Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:10, реферат
В связи с трехсотлетием Шведского государственного банка в 1968 году была учреждена премия имени Нобеля по экономическим наукам (раньше подобная не вручалась).
Леонид Канторович получил ее в 1975 году за внедрение математических методов в исследования по экономическим наукам. Многие его работы были переведены на английский язык и стали достоянием мировой науки.
Введение 3
Краткая биография Л.В. Канторовича 5
Основы менеджмента в работах Л.В. Канторовича 6
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Содержание
Введение
3
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Введение
В
связи с трехсотлетием
Леонид Канторович получил ее в 1975 году за внедрение математических методов в исследования по экономическим наукам. Многие его работы были переведены на английский язык и стали достоянием мировой науки.
Примерно спустя десять лет после того, как Л.Канторович сформулировал свои концепции математической оптимизации производственных процессов, подобные работы стали проводиться и в США. Наиболее активным в этой области оказался Тьюринг Купманс. Он ознакомился с работами Л.Канторовича, ссылался на них и цитировал, признавая заслуги советского ученого.
Купманс
вводит в оборот термин "линейное
программирование", быстро получивший
признание среди
7 апреля 1986 года Леонид Витальевич Канторович скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Через пять лет распался Советский Союз, вместе с ним рухнула, ушла в небытие, "социалистическая система экономики". Что произошло, если бы, скажем, с шестидесятых годов были приняты на вооружение все предложения Л.Канторовича? Но они не могли быть приняты, ибо, по сути, содержали "отравленные стрелы", способные разрушить основы существовавшего закостенелого экономического режима. Та же судьба постигла и концепцию управления промышленностью, разработанную профессором Евсеем Либерманом, которая легла в основу несостоявшейся "косыгинской реформы" 1965 года.
Советские
партократы тщательно оберегали неэффективную
социалистическую экономику от "посягательств"
прогрессивных экономистов. Характерно,
что за сорок лет существования Нобелевских
премий по экономике ни один советский
экономист, за исключением Л.Канторовича,
не был удостоен Нобелевской премии по
экономике. И данный факт, разумеется,
говорит о многом.
1. Краткая биография Л.В. Канторовича.
JI. В. Канторович родился в Санкт-Петербурге 19 января 1912 г. Леонид Витальевич был выдающимся математиком и экономистом двадцатого столетия, автором многих фундаментальных научных концепций, инициатором многочисленных прикладных исследований. Он является единственным российским ученым, удостоенным Нобелевской премии по экономике. При том, что Леонид Витальевич был блестящим теоретиком, он одновременно проявлял удивительную интуицию в прикладных вопросах. Достаточно упомянуть о 13 авторских свидетельствах и патентах на изобретения, полученных им за период с 1954 но 1971 г. (включая патент на «устройство для умножения», зарегистрированный в США, ФРГ, Великобритании и Италии).
Канторович был одновременно ученым- концептуалистом и ученым-универсалом, чей вклад существенно изменил лицо ряда фундаментальных дисциплин. В этой публикации мы рассмотрим малоисследованный в отдельности вопрос о Канторовиче как теоретике менеджмента. Тема эта значительно более узкая, чем Канторович-экономист. Поэтому мы не будем касаться острых баталий начала 1960-х гг. (эпохальных для российской экономической теории), когда традиционные представители политэкономии социализма громили Канторовича как интуитивного неоклассика (употребляю слово «интуитивного», так как Канторович в момент создания своей теории, по- видимому, не имел доступа к работам неоклассиков, тогда как третий том «Капитала» Карла Маркса, посвященный экономической ренте, он основательно проштудировал). Такой подход позволяет непосредственно рассмотреть позитивный вклад Леонида Витальевича в конкретную экономику и управление.
JI. В. Канторович был вундеркиндом — в 14 лет он поступил на математико-механический факультет ЛГУ, а в 20 был уже полным профессором того же факультета. Из двух его первых выдающихся учеников-математиков один (Б. 3. Вулих, 1913-1979) был лишь на год младше, а другой (А. Г. Пинскер, 1905-1985) — на семь лет старше.
Обычно интерес Канторовича к экономическим (точнее, в данном случае, управленческим) вопросам связывают с «задачей для фанерного треста» — типичной задачей выбора оптимального (по критерию выручки) оперативного плана использования имеющегося оборудования с выполнением ассортиментного задания (каждый из видов продукции мог производиться на любом из станков, но с разной производительностью; под ассортиментным заданием Канторович понимал то, что различные виды продукции производятся в определенном соотношении). Это привело в 1939 г. к новаторской формулировке задачи линейного программирования (ЛП). Ответ давался в терминах интенсивности использования каждого ресурса. Именно за это открытие ему совместно с американским экономистом Тьяллингом Купмансом была присуждена в 1975 г. Нобелевская премия по экономике — «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Кстати, заметим, что когда теория Канторовича стала с большим опозданием известна на Западе, то перевод брошюры 1939 г. был опубликован именно в управленческом журнале — Management Science.
Однако из воспоминаний Канторовича известно, что за год до этого он обращался в правительство с письмом о неправильностях ценообразования в СССР.
Канторовичу
в тот раз повезло — его
просто пожурили и посоветовали заниматься
математикой. Производственный план и
ценообразование на факторы (ресурсы)
стали центральной темой исследований
Канторовича1.
2. Основы менеджмента в работах Л.В. Канторовича
Неоклассическая экономика, в основе которой лежит предельный (маржиналистский) анализ (какой прирост дает малое изменение фактора?), содержит в своем традиционном представлении скрытую неоднозначность интерпретации, Равновесный анализ, создававшийся Вальрасом для капиталистической экономики с мобильностью факторов и интересов, отсутствием регулирования цен, был вскоре логически почти безупречно применен к анализу плановой экономики с регулированием цен и отсутствием мобильности большинства факторов (итальянец Бароне в 1908 г., затем Ланге, Лернер и Тейлор в США в 1930-е гг. Авторы второго подхода, в противоположность большинству неоклассиков, усматривали достоинства в плановой экономике, которая находит оптимальное распределение ресурсов в теории, а затем имеет возможность через плановый механизм реализовать оптимум на практике. И первые, и вторые оперировали предельными величинами, выражаемыми модельно как частные производные. Невозможность довести до конкретного числа вычисление этих частных производных, а тогда и равновесного состояния экономики, мало беспокоила первых — их модели носили качественный характер. Они были удовлетворены, если знали знак производной, который означал возрастание или убывание экономической величины при увеличении значения фактора. Вторым этого было мало. Они хотели вычислить и реализовать народнохозяйственный оптимум. Теперь мы знаем, что это в принципе невозможно в силу неопределенности действий и реакций, которая обязательно имеет место в любой социально активной системе. Однако в рамках линейной модели со всеми ее содержательными упрощениями можно вычислить конкретные значения частных производных. Именно такую возможность и предоставляет ЛП Канторовича.
Канторович, не будучи знаком с основной частью указанных работ, выбрал для себя другой путь. С одной стороны, он глубоко верил в важность внедрения ЛП в практику плановых расчетов всех уровней. После того как его в начале 1960-х гг. «пустили в экономику», Канторович активно сотрудничал с органами Госплана и Госкомцен, пытался влиять на идеологию создания входящих в 1970-е гг. в моду автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). Реальный выход всех его практических усилий был, к сожалению, невелик.
Наряду с трактовкой ЛП как универсального метода планирования и ценообразования Канторович творчески изучал математическое моделирование как аппарат, заменяющий в плановой экономике реальные рыночные инструменты. В своей Нобелевской речи, подводящей в определенном смысле итоги его работ в области экономики, Леонид Витальевич охарактеризовал исходную точку своего подхода следующим образом: «В экономике капиталистического хозяйства... наблюдаются в их статике и динамике такие важные экономические показатели, как цены, рента, арендные платежи, процент на капитал. В условиях последовательного планирования хозяйства также выявилась необходимость использования показателей».
Канторович искренне верил в корректность подхода, когда не математическая модель отражает действительность, а действительности предлагается жить по правилам математической модели. На самом деле рыночный механизм невозможно имитировать (имеется в виду не математическое имитационное моделирование, а рыночная мотивированность экономических агентов, вызванная искусственными стимулами).
С каждым ресурсом (фактором), который считался ограниченным в контексте данной задачи, Канторович связал математическую величину, которую он стал называть «объективно обусловленной оценкой», или о.о.о.. Основная часть ресурсов была представлена факторами производства, имевшими свои цены (рыночные или плановые). Для таких ресурсов о.о.о. являются неоклассическими «теневыми» ценами. Как известно, «теневые» цены совпадаю; с рыночными только в состоянии общего экономического равновесия — состояния абсолютно нежизненного. Канторович, однако, верил, что в плановой экономике его можно математически «спроектировать». Канторович дал глубокий анализ применения о.о.о. на предприятии. По существу, он предлагал использовать их как внутренние хозрасчетные цены, позволяющие оценить эффективность работы отдельных подразделений. В применениях ЛП на Западе в аналогичной ситуации говорили о трансфертных ценах. Такого рода цены до сих нор используются в крупных холдинговых структурах (особенно — вертикально интегрированных).
Канторович никогда не ограничивался формальными математическими и численными результатами.
Следует сказать, что иногда у нас рекомендуют любые мероприятия, дающие экономию дефицитного материала, без всякого расчета и ограничений даже тогда, когда экономятся крохи за счет значительных затрат труда и уменьшения выпуска продукции. Практическое решение подобных вопросов в значительной мере определяется не общей ситуацией, а капризами снабжения данного предприятия. Прежде всего вследствие недостатков в оценке результатов рационализаторских предложений (недоучет ряда факторов при обычном расчете себестоимости — по калькуляции) значительную экономию дает большое число предложений, использование которых в данных условиях нецелесообразно. В результате среди них теряются... предложения, которые могут дать действительную... экономию (далеко не всегда совпадающую с экономией по калькуляции).
Задача ЛИ, о.о.о. (называемые сегодня двойственными переменными), теоремы двойственности по-прежнему являются живым математическим аппаратом, включаемым в стандартные западные учебники производственного и операционного менеджмента. Надо отметить, что научный потенциал извлечения новых академических результатов в рамках ЛП, видимо, уже давно исчерпан, что не снижает важность соответствующего инструментария.
Однако Канторович рассматривал и такие факторы, как земля, что привело его к подходу, предлагающему исчислять экономическую ренту как о.о.о. (в соответствии с качеством земли). Этот подход естественно распространяется на другие природные ресурсы. Данная идея оказала и продолжает оказывать большое влияние на советских и российских экономистов. Но это уже экономика народнохозяйственного уровня (управление страной!), а не менеджмент предприятия2.
Все интересующие его задачи управления предприятием Канторович делит на два класса: ресурсную задачу — максимизировать выручку за счет определения производственной программы при ограничениях на ресурсы и известных нормативах использования ресурсов в расчете на единицу продукции, и задачу о распределении производственной программы — максимизировать количество ассортиментных наборов продукции (ассортиментные наборы заданы) за счет распределения производственных задании между различными производственными единицами с заданной производительностью.
Смысл указанной задачи в экономике централизованного планирования ясен. Цены на продукцию известны, поэтому она позволяют определить выручку впрочем, так же будет и для предприятия, являющегося совершенным конкурентом. В ресурсной задаче разрешается варьировать количества выпускаемой продукции, что не совсем соответствует духу плановой экономики, но если ввести ограничения на выпуск продукции, то задача становится вполне обычной. Объемы ресурсов предполагаются фиксированными, что естественно для плановой экономики, но странно для рыночной. В задаче о распределении производственной программы ассортимент уже задан (что типично для плановой экономики). Производственный план определяет и потребные ресурсы, что не всегда возможно реализовать в плановой экономике. Если бы все, что придумал Канторович, сводилось только к численным методам решения указанных задач, то и это было бы немало. Такого рода задачи могут быть интерпретированы в рамках рыночной экономики и использоваться в производственном и операционном менеджменте.
Информация о работе Русский, получивший Нобелевскую премию по экономике