Проблемы протекционизма в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы протекционизма в международной торговли, определить его роль в развитие торговых отношений стран.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы понятия протекционизма в международной торговле
2. Определить особенности современной протекционистской политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В МЕЖДУ-НАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 7
1. Понятие протекционизма и свободной торговли 7
1.2 Золотая середина между протекционизмом и фритредерством 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ 18
2.1 Специфика протекционистской политики в последние десятилетия 18
2.2 Особенности современных методов и средств протекционистской политики 23
2.3 Аграрный протекционизм 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы протекционизма в международной торговле.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

После завершения Второй мировой войны  всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли.

В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики.

Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической  системы. Она предполагает, что  рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодности торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.

Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил8.

В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам  условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы "задушить" и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать " грязные технологии" на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт "азиатских тигров" и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке.

Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в  создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5—6 %, а рост внешней торговли 9—10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли9.

  • 2.2 Особенности современных методов и средств протекционистской политики

  • Экономический кризис нанес ощутимый удар по глобализации и ее важнейшей  составляющей – международной торговле. В нынешнем году ее объемы даже по оптимистическим  прогнозам снизятся на 9%. Одна из главных  причин тому – многочисленные таможенные и административные барьеры, выросшие как по волшебству, едва экономический кризис вступил в острую фазу. Чиновники и представители делового сообщества ведущих стран мира в ходе международных встреч с завидной регулярностью декларируют отказ от протекционизма и поддержку свободной торговли, но, вернувшись на родину, принимают новые протекционистские меры.

    Напомним, в ноябре прошлого года состоялся  первый саммит «большой двадцатки», на котором лидеры ведущих мировых  экономик договорились не жалеть сил для поддержания свободной торговли. Но к середине весны 2009 года 17 из 20 стран воздвигли новые торговые барьеры и приняли меры по поддержке своих производителей и торговцев. Это и многомиллиардные вливания лидерам европейского и американского автопрома, и поддержка финансового сектора, и введение новых антидемпинговых мер. Многим странам даже не надо принимать для этого каких-то специальных законов, их действующие законодательства предусматривают увеличение государственной поддержки своих производителей, например, в случае падения мировых цен на их продукцию.

    Переговоры на эту тему продолжаются, но результат тот же. Даже заявления  политиков, сделанные во время международных  встреч, порой диаметрально противоположны тому, что они говорят внутри страны. В конце апреля 2009 года, например, прошла встреча министров сельского хозяйства стран «большой восьмерки», участники которой среди прочего обязались «поддерживать процесс глобализации и открытости рынка, избегая протекционизма и спекуляций». А уже в мае вице-премьер РФ Виктор Зубков твердо пообещал, что государство защитит отечественное сельское хозяйство, и сделает это как раз при помощи протекционистских мер. «Большинство стран применяет протекционистские меры для защиты своего сельского хозяйства. Мы не можем допустить, чтобы наше сельское хозяйство было ущемленным», - пояснил чиновник. Меры по защите отечественного сельского хозяйства станут одним из предметов обсуждения на Всемирном зерновой форуме, который пройдет в Петербурге 6-7 июня этого года.

    Впрочем, сельское хозяйство –  сфера особого внимания не только в РФ, а декларируемые российским правительством меры по поддержке отечественных  крестьян не идут ни в какое сравнение  с той помощью, которую оказывают  своим фермерам власти Европы, США  и Канады. Так, в США господдержка на рубль произведенной продукции составляет порядка 16 копеек, в ЕС – 32 копейки, а в России всего 6 копеек. Более низкими показателями могут похвастаться лишь страны с исключительно благоприятным климатом, например, Австралия и Бразилия.

    И дело не только в поддержании  конкурентоспособности своей продукции  на мировом рынке, правительства  западноевропейских стран не скрывают социальной направленности оказываемой  поддержки. Прилагается немало усилий для сближения регионов по уровням доходов и подтягивания доходов аграриев до уровня других отраслей - даже для решения такой, эфемерной на первый взгляд, задачи, как сохранение сельского образа жизни в его нынешнем виде10.

    Что же касается России, денег, которые  выделяет аграрному сектору наше государство, не хватает даже на покрытие убытков от роста тарифов цен на технику и расходные материалы. В 2008 году в рамках государственной программы по развитию сельского хозяйства село получило около 77 млрд рублей, а потери крестьян из-за подорожания удобрений, техники, электричества, горюче-смазочных и строительных материалов составили около 120 млрд руб.

    Протекционистская политика российских властей недостаточно эффективна как  антикризисное средство. Причина  низкой эффективности заградительных таможенных мер кроется в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения – базисных потребителей в экономике.

    Россию все чаще называют одним  из мировых лидеров по применению протекционистских мер. При этом развитие кризиса в РФ происходит быстрее, чем во многих других странах. Причиной низкой эффективности защитных таможенных мер является быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство все чаще защищает отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботится о поддержании потребителей. В стране начинается новая волна сокращений, зарплаты бюджетников в 2010 году не планируется увеличить, а пенсии возрастут незначительно. Инфляция продолжит пожирать реальные доходы населения. Все это обернется новым сжатием российского рынка, несмотря на растущий протекционизм11.

    Протекционистская политика в России не является системной. В большой  степени ее определяют лоббистские  возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить  внутренний рынок страны. Существует противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль и стремится сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых стараются успокоить протекционистскими уступками, при этом уничтожая их рынок сбыта. Государство сокращает свою инвестиционную активность (в 2010 году капиталовложения уменьшатся на 4 миллиардов долларов), в то время как для оживления экономики ее требуется наращивать.

    Мировой кризис отменяет перспективу присоединения страны к ВТО, что может обернуться только крушением ее экономики. Приоритетным для государства в целях преодоления кризиса должно стать развитие национального производства и расширение внутреннего рынка, а не поддержание экспортно-сырьевых монополий. Необходимо воссоздание разрушенных отраслей и основание при государственном участии новых технологически передовых производств. При этом российский рынок должен быть надежно защищен.

    В интересах поддержки отечественных  производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Пошлины на телевизоры повышены с 10 % до 15 %, на отдельные виды металлопроката – с 5 % до 15 %, нелегированной стали – с 5 % до 20 %, на трубы из черных металлов – с 5 % до 15 % и 20 %. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины на иностранные автомашины. Размер пошлин на новые или имеющие трехлетний срок эксплуатации автомобили установлен в размере 30 %. Транспортные средства, прослужившие от трех до пяти лет, облагаются 35 % таможенным сбором. На более старые автомобили пошлина оказывается еще большей. Иностранные конкуренты практически вытеснены с рынка. Однако крах отрасли не остановлен12.

    Закрытие внутренних рынков перед  импортными товарами главы стран «большой двадцатки» официально признают недопустимой антикризисной мерой. Президент Дмитрий Медведев снова выступил против «примитивного протекционизма», который создает барьеры между странами и ведет к торговым войнам. Однако на практике Россия по-прежнему увеличивает ввозные пошлины, закрывая целые секторы внутреннего рынка. Эксперты называют такую политику принуждением населения к финансированию лоббистов и неэффективных производств. В частности, увеличение пошлин на ввоз продовольствия независимые экономисты называют антисоциальной мерой.

    Защитные меры в торговле между  странами должны носить временный характер, в условиях мирового кризиса примитивный  протекционизм может привести лишь к торговым войнам.

    Между тем практика российского  правительства пестрит созданием искусственных барьеров в последние месяцы – от рынка мяса до автомобилей, от рынка молока до всей сферы госзакупок. При этом отраслевые лоббисты настаивают на новом повышении ввозных пошлин. Так, например, отечественные сыроделы добиваются увеличения пошлин на сыр на 15–20%.

    В целом, политику государств в отношении  протекционизма и свободной торговли лучше всего характеризует известная  русская пословица: «своя рубашка  ближе к телу». Каждый советует другому  «снять барьеры» и не препятствовать свободе торговли, но не спешит делать этого сам, ибо понимает, что результат может оказаться плачевным. Лишь один пример: Брюссель убедил страны Восточной Европы отказаться от защиты своих крестьян. А теперь аграрии из бывшего соцлагеря заявляют, что если страны западной Европы не откажутся от протекционистских мер (а отказываться они, судя по всему, не собираются), то им – фермерам из восточной Европы - нынешнего кризиса не пережить: разорятся тысячи хозяйств, сотни тысяч человек останутся без работы. Но властям остается лишь разводить руками – закупочные цены на сельхозпродукцию были согласованы во время переговоров о вступлении восточноевропейских государств в ЕС, и пересмотреть их можно будет не раньше 2013 года.

    Информация о работе Проблемы протекционизма в международной торговле