Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение влияния теневой экономики на экономику России.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие теневой экономики, объяснить причины возникновения данного явления;
проиллюстрировать социально-экономические последствия теневой экономики;
продемонстрировать процесс становления теневого сектора в России;
проанализировать влияние теневого сектора на различные сферы в экономике России;
предложить методы борьбы с данным явлением: социально-правовой контроль над экономической преступностью.
Оказалось, что по уровню монетизации Россия занимает одно из последних мест в мире. Монетизация в России медленно растет лишь в течение последних четырех лет, однако ее уровень низок и только приближается к отметке 20% ВВП тогда как в развитых странах этот показатель колеблется на уровне 80-100% ВВП.
Таким образом, около 80% Российского
ВВП обслуживалось бартером, денежными
суррогатами и иностранной
Е.Г.Ясин и О.М.Шестоперов в исследовании теневого оборота в малом предпринимательстве приводят следующую статистику. В последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли оборота, которая не отражалась в отчетности. В 2006 году она составила 17,6%. В 2009г. – 13,6%. Были зафиксированы различия в динамике как общей доли тени, так и ее компонентов для групп предприятий, находящихся на положительных и отрицательных стадиях. Первые демонстрируют практически неизменную общую долю теневого оборота (в 2005 году – 32,3%, в 2009 году – 31,4%) при незначительно снижающемся теневом выпуске (в 2005 году – 16,5%, в 2009 году – 14,6%) и растущей доли обналичиваемых средств (с 17,3% в 2005 году до 18,8% в 2009 году). Вторые существенно сократили обе составляющие теневой активности в наблюдаемом периоде: теневой выпуск с 21,9% до 12%, обналичку – с 18,9% до 15,9%, и тень в целом – с 39,6% до 26,4%.
Таким образом, зафиксирована тенденция к сокращению теневой составляющей деятельности малых предприятий, находящихся на нисходящих стадиях своего развития, при практически неизменной (снизившейся менее чем на один процентный пункт) теневой активности предприятий, проходящих «положительные» отрезки своего жизненного цикла. В результате разрыв между двумя группами предприятий за последние пять лет поменял свой знак: если в 2005 году тень стагнирующих предприятий была больше, чем у их развивающихся коллег, то к 2009 ситуация изменилась на диаметрально противоположную – малые предприятия на стадиях кризиса и спада характеризуются сравнительно меньшей теневой активностью.
Исходя из данных исследования теневого оборота среди средних предприятий, выполненным НИСИПП, можно сформулировать следующие выводы. Масштабы теневой деятельности с 2002 по 2006 гг. несколько уменьшились – с 45% до 38% для оборота средней фирмы. При этом снижение произошло в значительной степени засчет уменьшения теневых продаж – в среднем с 22% до 17% от оборота. Масштабы деятельности по обналичиванию снизились в меньшей степени – с 26% от оборота в 2002 г. до 23% в 2006 г. для средней фирмы.
Другое социологическое исследование, проведенное в 2010 г. ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» охватывало свыше 1000 малых предприятий в 5 регионах России (Москва, Чувашия, Краснодарский край, Томская область, Новгородская область). Результаты этого исследования демонстрируют очень незначительное изменение теневой составляющей в фактической среднемесячной выручке малых предприятий: в 2007 г. доля неучтенной выручки составила 19,39%, в 2008 г. - 18,36%, в 2009 г. - 16,91%, за первые 4 месяца 2010 г. - 16,04%. Такая динамика находится в пределах допустимой статистической погрешности, однако можно надеяться, что эти данные являются предвестником тенденции снижения уровня теневой экономики в деятельности малых предприятий.
По данным другого опроса, в 2007-2010 гг. на малых предприятиях по причине чрезмерно больших изъятий в единый социальный налог официально не оформлялось до 30% оплаты труда. В объеме арендных платежей малых предприятий крайне слаба тенденция к снижению теневых выплат арендодателям. Если в 2007 г. не оформлялось до 13,4% объема арендной платы, то в 2008 г. - 11,51%, в 2009 г. - 10,95%, в январе - апреле 2010 г. - 9,81%. Столь же слабовыраженную тенденцию к некоторому снижению уровня теневой составляющей в деятельности малых предприятий можно наблюдать на примере их отношений с поставщиками. По данным опроса, в 2007 г. малые предприятия официально не оформляли 13,96% среднемесячных сумм всех своих платежей поставщикам, в 2008 г. - 12,77%, в 2009 г. - 12,0%, в первые четыре месяца 2010 г. - только 10,64%. Данные опроса малых предприятий демонстрируют тенденцию к незначительному снижению доли неучтенных наличных денежных средств, выплачиваемых по различного рода договорам с партнерами. Так, в 2007 г. малые предприятия не фиксировали в договорах, а выплачивали контрагентам наличными 15,29% от среднемесячной суммы всех сделок, в 2008 г. - 14,87%, в 2009 г. - 13,97%, а в первые четыре месяца 2010 г. - 12,65%. Согласно данным неформализованных интервью уровень наличных расчетов с партнерами иногда достигает 50% в сфере розничной торговли и в ремонтно-строительных работах.
За годы реформ, теневая экономика в России выросла до значительных масштабов и срослась с официальной экономикой. Это подтверждается данными опроса руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них в 2008 г. регулярно или периодически занимались выпуском нелегальной продукции, а 57,6% - постоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда наблюдается чаще, чем на государственных.
Еще одной тенденцией развития криминальной экономики России стало формирование теневого политического рынка, связанного с лоббированием, коррупцией. Как уже отмечалось ранее, Российская Федерация занимает 146 место из 180 по уровню «коррупционной чистоты». Значение индекса коррумпированности составляет 2.2. Такое же значение индекса у Украины, Эквадора и Кении.
Мировой банк оценивает рейтинг ведения бизнеса в России в 123 позиции из 183. При этом по сравнению с предыдущим годом, рейтинг России упал на 7 позиций. Исходя из приведенных данных, можно также говорить о факторах, которые способствуют уходу предприятий в тень. Например, средний срок регистрации предприятия составляет 30 дней, в то время как в Европе в два раза короче. Индекс юридических прав в сфере кредитования равен 3, в Европе – 6.6. Разница налогами и выплатами на зарплату (% прибыли) очень значительна: 31,8 в России и 22,9 в Европе, что тоже заставляет многие предприятия уходить в тень и использовать труд неофициальной рабочей силы. Время, затраченное на ликвидацию предприятия в России, составляет 3,8 года, в то время, как в Европе – 2,9.
По мнению специалистов, ущерб от коррупции в России ежегодно составляет до 37 млрд. долл. К сумме любого заключенного контракта приходится добавлять около 50% от его оценочной стоимости на взятку чиновникам, отвечающим за оформление необходимых документов. По некоторым данным постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40-45% врачей, 60% преподавателей вузов. По данным же официальной статистики в России ежегодно выявляется не более 4 тыс. фактов взяточничества и коммерческого подкупа, до суда доходит лишь 1500 уголовных дел в отношении 2 тыс. мздоимцев. Реально отбывают наказание в местах лишения свободы не более трехсот преступников. Исходя из этого, следует серьезно пересмотреть имеющиеся оптимистичные оценки латентности этого вида правонарушений (по разным оценкам, от 80 до 90%).
Поступающая оперативная информация свидетельствует, что органы правопорядка выявляют лишь тысячные доли процента от всей армии коррупционеров.
В своем докладе Совету Федерации от 28 апреля 2010г. генеральный прокурор РФ Юрий Чайка привел следующие данные. Рынок российской коррупции оценивается в 300 млрд долларов. Размер средней бытовой взятки в России, по данным МВД, составил в 2009 году 27 тысяч рублей. По данным Счетной палаты РФ, в 2009 году ущерб от злоупотреблений при распределении бюджетных ресурсов составил 280 млрд. рублей. Общий объем коррупционных средств в РФ оценивается в 300 млрд долларов в год.
С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По различным оценкам, в российской экономике от 25 до 40% валового внутреннего продукта создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины валового внутреннего продукта. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется порядка одной трети валового внутреннего продукта.
Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной недопоступления налогов в государственную казну.
О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:
Информация о работе Проблема теневой экономики в России и основные методы ее решения