Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:33, реферат
Тяжело представить современную мировую экономику без энергии, транспорта, света, связи, радио, телевидения, вычислительной техники, средств автоматизации, космической техники и т. д., основой развития которых является топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Уровень развития ТЭК отражает соц. и научно-технический прогресс и часто описывает политику страны. Экономически более важной составной частью ТЭК сейчас является нефтегазовый комплекс (НГК). НГК включает нефтегазодобывающую, нефтегазоперерабатывающую, нефтегазохимическую отрасли индустрии, также разные отрасли транспорта (трубопроводный, жд, аква, морской и др.) нефти, газо-конденсата, природного газа и товаров их переработки.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка
Реферат
по предмету : «Международный нефтегазовый бизнес »
на тему: Современное состояние проблемы и перспективы международного нефтегазового
бизнеса.
Выполнила: Ковбасюк М.С.
группа 27ПС- 304
Проверил:
Челябинск
2013
Содержание
Введение
Тяжело представить
Нефть и газ неповторимые и только полезные ископаемые. Продукты их переработки используют фактически во всех отраслях индустрии, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, энергетике, в быту и т. д. Из нефти и газа вырабатывают различные хим. материалы, такие как пластмассы, синтетические волокна, каучуки, лаки, краски, дорожные и строй битумы, моющие средства и почти все другое. Не напрасно нефть именуют «черным золотом».
Ресурсы и месторождения нефти. Мировые извлекаемые запасы нефти оцениваются в 141,3 миллиардов т. Этих запасов при сегодняшних размерах добычи нефти хватит на 42 года. Из них 66,4 % размещено в странах Близкого и Среднего Востока. Для этого региона типично не совсем только наличие больших запасов нефти, да и концентрация их в большей степени на неповторимых (наиболее 1 миллиардов т) и циклопических (от 300 млн. до 1 миллиардов т) месторождениях с только высокой продуктивностью скважин. Посреди государств этого региона 1-ое место в мире, благодаря чему показателю занимает Саудовская Аравия, где сосредоточено наиболее четверти глобальных запасов нефти. Большими запасами нефти в этом регионе владеют Ирак, Иран, Кувейт и Абу-Даби - арабские страны, любая из которых обладает практически десятой частью ее глобальных запасов.
2-ое место посреди регионов
мира занимает
В Западной Европе большие месторождения нефти и газа размещены в акватории Северного моря, основным образом в английских (0,5 миллиардов т) и норвежских (1,5 миллиардов т) территориях.
В Азиатско-Тихоокеанском
Восточно-Европейские бывшие социалистические страны и бывший СССР обладают 5,8 % извлекаемых запасов нефти, в т. ч. бывший СССР -5,6, Наша родина - 4,76 %, т. е. 6,64 миллиардов т.
Некоторые из наиболее ярких особенностей нефтяной отрасли:
· Огромная неравномерность ресурсной базы. Всего 1% месторождений мира содержит 75% суммарных запасов нефти.
· Нефтяные ресурсы – это «нефтяной айсберг», видимая часть которого – доказанные и вероятные запасы, составляющие активы нефтяных компаний; они учитываются по стоимости в соответствии со стандартными процедурами (США, Великобритания) и в значительной мере определяющими уровень капитализации компаний.
· Всего одна страна мира потребляет более четверти всех производимых энергоресурсов (именно она не подписывала протокол Киото).
· Добыча нефти продолжает расти и периодически возникает вопрос: когда же наступит пик мировой добычи и сменится парадигма промышленного развития?
· Прогнозы цен на нефть характеризуются большой изменчивостью и, следовательно, неопределенностью прогнозов. Так, например до вторжения США в Ирак в 2003 г., оценки экспертов варьировали в интервале от 10 до 100 долл./барр.
· Средние издержки на добычу нефти намного меньше ее цены, что объясняет наличие огромной нефтяной ренты (дифференциальной, монопольной, «ренты истощения»).
· Практика показывает, что вопреки экономической теории более интенсивно эксплуатируются менее продуктивные зоны и месторождения мира. Рынок энергоносителей является плохим ориентиром при выборе крупных инвестиционных проектов (отсюда проблема различных горизонтов планирования для менеджеров различного профиля и трудности интеграции их решений).
· Стоимость конечных нефтепродуктов может превышать затраты на добычу сырой нефти на два порядка за счет ренты, взимаемой производителями и потребителями.
· В 70-х годах затраты на добычу «трудных» запасов (например континентальной зоны США) примерно в 50 раз превышали затраты на добычу в странах Ближнего Востока. В настоящее время эта разница составляет около 6 крат («триумф научно технического прогресса»).
· В затратах европейца на литр бензина налоги составляют от 60 до 80% (француз утверждает, что «заправляет бак налогами с запахом бензина»); у американца налоги не превышают 30% («правительство США в отличие от правительства России любит своих автомобилистов», хотя ему приходится закупать более половины потребляемой нефти, в то время как Россия продает 2/3 добываемой нефти). В Великобритании стоимость конечных нефтепродуктов, полученных из одного барреля нефти, достигала 200 долл. (при затратах на добычу импортной нефти с Ближнего Востока 2 долл. и средней цене за период 1990-2000 гг. в 20 долл./барр.).
· Так называемые нефтяные «мэйджоры» («majors») – компании гиганты – в действительности являются нефтегазовыми компаниями: у компании «Шелл» соотношение нефтяных и газовых активов примерно одинаковое, у компании «Бритиш петролеум» – 60% нефтяных и 40% газовых (сравните с нефтяными компаниями России).
· Рынок газа в отличие от рынка нефти не является глобальным. «Младший брат» (газ) стремительно догоняет свою «старшую сестру» (нефть) и постепенно освобождается от ее ценового диктата. Перечень особенностей мирового нефтяного бизнеса можно было бы продолжить, но уже приведенных выше характеристик достаточно для того, чтобы отчетливо сознавать исключительные трудности в интерпретации тенденций развития нефтяной
промышленности. Не случайно в США говорят: «нефтяной бизнес – загадка для Уолл-стрита», имея в виду огромные трудности в интерпретации информации фондовой биржи для понимания реальных процессов, происходящих в нефтяной промышленности. Мировой рынок и структура стоимости сырой нефти и нефтепродуктов. Глобальный рынок сырой нефти на начало столетия7
оценивался в размере 570 млрд. долл. (при средней цене нефти в 20,5 долл./барр. на бирже WTI и среднем спросе в размере 76-77 млн. барр./сут.). Эти цифры относятся только к рынку физического товара или спотовому рынку и не включают огромные объемы сделок с использованием финансовых производных (фьючерсов, опционов, свопов), которые ежедневно совершаются на биржах.
Газовый рынок
В отличие от нефтяного не является глобальным. Его объемы оцениваются в 200 млрд. долл. в год (при спросе 230 млрд. фут. куб. в сут. и цене на газ 3 долл./тыс. куб. фут.) К рынку природного газа следует добавить рынки СПГ и рынки производные от газа (технологии «газ в жидкости» (ГВЖ). Ежегодное мировое потребление нефтепродуктов в денежном выражении составляет около 1,1 трлн. долл. И хотя эта цифра больше оборота сектора апстрим (770 млрд. долл.), фактически 770 млрд. долл. представляет стоимость товара, проданного на рынках нефтепродуктов. В США (2000 г.) компании открывают и разрабатывают месторождения с маржинальными затратами 18,5 долл./барр. и продают его оптовым покупателям на нефтяных биржах за 26,75 долл. (прибыль 31%). Нефтепереработчики платят за сырую нефть 26,75 долл. и 0,85 долл. за транспортировку до НПЗ. Стоимость нефтепереработки составляет 6 долл./барр.; суммарные затраты – 33,60 долл./барр. Нефтеперерабатывающие компании продают нефтепродукты на оптовом рынке за 37 долл./барр., (получаемая прибыль – 3,40 долл., или 10%). Розничный оператор платит 37 долл. за нефтепродукты, которые включают все затраты на разведку, добычу сырой нефти плюс прибыль добывающей компании, затраты и прибыль в секторе нефтепереработки. Кроме того, розничные торговцы платят 5,25 долл./барр. на транспорт, распределение и маркетинг; в итоге общие затраты на этом этапе составляют 42,25 долл. Средняя розничная цена на бензин в 2000 г. составляла 44,60 долл./барр. (прибыль «торговцев» – 2,35 долл. или 6%).
Федеральные, штатные и местные налоги составляют 17,40 долл. в расчете на баррель нефтепродуктов (28% суммарной цены; в Европе до 85%); в итоге стоимость корзины нефтепродуктов для конечного потребителя обходится в 62,00 долл./барр. Для всей нефтяной цепочки, которая включает интегрированные нефтяные компании, независимые и сервисные компании сектора апстрим, а также независимые НПЗ сектора даунстрим, размер товарного рынка составляет 770 млрд. долл. И хотя в этой цепочке есть
и другие отрасли (трубопроводный транспорт, танкерный флот, химия, нефтехимия), секторы апстрим и даунстрим составляют основную часть рыночной капитализации нефтяного бизнеса и традиционно считаются основой нефтяной промышленности.
Интегрированные нефтяные компании доминируют на фондовом рынке с капитализацией порядка 1,2 трлн. долл. – по сравнению с капитализацией независимых компаний (215 млрд. долл.) и компаний занятых поставкой оборудования и услуг (135 млрд. долл.).
Рыночная капитализация нефтеперерабатывающих компаний (бывших интегрированных НК) намного меньше и составляет 79 млрд. долл. Эти компании концентрируются в основном на развивающихся рынках и, в меньшей степени, в США. Для оценки эффективности функционирования различных групп компаний используются следующие показатели: отдача на совокупный инвестированный капитал (для ВИНК, независимых НПЗ и сервисных компаний); отдача по отношению к воспроизводственным затратам (для поставщиков оборудования); отдача по отношению к воспроизводственным капитальным затратам (для независимых компаний).
ВИНК имеют наиболее устойчивый уровень долгосрочной отдачи (9%) благодаря диверсификации своей деятельности. Сервисные и компании-поставщики оборудования достигли более высокой рентабельности капитала (12%), благодаря технологической дифференциации и выбору соответствующих «ниш», где они являются высокими профессионалами. Рентабельность капитала у независимых нефтяных компаний (в среднем 11%) гораздо более изменчивая, чем у ВИНК вследствие узости сектора их деятельности (только апстрим), но
менее изменчивая, чем у сервисных компаний. Доходность капитала независимых НПЗ (8%) наименьшая среди всех сегментов нефтяного бизнеса
Приватизация национальных нефтяных компаний. За исключением США ресурсы в недрах во всех странах принадлежат государству, которое обычно создает национальные компании для их эксплуатации. Но в последние годы в
нефтяной отрасли укрепилось доверие к рыночным механизмам. Несомненно, существуют национальные энергетические компании с достаточно высоким уровнем эффективности управления, однако больше
примеров обратного характера. В государственных предприятиях трудно добиться высокой производственной эффективности в условиях, когда управленческие решения не находятся под контролем частных акционеров.
С другой стороны, суверенное право государства на природные ресурсы может быть реализовано административными средствами. Эти доводы привели некоторые страны–производители нефти к приватизации национальных нефтяных компаний и к открытию их капитала, иногда частичному для частных инвесторов (Аргентина, Боливия, Перу, Россия…).
С точки зрения роста эффективности результаты, достигнутые нефтяными компаниями в Аргентине и Венесуэле, выглядят особенно впечатляющими. В других странах наблюдается уменьшение доли государства в активах нефтяных компаний: Бразилия предполагает сохранить лишь 50,1% капитала в компании «Petrobras». Мексика сняла обременительные обязательства с компании «Pemex» по строительству школ, дорог, больниц и ввела налог, позволяющий национальной компании получать доходы (после уплаты налогов) без прохождения их через бюджет государства.
Саудовская компания «Aramco», которая выкупила часть акций нефтеперерабатывающих заводов в странах–потребителях нефти, в настоящее время гораздо больше озабочена проблемами повышения рентабельности этих предприятий.
Еще одна цель, кроме роста эффективности, которую преследуют страны производители – обеспечить доступ к финансовым рынкам. В частности, метод финансирования с ограниченным регрессом, который наилучшим образом соответствует финансированию проектов развития и создания инфраструктуры, может использоваться лишь в тех случаях, когда рынки функционируют достаточно прозрачно.Установление контроля над аргентинской компанией «YPF» состороны испанской компании «Repsol» – один из первых примеров,число которых будет со временем расти. И не окажемся ли мы свидетелями в ближайшем будущем полной или частичной приватизации венесуэльской компании «PVDSA», индонезийской «Pertamina», алжирской «Sonatrach», малазийской «Petronas», кувейтской «КPC»? А, возможно, в скором времени и мексиканской компании «Pemex», иранской компании «NIOC» и даже саудовской «Aramco»?
Интернационализация национальных нефтяных компаний. Многие национальные компании по разным причинам развивают свою деятельность за рубежом. С целью контроля сбыта сырой нефти нефтяные компании Кувейта и Ливии купили акции перерабатывающих и распределительных компаний в Европе, Саудовская и Венесуэльская компании – в Европе и США, на Филиппинах и в Корее, а малазийская компания – в Южной Африке. С целью диверсификации ресурсов, компания YPF присутствует в Бразилии, Боливии, Эквадоре, Колумбии, Индонезии и США.
Российская компания «Лукойл» вкладывает инвестиции в Казахстане, Азербайджане и Ираке. Китайская национальная компания CNPC проводит деятельность в различных странах, в частности в Казахстане, Перу, Судане, где она является оператором, в Венесуэле, где она активно и успешно участвует в аукционных торгах по маржинальным месторождениям. Она также подписала важный контракт с Казахстаном и скомпанией Agip для проведения работ в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.