Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:19, реферат
На сегодняшний день выбор пути модернизационной политики для России затруднен общей неясностью целей и ориентиров. Очень сложно заранее предугадать в чем будет состоять суть завтрашней «современности», в которую предстоит начать вписываться уже сегодня, ведь мир резко меняется и уже сейчас необходимо решать-сохранение каких институтов и механизмов регулирования необходимо для эффективного развития страны.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать исторические особенности модернизации СССР и России, затрагивая сектор сырьевого развития страны, располагающий на данный момент наибольшими финансовыми ресурсами, которые могут дать толчок для современной модернизации экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 3
2.ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
В наши дни увеличение доли услуг в структуре российского ВВП нередко интерпретируется как признак приближения России к постиндустриализму.
«Однако российская «сервисизация» имеет мало общего с «экономикой услуг» промышленно развитых государств.» [2]
Доминирование третичного сектора в развитых зарубежных странах осно вывается на переплетении и взаимодополнении наукоинтенсивных видов услуг и отраслей материального производства. В противоположность этому российская «постиндустриализация» стала следствием деиндустриализации экономики и гипертрофированного роста торгово-посреднической деятельности.
Как известно, сторонники «инновационного прорыва» утверждают, что преодоление социально-экономического отставания России возможно «только на основе новейших научных открытий и ни в коем случае не через развитие традиционных отраслей». Между тем, доля пятого технологического уклада в структуре российского валового промышленного производства сократилась с 33 % в 1992 г. до 21 % в начале 2000-х гг., а большая часть отраслей еще не завершила встраивание в четвертый технологический уклад. В этой связи несколько странными представляются рассуждения о возможности «перескока из недоиндустриального в постиндустриальное общество», тем более что мировой опыт свидетельствует: для эволюционного перехода крупной экономики к инновационной модели развития необходимо завершить позднеиндустриальную модернизацию, одним из ключевых элементов которой выступает перевод минерально-сырьевого комплекса и блока отраслей первичной переработки сырья с экстенсивной на интенсивную траекторию роста.
Обновление материально-
«Причем в инфраструктурой составляющей российского добывающего сектора технико-техническое «старение» выражено еще острее: в 2005 г. более 50 % российских магистральных нефтепроводов эксплуатировалось более 25 лет, износ газопроводов превысил 56 %, основных нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей – 70 %7. В США, для сравнения, средний возраст оборудования в 2007 г. составлял 6,6 года, практически не изменившись с 1970 г. – 6,4 года против 8,4 года для советской экономики на ту же дату.» [2]
Залогом перелома негативного тренда в развитии технологического базиса российской экономики является наращивание инвестиций в модернизацию основных фондов. Между тем, за 1990–2007 гг. отношение валового накопления к ВВП упало с 40 до 19,9 %10. Примечательно, что в 2007 г. российский показатель доли инвестиций в ВВП оказался сопоставим с промышленно развитыми странами: США – 15,3, Великобритания – 16,1, Германия – 17,7, Франция – 19,2 %.Правда, по среднедушевому накоплению Россия почти в 6 раз уступала США.
Кроме того, остаются незадействованными собственные ресурсы крупных предприятий добывающего сектора. Так, в 2008 г. из 141,5 млрд долл. выручки от реализации «Газпром» направил на капитальные вложения только 7,5 % или 10,6 млрд долл.
Для сравнения: инвестиционная программа добывающей в 3,4 раза меньше углеводородов компании British Petroleum в том же 2008 г. составила 35,6 млрд долл., или 10,5 % выручки от реализации.
«В инновационном плане положение дел в МСК складывается еще пессимистичнее. За годы реформ Россия существенно отстала от стран – лидеров технологической гонки. Так, число принципиально новых, передовых технологий в стране сократилось с 90 в 1997 г. до 75 в 2007 г.» [3]
По оценкам экспертов, к 2007 г. Россия сохранила лидирующие позиции лишь по двум из 70 критических технологий: «трубопроводный транспорт угольной суспензии» и «нетрадиционные технологии добычи и переработки твердых топлив и урана».
Можно напомнить, что в 1986 г. более 40 % всех завершенных в стране исследований соответствовали лучшим зарубежным разработкам и даже превышали их уровень, а советская экономика в своих ключевых секторах (атомная промышленность, космические исследования, авиастроение и др.) справедливо квалифицировалась как инновационная. Горько признавать, но современная рыночная российская экономика, включая ее МСК, «инновативно-апатична».
Другим серьезным препятствием на пути инновационного развития российского МСК выступает его сверхмонополизированность. Так, в добыче нефти и газа доля малого и среднего бизнеса в России составляет 2,5 % (в 2008 г. ими добыто 12 из 488 млн т), снизившись с 10 % в 2001 г., а в США «уходит» за 60 %. При этом в России до кризиса 2008 г. функционировало порядка 150 малых и средних нефтяных компаний, против 146 тыс. в Соединенных Штата. За годы реформ в стране не сложилось, как такового, ни рынка нефти, ни газа.
Богатая минерально-сырьевая база - естественное конкурентное преимущество России, которое, безусловно, нужно использовать и в будущем. Правда, односторонняя ставка на максимизацию валютной выручки всемерным наращиванием зарубежных поставок сырья и полуфабрикатов с доставшейся по наследству сырьевой базы привела к почти повсеместному ее истощению. О каких-то прорывах за годы реформ речь может идти только в точечном приложении, разве что, к нефтегазовому комплексу Сахалинской области, развивающемуся с 1994 г. на условиях СРП, Томской области, нарастившей добычу на Мыльджинском газоконденсатном месторождении, открытом советскими геологами еще в 1960-е гг., или, например, Оренбургской области, компенсировавшей двукратное падение добычи газа двукратным увеличением нефтедобычи.
Сверхвысокая экспортоемкость МСК России в условиях наново – после кризиса 2008–2009 гг. – выставляемой конфигурации мировой экономики придает сверхактуальность задаче конкретизации основных параметров новой парадигмы его развития.
В главном, прежде всего, должно определиться собственно само государство. Его основные усилия, на наш взгляд, предстоит сосредоточить на улавливании стержневых начал нового мирового экономического строительства. К важнейшим из них мы относим: ресурсосбережение, побуждение к инновациям, завершение обустройства внутренней экономики. Общим знаменателем во всех случаях станет всемерное развитие науки и человеческого капитала.
Действительно, в России, пропустившей технологический переход 1970–1980-х гг., основу которого составили ресурсосберегающие технологии, в первую очередь, необходимо установить новые стандарты энерго- и материалопотребления.
Глобальная инновационная пауза 2008–2009 гг., возникшая в результате достижения пределов роста пятого технологического уклада, открывает перед Россией «окно возможностей» для ускоренной доиндустриализации и подготовки к встраиванию в новую волну технико-экономического развития, «разгоняемую» вовлечением в оборот новых видов сырья, максимальным увеличением ресурсосбережения и повышением энергоэффективности общественного производства.
В завершении, реализация целевой миссии МСК России в новой системе глобальных координат – выступать качественно обновленным связующим звеном российской и мировой экономики – требует кардинальных внутренних преобразований. Их острие должно быть сориентировано на всемерное развитие человеческого капитала созданием предпосылок, наиболее полно раскрывающих инновационный потенциал общества.
Россия издавна является типичным модернизационным государством. В развитии и становлении экономики страны с самого начала присутствовал революционнный порыв и деспотичность правления, которые так или иначе способствовали выходу России на мировой рынок в качестве лидера. Но молниеносный революционный путь развития страны имел результаты только в конктретно установленные сроки и временные рамки, как централизованная политика Сталина оказалась эффективнее всего только в кризисное время войны- «пятилеткии», коллективизация, такие скачкообразные модернизационные преобразования привели на сегодняшний день к парадоксальному и неустойчивому экономическому развитию страны.
На сегодняшний день, российская экономика имеет догоняющий характер модернизационного пути, который, в свою очередь, повышает вероятность ошибок в выборе «единственно правильного направления развития», а также вероятность перенапряжения сил и повышения системных рисков.
После распада СССР российская
экономика оказалась
Шаткое положение на мировом рынке России, говорит о необходимости обратиться ко внутренним резервам, минерально-сырьевому комплексу, который, действительно, может стать локомотивом экономического становления российской экономики, при правильном государственном регулировании и внедрения инновационных методов во все сектора экономического развития.