывается около 3,5 миллиарда тонн и бурого - 1,2 миллиарда тонн. Однако во многих развитых странах со второй половины ХХ века угледобывающую промышленность поразил структурный кризис, вызванный, с одной стороны, острейшей конкуренцией со стороны нефтегазовой промышленности, а с другой - высокой стоимостью, неблагоприятными физико-географическими и экологическими условия добычи. В частности, сократилась добыча угля, отличающегося повышенной сернистостью.

В результате многие экономически развитые страны стали в большей степени ориентироваться на импортный уголь из ЮАР, Австралии и других стран. Добыча угля во Франции и Бельгии, а старейшие каменноугольные районы - Рурский и Саарский в Германии, Аппалачский в США - испытывают определенный кризис. Более стабильная ситуация сложилась с буроугольными и теми каменноугольными бассейнами, где добыча ведется более дешевым открытым способом. Кризис не коснулся также стран с низкой стоимостью рабочей силы: здесь угольная промышленность, наоборот, испытывает подъем.

На первое место в мире по добыче угля вышел Китай (около 1,7 мил ярдов тысяч в год). Крупнейшими разработчиками угля являются также США (около 1 миллионов тысяч), Индия, Австралия, Россия, ЮАР, ФРГ, Польша, быстро растет добыча угля в Индонезии, Колумбии и ряде других стран. Крупнейшими мировыми экспортерами в последнее десятилетие стали Австралия, обогнавшая США, а также ЮАР, Канада, Польша, Колумбия и Россия (Россия сейчас добывает порядка 300 миллион тонн угля, из них более 1/4 экспортирует).

Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его "настрой" зависит от многих факторов: политических, экономических, сезонных, региональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности, свои правила игры.

Существуют две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая.

Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при которой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. Затем этот период сократился, а цены стали более гибкими.

Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. Зачастую спотовая торговля - это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер на день сделки. По подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50-55% сделок, заключаемых на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на спот-условиях.

Информация о работе Современные проблемы и тенденция рынка невозобновляемых ресурсов