Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь.
Для достижения данной цели, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие рынка труда как объекта государственного регулирования;
2) проанализировать мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь;
3) проанализировать мировой опыт развития квази-рынка и его использование в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
2. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Международный рынок труда 9
2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь 12
3. КВАЗИ-РЫНКИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 16
3.1 Особенности функционирования квази-рыночных систем 16
3.2 Эффективность квази-рынка Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Основной особенностью действующего законодательства является то, что массовые сокращения — то есть более 10% численности штата работников — затруднены. Они требуют сложной процедуры согласования, из-за чего предприятия, как правило, к ней не прибегают.
Далее, предупредительный период при сокращении длинный и составляет 2 месяца, причем он может быть заменен выплатой заработной платы в полном размере. Независимо от стажа работы при увольнении выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат.
Помимо законодательства вопросы занятости регулируются коллективными договорами и соглашениями различных уровней. Занятость является одним из основных пунктов, наряду с вопросами экономической стабилизации, заработной платы, охраны труда, системы социальных льгот и гарантий. Начиная с середины 1990-х гг. вопросы гарантий занятости в большей степени затрагиваются в рамках коллективных переговоров, как и вопросы переобучения и подготовки сокращенных наемных работников, трудоустройства безработных, компенсационных выплат в случае потери работы, создания новых рабочих мест, комплексных программ занятости населения. Эти проблемы превращаются в один из основных разделов соглашений на национальном и региональном уровнях, а также коллективных договоров предприятий.
Таким образом, белорусскому рынку труда были присущи механизмы адаптации, схожие с российскими. Однако в отличие от России для Беларуси характерно сохранение намного большего контроля над рынком труда. Правительство стремилось и стремиться поддержать формальную полную занятость. Время от времени ее издержками были неполная занятость и долги по заработной плате. Тем не менее, правительству удалось приостановить эти негативные тенденции. С другой стороны, на рынке труда выработались некоторые механизмы (само)адаптации, как, например, самозанятость, параллельная занятость и трудовая миграция.
Переходная экономика характеризуется эклектичностью форм хозяйст-вования, сочетающих в себе возникновение новых элементов, имманентных развитым рыночным отношениям, и сохранение прежних элементов. В пол-ной мере это относится и к экономике Беларуси. Развитие экономики сопровождается формированием экономических отношений, которые в то же время несут в себе наследие иерархически организованной системы, монопольно предоставляющей услуги. Эти экономические отношения возникают уже в условиях рынка, но не являются полноценно рыночными. Скорее, их можно отнести к квази-рыночным отношениям. Они формируются не только в переходной экономике, но в ней приобретают особую роль «мостика» к развитому рынку услуг, который является реальностью в ведущих странах. С этимологической точки зрения квазирынок (quazi-market) — это «полу-рынок», или ограниченный, якобы рынок, отличный от классического варианта.
Базовая предполылка, на которой основывается система квази-рыночных отношений, состоит в следующем. Для создания квази-рынка необходимо исключить прямое государственное финансирование предприятий, осуществляющих производство услуг общественного сектора. Выделяемые же бюджетные средства следует направить потребителям этих услуг. В результате будет создан механизм, в котором координация взаимоотношений между производителями и потребителями услуг регулируется рыночными институтами в отличие от бюрократической системы государственного заказа.
Под термином «квази-рынок» понимается система отношений между экономическими агентами, в которой производители конкурируют за право предоставления услуг потребителям, чьи расходы финансируются государством.
В отличие от традиционного рынка квази-рынок имеет несколько особенностей.
1) Цели производителей. В традиционной рыночной системе предложение товаров и услуг осуществляется частными предпринимателями. При этом предпринимательская деятельность всегда направлена на получение прибыли. В случае квази-рынков производство товаров и услуг осуществляется специально созданными для этого организациями, которые в основном находятся в государственной собственности. И они не всегда ориентированы на получение прибыли.
2) Платежеспособность
3) Издерки измерения и
Реформаторы общественного сектора предполагали, что создание квази-рынков сможет решить такие проблемы, как чрезмерные затраты на содержание бюрократического сектора, неэффективное использование средств налогоплательщиков, отсутствие у потребителей возможности выбора поставщиков соответствующих услуг и как следствие невысокое качество этих услуг.
В этой связи одной из основных положительных черт новой системы является Х-эффективность, характеризующая особенности использования ресурсов внутри конкретной организации. Очевидно, что конкуренция между поставщиками соответствующих услуг, формирующихся в условиях квази-рынка, должна стимулировать более разумное использование ресурсов.
Внедрение кваз-рыночных отношений способствует повышению аллокативной эффективности, предполагающей перераспределение ресурсов между предприятиями. Ориентированность на нужды потребителей заставляет поставщиков расширять спектр предлагаемых услуг и более четко определить их рыночные ниши. В этой связи теоретически рыночная система в меньшей степени по сравнению с бюрократической способствует усилению неравенства в доступе к общественным благам.
Изложенные аргументы сторонников внедрения рыночных отношений в общественный сектор достаточно часто подвергались сомнениям. Так, высказывалось мнение, что начальные этапы реформы могут оказаться достаточно затратными. Это может быть вызвано политическим давлением бюрократического аппарата на государственные органы, принимающие решение о начале преобразований. Отсутствие заинтересованности чиновников в нововведениях, обусловленное консерватизмом системы, вероятностью потерять работу и другими причинами, заставляет реформаторов идти на повышение их заработной платы.
Критики системы квази-рынков сомневались также в правоте аргументов реформаторов, касавшихся увеличения X-эффективности, аллокативной эффективности и равенства доступа к услугам, оказываемым общественным сектором. Ими высказывались следующие доводы.
Х-эффективность. Во-первых, функционирование квази-рынков, как и любого другого механизма, основанного на децентрализованном принятии решений и их реализации, связано со значительными трансакционными издержками. Получение необходимой для осуществления экономической деятельности информации, защита прав собственности, а также контроль исполнения контрактных обязательств могут оказаться причинами значительного роста затрат производителей. При этом создание институтов для минимизации этих издержек (стандартизация, лицензирование, предоставление гарантии качества услуг и пр.) может оказаться весьма дорогостоящим. Во-вторых, деятельность производителей в условиях квазирынка невозможна без значительных расходов на рекламу и других методов привлечения потребителей, призванных усилить их позиции на рынке. В-третьих, при переходе от монополии в общественном секторе к конкурентной системе могут значительно возрасти производственные издержки. Действительно, в условиях государственной монополии, например, в области здравоохранения рынок медицинского персонала является, по сути, монопсоническим. В случае же квазирынка организации, предоставляющие медицинские услуги, будут вынуждены конкурировать за работников. Если в соответствующих сегментах рынка труда действуют профсоюзы, такая конкуренция только укрепит их монополистическую власть и приведет к росту заработной платы, а следовательно, и к общему увеличению издержек. В такой ситуации профсоюзы, защищающие интересы работников, усилят монополистическую власть на рынке труда. Вместе с тем в отраслях, где их позиции не столь сильны, конкуренция между работниками за рабочее место ослабит влияние этого фактора. Наконец, в-четвертых, не следует забывать о проблеме измерения результатов деятельности производителей. Так, в здравоохранении в разных медицинских учреждениях с переменным успехом могут применяться различные методики лечения одних и тех же болезней. В этой связи потребители вынуждены ориентироваться на репутацию клиник. Они, в свою очередь, при выборе стратегии развития выделяют значительные средства на привлечение «звезд медицины», хотя эффективность таких затрат может быть невысокой.
Аллокативная эффективность. Основной вопрос заключается в степени конкуренции между поставщиками услуг. В частности, проблемной в этом смысле оказывается ситуация для людей, проживающих в небольших районах, в которых существует только одна школа или только одна больница. Следует отметить, что указанная проблема характерна не только для квазирынков, но и для привычных рыночных систем и является одним из наиболее общих аргументов противников систем децентрализованного принятия решений.
Равенство доступа. Применительно к реформе образования высказывались опасения, что более престижные школы будут привлекать наиболее способных детей, в то время как в остальных учебных заведениях останутся только «слабые» ученики. Аналогичные доводы приводятся и в отношении системы здравоохранения.
Мы выделяем три группы отраслей несельскохозяйственного сектора, по которым имеется сопоставимый набор данных по занятости, рабочему времени и производству добавленной стоимости: 1) производство несельскохозяйственных товаров (промышленность, строительство), 2) производство рыночных услуг (торговля, связь, транспорт, финансы) и 3) производство квази-рыночных услуг (ЖКХ, наука, здравоохранение, культура, образование).
Наивысшей вклад в 2010 году в структура ВВП внесли отрасли, производящие рыночные услуги (таблица 3.2) [8]. Чуть ниже был уровень производительности в производстве несельскохозяйственных товаров. Удельный вес сферы услуг составил, по оценке, 40,9% [12]. При этом комплексной программой развития сферы услуг на 2006–2010 годы было предусмотрено довести долю услуг в ВВП до 46–48%. Недовыполнение установленного параметра обусловлено тем, что темпы роста добавленной стоимости в промышленности и строительстве, занимающих наибольший удельный вес в ВВП (соответственно 26,8% и 11,0%), в минувшем году сохранялись высокими и составили соответственно — 110,9% и 116,9%. А рост добавленной стоимости в целом по сфере услуг составил только 106,2%, в том числе в торговле и общественном питании — 113,2%, а в образовании — 99,7% [12].
Таким образом, несмотря на то, что в целом сфера услуг развивалась достаточно динамично, опережающие темпы роста добавленной стоимости в сфере производства товаров способствовали увеличению ее доли в ВВП, что соответственно привело к снижению доли сферы услуг.
Рисунок 3.1 — Отраслевая структура валового
внутреннего продукта
(в процентах к итогу)
Что касается видовой структуры платных услуг населению, то в 2006–2010 годах отмечалась тенденция постепенного сокращения доли услуг обязательного характера — жилищно-коммунальных, транспортных. Соответственно, увеличился удельный вес туристических и экскурсионных, медицинских, образовательных услуг, услуг культуры, банков, физической культуры и спорта.
Любопытно также, что уровень официальной начисленной зарплаты (таблица 3.1) [11] примерно соответствует вкладу отрасли в ВВП, как это и должно быть в рыночной экономике. Конечно, здесь есть свои исключения — прежде всего, в торговле, где официальная зарплата, как и в советские времена, составляет лишь небольшую часть фактического дохода работников этой отрасли (понятно, что теневая зарплата существует во всех отраслях, но в торговле это особенно заметно). Но главная проблема — в отраслях, производящих квази-рыночные услуги.
С одной стороны, заработная плата в этих отраслях существенно ниже, чем в чисто рыночных секторах экономики. С другой стороны, в отраслях, производящих квази-рыночные услуги, заработная плата составляет основную часть добавленной стоимости.
Таблица 3.1
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
Отрасли |
Среднемесячная заработная плата (руб.) | |
2005 |
2010 | |
Всего |
463 741 |
1 237 974 |
Промышленность |
490 674 |
1 372 332 |
Сельское хозяйство |
286 308 |
823 944 |
Лесное хозяйство |
461 148 |
1 077 936 |
Транспорт |
518 797 |
1 456 514 |
Связь |
542 995 |
1 421 459 |
Строительство |
561 223 |
1 650 126 |
Торговля и общественное питание |
349 424 |
1 077 861 |
торговля |
364 433 |
1 097 498 |
общественное питание |
279 343 |
834 355 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
482 423 |
1 568 234 |
Заготовки |
337 717 |
1 014 491 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
592 008 |
2 126 819 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
454 414 |
1 105 684 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
269 630 |
913 740 |
Здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение |
419 462 |
999 736 |
Образование |
399 378 |
881 934 |
Культура |
372 276 |
901 454 |
Искусство |
403 235 |
1 039 496 |
Наука и научное обслуживание |
620 770 |
1 701 151 |
Информация о работе Рынок труда и эффективность общественного производства