Особенности приватизации в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование особенностей процессов приватизации в развитых странах.
Задачи работы:
• исследование теоретических и методологических основ приватизации;
• анализ особенностей приватизации в развитых странах
• анализ опыты Норвегии в осуществлении приватизации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы приватизации
1.1. Понятие приватизации
1.2. Способы и формы приватизации
Глава 2. Приватизация в развитых странах
2.1. Общий анализ проведения приватизации в развитых странах
2.2. Опыт Норвегии в осуществлении приватизации
Заключение
Список литературы 3

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности приватизации в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 62.42 Кб (Скачать документ)

Второй этап  приватизации  (1984—1989) закончился продажей государственной собственности па сумму 14 млрд. фунтов стерлингов. В результате  приватизации  доля государственного производственного капитала в экономике  страны  составила около 8%6.

Процесс  приватизации  проходил в различных формах. Наибольшее распространение получили следующие формы:

    • продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам;
    • либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций);
    • концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора);
    • безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, запятым в них.

В качестве официальных причин, побудивших к проведению  приватизации  в  стране , выступают следующие:

    • свертывание государственного вмешательства в экономику;
    • сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях;
    • снижение потребности государственных служб в финансовых средствах;
    • распространение акций среди широкого круга населения;
    • увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности;
    • поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цеп и повышения.

Имеется свыше 150 работ, посвященных сравнению эффективности государственных и частных предприятий и оценке результатов приватизации в разных странах на основе различных выборок. Среди них около 2/3 содержат вывод, что частные предприятия более эффективны, а в 1/3 утверждается, что для такого вывода нет оснований, причем авторы более полутора десятков работ вынуждены отдать предпочтение государственной собственности. Следует отметить, что во всех работах из рассмотренного списка, за единичными исключениями, исследовались предприятия развитых стран.

В некоторых работах анализируются выводы 21 исследования, посвященного оценке результатов приватизации, имевшей место в Великобритании с 1979 по 1999 гг. Как известно, первые оценки этого процесса, инициированного Маргарет Тэтчер, были весьма положительными; во многом именно опыт Англии послужил основанием для развертывания приватизации во всем мире. Однако с течением времени усиливались сомнения. Авторы одиннадцати работ из 21-й не склонны считать, что смена собственности сама по себе дала положительный эффект; по их мнению, для этого необходимо улучшение конкурентной среды и регулирования. В нескольких исследованиях, где оценивалась общая факторная продуктивность (TFP), отмечается замедление ее роста7.

Согласно ряду исследований, в результате приватизации не происходит значимого увеличения инвестиций на единицу продаж. Более того, в недавней работе утверждается, что после приватизации инвестиционная активность фирм падает. Авторы рассматривали выборку из 63 достаточно крупных американских фирм, пакеты акций которых были проданы в 1980—2007 гг. Для каждой фирмы вычислялось инвестиционное отношение, измеренное либо капитальными издержками на единицу продаж, либо суммой капитальных издержек и расходов на исследования и разработки на единицу продаж. Обнаружилось, что до приватизации эти отношения значимо не отличались от аналогичных медианных характеристик фирм той же отрасли, но после нее стали существенно меньше. Кроме того, после приватизации фирмы стали слабее реагировать на имеющиеся инвестиционные возможности (измеренные отношением рыночной цены фирмы к бухгалтерской стоимости ее активов), нежели соответствующие «эталонные фирмы». Возможно, это связано с увеличением относительного долга (левериджа) после приватизации, о чем свидетельствуют данные. Это увеличение в свою очередь требует объяснения. Можно предположить, что оно возникает из-за дополнительных издержек, которые несет фирма в процессе трансформации. Еще один фактор — увеличение дивидендов, также фиксируемое имеющейся информацией.

Ни в одной из известных работ не зафиксирован рост общей факторной продуктивности (TFP) после приватизации. Значит, технический уровень фирм в результате приватизации в среднем не повышается, а ведь именно это нередко рассматривают как одну из ее главных задач.

В большинстве случаев улучшение показателей, и притом весьма резкое, наблюдается за год до приватизации или в тот же год; после приватизации показатели значительно ухудшаются, оставаясь все же лучшими, чем за два—три года до нее. Этот эффект объясняется «угрозой приватизации». Иными словами, узнав о предстоящей приватизации, менеджеры начинают лучше работать, чтобы не быть уволенными или получить щедрые компенсации. Возможно, однако, и другое объяснение (не противоречащее первому): перед приватизацией, стремясь повысить цену, правительство прекращает использовать предприятие как инструмент социальной или промышленной политики. Благодаря переориентации высвобождающихся ресурсов на коммерческий эффект, характеристики предприятия улучшаются, а после приватизации происходит их ухудшение.

В подавляющем большинстве стран ЕС телекоммуникации, коммунальные услуги, транспорт и энергетический сектор находились полностью в руках государства вплоть до первой половины 1990-х. Государственный сектор играл важнейшую роль и в «восточно-азиатских тиграх» в периоды их быстрого роста, и в странах Западной Европы в процессе их восстановления после Второй мировой войны.

Развитие государственного сектора в странах Европейского Союза имеет свои особенности. Наиболее значительна доля государственного сектора во Франции (24%), Греции (23,2%), Португалии (22,7%), Италии (20,3%). В Великобритании вклад государственного сектора не превышает 12,7%, в ФРГ - 12,7%.

Предприятия государственного сектора преимущественно распространены в отраслях инфраструктуры - транспорте, энергетике, связи. 
Существенна роль государственного сектора на финансовом рынке. Во Франции и Италии это 50% занятых в этой сфере, в ФРГ - 33%. В обрабатывающей промышленности государственные предприятия занимают весьма скромное место (примерно 7% по всем странам ЕС). По мере изменения хозяйственных условий, в которых они действуют, меняются их задачи и предъявляемые к предприятиям требования.

Изменяется и само понятие государственного предприятия. В настоящее время, если государство сохраняет 10-15% капитала, то оно может обеспечить свое решающее влияние на предприятие, поскольку остальные мелкие акционеры разобщены и не могут влиять на политику предприятия. Дочерняя фирма также является государственным сектором, если 50% ее капитала, принадлежит государственному предприятию. Широкое распространение получило создание совместных государственно-частных предприятий.

Проводимая политика приватизации означает передачу частному сектору капитала, которым ранее владело государство.

Цель такой приватизации - поиск новых, более совершенных структур для предприятий, решение бюджетных проблем, динамизация национальных финансов, осуществляемые для повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия.

Особенности приватизации определяются политической обстановкой и состоянием финансового рынка. Поэтому приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании, по заключениям специалистов, являются смелость и постепенность, в ФРГ - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. Даже в скорости проведения приватизации в развитых странах имеются существенные различия: от очень быстрой во Франции до медленной в ФРГ. 
В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию в качестве долговременной и устойчивой экономической тенденции. Характерной чертой западноевропейской экономики 90-х годов стало создание смешанной экономики и поиск путей сотрудничества между государственными предприятиями различных стран ЕС, а также с частным капиталом. Именно смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то время как для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате роста издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не коммерческие предприятия8.

Государственные предприятия не подвергаются риску банкротства, имеют доступ к средствам государственного бюджета для осуществления своих инвестиций - все это «деморализует» такие предприятия, снижает у их администрации чувство ответственности. Государственные предприятия функционируют достаточно эффективно только при благоприятных экономических условиях и особенно сильно страдают, когда экономика переживает трудности. Однако опыта тотальной приватизации государственных предприятий не существует. Приватизируются (или национализируются) отдельные отрасли, предприятия в зависимости от их значимости в структуре народного хозяйства. Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в там числе и иностранного капитала.

Наиболее медленными темпами приватизация осуществляется в Великобритании: начиная с 1979 г. за год приватизируется поэтапно не более двух-трех крупных предприятий. Быстрым темпом идет приватизация во Франции - за 1986—1987 гг. было проведено 12 полных или частичных продаж акций государственных предприятий.

С 1945 года правительственные организации и промышленность США стали активно изучать вопрос об их дальнейшей судьбе. В январе 1950 года президент США рекомендовал продажу в частные руки государственных заводов при выполнении ряда условий. Одно из них — создание препятствий для образования монополий. В начале 1956 года был приватизирован последний завод.

Необходимо отметить такой факт приватизации в США – как появление частных тюрем и военных компаний.

Бум приватизации тюрем начался в середине 1980-х, при Рейгане и Буше-старшем, но расцвета достиг при Клинтоне. Клинтоновская программа по сокращению федеральных работников привела к тому, что департаменты юстиции стали заключать контракты на содержание под стражей лиц без документов и особо охраняемых заключенных с частными тюремными корпорациями. На сегодняшний день частные компании в Соединенных Штатах управляют по меньшей мере 264 исправительными учреждениями.  

Поначалу идею частной тюрьмы считали абсурдной, а ее сторонников не принимали всерьез. Но печальные тенденции переубедили чиновников и общественность. Государству приходилось с каждым годом содержать все больше и больше заключенных. На рост числа зеков сильно повлияла "война с наркотиками", к тому же увеличились сроки заключения. Переполненые тюрьмы и возрастающие затраты стали тяжким бременем для местных и федеральных бюджетов. Государство не успевало строить новые тюрьмы, а старые обветшали и были так переполнены, что в любой момент можно было ждать бунта заключенных. Наблюдая за расширением и видя проблемы пенитенциарной системы частный бизнес видел перспективы своего развития в этой сфере. Корпорации хотели пойти дальше от простого заключения контрактов на предоставление услуг муниципальным тюрьмам до заключения договоров на полное управление и приватизации тюрем9.

В 1983 году в США была создана одна из первых и самых мощных частных компаний в "тюремном" секторе экономики — Corrections Corporation of America (ССА). В следующем году ССА заключила договор, и приняла в управление тюрьму в округе Гамильтон, Теннесси. Это был первый случай когда государство полностью отдало тюрьму частному оператору. В 1985 CCA привлекла внимание широкой общественности, когда предложила правительству принять в управление все тюрьмы штата Теннесси за $200 миллионов. Предложение было в конечном счете отклонено из-за сильной оппозиции в лице государственных служащих и скептицизма законодательного собрания штата. Несмотря не первые неудачные шаги CCA успешно расширялась в дальнейшем и имеет на данный момент по меньшей мере 153 исправительных учреждений.

Сегодня в США наблюдается рост и усиление частных военных компаний, к услугам которых правительство страны обращается как для решения внутренних, так и внешнеполитических задач. Первая частная военная компания «Vinnell Corp» возникла в США в конце 1969 года. Она задумана как частное охранное предприятие для влиятельных транснациональных корпораций. При этом инициатором ее создания стала американская авиастроительная компания «Northrop Corporation», в которой на тот момент большинство членов совета директоров были отставными военными.

С 2005 года высококлассные сотрудники корпорации «DynCorp» обеспечивают службу безопасности президента и вице-президента США. В свою очередь, корпорация «KBB» занимается подготовкой кадров для полиции Белого Дома и Конгресса. Другие военные фирмы, в частности, «Academi» прославились своими операциями в Югославии, Судане, Ираке и Афганистане. «Academi», более известная как «Blackwater», была создана морским пехотинцем Эриком Принсом и тренером по прикладной стрельбе Элом Кларком как охранная компания, которая будет заниматься поддержкой и подготовкой военных и правоохранительных операций. «Blackwater» отличается тем, что под ее началом служат не только бывшие американские военные. Так, в состав «особых бригад» входит большое количество непальских гурков, прошедших подготовку в рядах специальных подразделениях Великобритании и Франции. Военными специалистами компании являются бывшие офицеры Иностранного Легиона Франции, а также израильской армии. Известно, что бойцы «Blackwater» принимали активное участие в боевых операциях в Югославии на стороне хорватов, боснийцев и албанцев.

В целом, более 30 частных военных компаний получили более 100 контрактов во время афганской и иракской кампаний. Большинство частных компаний работает в состоянии правового вакуума, так как до сегодняшнего дня в США не принят закон, предусматривающий государственные механизмы контроля над их деятельностью. Де-факто правительство лишь заключает с частной компанией некий договор о предоставлении конкретных услуг за денежную плату. Подобный юридический казус снимает ответственность, как с правительства, так и с компании в случае, если в результате действий наемников страдает мирное гражданское население. Еще в 2010 году Совет по правам человека ООН поручил рабочей группе ООН подготовить резолюцию по вопросу об использовании наемников. В запросе Совета по правам человека обозначалось следующее «Резолюция ООН необходима для того, чтобы отслеживать и анализировать воздействие деятельности частных компаний, предлагающих военную помощь, консультативные и охранные услуги на международном рынке». В течение последних четырех лет специальная рабочая группа ООН занимается изучением деятельности частных военных и охранных компаний в различных точках мира.

Информация о работе Особенности приватизации в странах с развитой рыночной экономикой