Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 22:22, курсовая работа
Бедность - одна из острейших социальных проблем современной России. Данная проблема весьма сложна, обширна, противоречива и трудноразрешима. С одной стороны, она стара как мир, ее изучали во все периоды истории человеческого общества с древнейших времен. В то же время в каждую эпоху она имеет свои характеристики, специфические проявления, особенности. Оказалось, что в настоящее время, несмотря на значительный прогресс в развитии производительных сил, проблема бедности не менее весома, чем в прежние эпохи. И актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что сейчас значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко к границе «социального дна».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1
БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………….6
Понятие и причины возникновения бедности……………………………..…..6
Подходы к определению и измерению бедности…………………………..….7
Индикаторы благосостояния……………………………………………...…….9
Черта бедности…………………………………………………………………11
Статистические показатели бедности…………………………………….…..13
Экономический аспект………………………………………………………...16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………….20
2.1 Динамика реальных доходов населения……………………………...………20
2.2 Анализ структуры денежных доходов населения…………………...……….20
2.3 Дифференциация населения по доходам…………………………..…………22
2.4 Межрегиональная дифференциация населения………………………..…….23
2.5 Анализ уровня численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума…………………………………...………….26
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ……………27
3.1 Законодательство о минимальной заработной плате………...………………28
3.2 Программы социального страхования………………………..……………….29
3.3 Индексация доходов населения………………………….……………………30
3.4 Отрицательный подоходный налог…………………………….……………..31
3.5 Трансфертные платежи в натуральной форме…………………..……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…
1 |
2 |
3 |
4 |
отсутствие основополагающей свободы действий и выбора, которые более обеспеченные люди принимают за естественную данность |
взгляды? | ||
Комплексный |
Бедность – это не только недостаточный доход или потребление, но и недостаточный уровень здоровья, питания и образования, недостаток социальных связей, незащищенность, низкая само- оценка и беспомощность |
Домохозяйство или индивид |
Все вышеперечисленное |
Источник: авторский анализ
1.4 Черта бедности
Черты бедности представляют собой пороги, разделяющие бедных и небедных.
Они могут быть денежными (например, определенный уровень потребления) или неденежными (например, определенный уровень грамотности). Использование нескольких черт может помочь при выделении различных уровней бедности. Существуют два основных способа определения черт бедности – относительный и абсолютный.
– относительная черта бедности определяется относительно общего распределения дохода или потребления по стране. Например, она может быть установлена на уровне 50% от среднего дохода или потребления по стране.
– абсолютная черта бедности. Она привязывается к некоторым абсолютным нормам того, на что должно рассчитывать домохозяйство для удовлетворения своих основных потребностей. В отношении денежных измерений такие абсолютные уровни черты бедности часто основаны на расчете стоимости базовых продуктов питания, т. е. стоимости минимального потребительского набора, для сохранения здоровья типичной семьи. С учетом того, что широкие слои населения развивающихся стран существуют на грани минимума или ниже того, оказывается, что следует полагаться на абсолютную, а не относительную черту бедности.
Иногда используются также альтернативные черты бедности. Они устанавливаются на основе субъективных параметров или на основе личной оценки. Более того, уровни абсолютной и относительной черты бедности могут комбинироваться. Этот способ позволяет учесть неравенство и относительное положение домохозяйств с учетом важности абсолютного минимума, ниже которого жизнь просто невозможна. При определении весов этих двух черт при их комбинации можно использовать сведения, содержащиеся в данных о потреблении или доходе.
В России в качестве черты бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется федеральным законом, который вступил в силу с 15 октября 1997г.
В соответствии с этим законом прожиточный минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, включая оказание необходимой государственной помощи малоимущим гражданам.
Семья (или одиноко проживающий гражданин) имеет право на получение государственной социальной помощи и считается малоимущей (малоимущим), в случае, если среднедушевой доход (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
1.5 Статистические показатели бедности
Оценка бедности сама по себе является статистической функцией, которая переводит сравнение показателя благосостояния домохозяйства и выбранной черты бедности в одно совокупное число для населения как единого целого или для некоторой его подгруппы.
Существует много разных показателей, но наиболее часто используются следующие:
– доля бедного населения (индекс численности бедных). Это доля населения, чей доход или потребление ниже черты бедности, т. е. доля населения, которая не может позволить себе приобрести товары из минимального потребительского набора;
– децильный коэффициент неравенства доходов или коэффициент фондов. Этот показатель имеет важное практическое значение при оценке имущественного расслоения общества и рассчитывается как отношение дохода, достающегося самым обеспеченным 10% населения, к доходу 10% самых малоимущих;
– дефицит денежного дохода населения. Представляет наиболее точную оценку изменения масштабов бедности. Официальная российская статистика определяет его на основе данных о численности обследуемого населения и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума и исчисляет как сумму доходов, которую необходимо доплатить всем бедным до величины прожиточного минимума. Дефицит денежного дохода населения рассчитывается по формуле (1.1):
(1.1)
где
D – дефицит денежного дохода населения;
mi – число членов i-го домохозяйства;
cmin.i – среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства;
di – среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
(сmin.i – di)– абсолютный уровень дефицита дохода в расчете на одного члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума;
– глубина бедности. Этот показатель отражает, как далеко за чертой бедности находится домохозяйство. Он непосредственно показывает средний дефицит совокупного дохода или потребления у всего населения по отношению к черте бедности. Этот показатель получают, складывая все дефициты у бедных (предполагается, что дефицит у небедных равен нулю) и деля полученный результат на численность населения. Другими словами, этот показатель оценивает общий объем ресурсов, необходимый для того, чтобы поднять всех бедных на уровень черты бедности. Индекс глубины бедности рассчитывается по формуле (1.2):
где
Р – индекс глубины бедности;
Zh — черта бедности для отдельного домохозяйства;
Yh — уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;
q — количество бедных домохозяйств;
Н — общее количество домохозяйств;
h — номер каждого домохозяйства.
– острота бедности (среднеквадратичная глубина бедности). Этот показатель учитывает не только расстояние до черты бедности (глубину бедности), но и неравенство среди бедных. То есть больший вес приходится на домохозяйства, находящиеся за чертой бедности дальше других. Индекс остроты бедности рассчитывается по формуле (1.3):
(1.3)
где
P – индекс остроты бедности;
Zh — черта бедности для отдельного домохозяйства;
Yh — уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;
q — количество бедных домохозяйств;
Н — общее количество домохозяйств;
h — номер каждого домохозяйства.
Показатели глубины и остроты бедности являются важными дополнительными показателями, иллюстрирующими распределение бедности. Возможно, что у некоторых групп высокая доля бедных, но низкая глубина бедности (если многие члены группы находятся только немного ниже черты бедности), в то время как в других группах низкая доля бедных, но высокая глубина бедности у тех, кто являются бедными (когда за чертой бедности
находятся сравнительно немногие члены группы, но уровень потребления и
дохода у них крайне низкий).
Глубина и острота могут быть особенно важны для оценки программ и
выработки экономических мер. Программа может весьма эффективно сокращать количество бедных (доли бедных), но, возможно, это достигается только за счет вывода из бедности наименее отстоящих от черты бедности (низкое влияние на глубину бедности). Возможно другие вмешательства лучше
подойдут для решения проблемы очень бедных, но они будут слабо влиять на совокупную долю бедных (если очень бедные только приближаются к черте бедности, но не выходят за нее).
По оценке экспертов Всемирного банка в России бедность носит «неглубокий» характер, и большая часть бедных находится на уровне чуть ниже официальной черты бедности.
1.6. Экономический аспект
С экономической точки зрения есть два вопроса: как снижение бедности влияет на экономический рост, и как рост экономики влияет на сокращение бедности. Причем вторая взаимосвязь в России, по сравнению с другими постсоциалистическими странами, представляется наиболее сложной.
Например, в таких странах как Румыния, где доля бедных выше, чем в России, можно установить практически однозначную зависимость увеличения темпов экономического роста от снижения уровня бедности. Это вполне естественная ситуация для стран с неглубоким характером бедности, однако в России такого простого соответствия не существует.
«Если сравнить взаимосвязь роста ВВП и снижения уровня бедности, надо, во-первых, вспомнить, что 1998 год был последним, когда наблюдался отрицательный экономический рост (порядка -5%). В тот год уровень бедности вырос до 23% , - отмечает главный экономист Московского представительства МБРР Кристофер Рюль. - Этого вполне можно было ожидать: ВВП падает, бедность растет. Однако в следующем году экономика продемонстрировала рост практически на те же 5% при росте бедности до 28%. Данные 1999 года можно объяснить тем, что не все происходит достаточно быстро и год можно подождать. Но в 2000 году при очень большом росте экономики (9%), уровень бедности поднялся до 29%. Затем в 2001 году экономика выросла на 5%, рост бедности снизился уже до 27 %. В 2002 году зона бедности продолжает сужаться. Так, за первые 6 месяцев этого года рост экономики замедлился и составил всего 3,8%, а бедность продолжает сокращаться более быстрыми темпами (на 7,4%)». [16, c.3]
Возникает вопрос: почему отсутствует связь между общей динамикой экономики и уровнем бедности или, если эта связь есть, почему она такая сложная?
Есть, по крайней мере, три характеристики самой структуры российской экономики, которые порождают такую ситуацию.
Во-первых, продолжается процесс повышения концентрации ресурсов, в том числе трудовых: с севера люди переезжают на юг, из малых городов в средние, из средних - в крупные. Это снижает диспропорцию, внесенную в предыдущие десятилетия, когда ресурсы в огромном объеме закачивались, например, в районы Крайнего Севера, где экономическая отдача от них была значительно меньше, чем можно было ожидать. Сейчас можно говорить о беспрецедентной ситуации, когда целые поселения или большая часть их населения, например, в районах Крайнего Севера мигрирует в отсутствие каких-то стихийных бедствий или других катаклизмов.
Это перемещение трудовых ресурсов порождает довольно сложную ситуацию: вместо традиционного перетока населения из сельского хозяйства в промышленность, по сути, целые города «переходят» на другое место, а люди перемещаются из одних отраслей в другие. Причем для городского населения отраслевая принадлежность имеет очень большое значение, в то время как в сельских районах она гораздо более однородная и связана с общим состоянием экономики в соответствующих регионах.
Второй причиной отсутствия прямой взаимосвязи между динамикой
экономики в целом и уровнем бедности, является огромная концентрация собственности и, соответственно, благосостояния в российском обществе. Даже не будучи экономистом, легко понять, какие последствия это имеет для взаимосвязи между ВВП и уровнем бедности. Если предположить, что распределение доходов является равномерным, то рост экономики на 5% означает рост доходов всего населения на 5%. Но изменение структуры распределения доходов в обществе приводят к тому, что рост ВВП увеличивает доходы наиболее обеспеченной части населения и уменьшает доходы бедных слоев. Соответственно, если перераспределение доходов происходит быстрее, чем рост экономики, то рост ВВП по определению не может оказывать непосредственного воздействия на уровень бедности. То есть фактически экономика может расти одновременно с ростом числа людей, проживающих за чертой бедности. Часто это объясняется простой схемой: эффективность предприятия повышается, если в процессе его реструктуризации увольняется «трудовой балласт», который и пополняет категорию бедных. Возможно, в последнее время этот процесс в России замедлился, но он, безусловно, имел место в 90-е годы и привел к ослаблению связи между ростом экономики и уровнем бедности.
Третьей причиной отсутствия однозначной взаимосвязи между ВВП и уровнем бедности является структура российских предприятий. В России доля предприятий, созданных после начала реформ значительно ниже, чем в других странах с переходной экономикой. Если в странах Центральной и Восточной Европы порядка 60% занятых работают на предприятиях малого и среднего бизнеса, то в России этот уровень около 25%. В результате огромная часть работающего населения по-прежнему занята на крупных предприятиях, унаследованных от Советского Союза. Многие из них не конкурентоспособны. До последнего времени значительная часть их производственных мощностей просто не использовалась, потом, когда начался рост экономики, они могли увеличить выпуск продукции, принимая на работу большее число людей, т.е. их рост был пропорционален росту экономики. Однако резервы производственных мощностей быстро исчерпываются, и при отсутствии инвестиций динамика этих предприятий значительно ниже, чем предприятий новой экономики. Эти новые предприятия берут на работу сравнительно молодых и энергичных людей. Соответственно, социально уязвимые группы населения остаются «за бортом».