Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

В большинстве развитых странах мира преобладает смешанная экономика, что подразумевает существование как частного, так и общественного (государственного) секторов экономики. Общественный сектор является равноправным участником деловых отношений в том случае, если он выходит на рынок с деловыми предложениями.

Содержание

Введение 3
1. Общественный сектор экономики 4
1.1. Структура и механизм организации общественного сектора 4
1.2. Масштабы общественного сектора 6
2. Общественные сектора экономик разных стран 9
2.1 Общественный сектор: опыт зарубежных стран 9
2.2. Общественный сектор экономики Латвии 13
Заключение 16
Список использованной литературы и источников 17
Приложение 1..................................................................................................................18

Прикрепленные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ 4.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

 

 

В Европе в целом и в Германии в частности распространена поддержка  государством социально-значимых отраслей. Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать различные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые не вполне конкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать отставание Германии и Европы в решении структурных проблем промышленности.

Сохраняя высокооплачиваемые рабочие  места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые  места в наиболее прогрессивных  секторах своей национальной экономики. Неслучайно, что сфера услуг в Германии, на которую приходится почти на 10% меньше создаваемого продукта, значительно проигрывает нематериальному производству других ведущих стран мира, а для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт. И лишь в последнее время, благодаря более тесной европейской интеграции ситуация в этой области начала меняться в лучшую сторону.

Социальное рыночное хозяйство  приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом, что особенно ярко проявилось во время последнего финансово- экономического кризиса.

Несомненно, что Германия в конце 2000-х гг. достигла определенного  пика развития своей социально-ориентированной  экономики, которая теперь нуждается  в серьезной модернизации. Скорее всего, для продолжения своего экономического лидерства, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германии с каждым разом будет все труднее справляться со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Германии нужны перемены в той модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась вплоть до недавнего времени, но в условиях глобализации оказывается слишком неэффективной. Интересно, что Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а в первую очередь на опыт других стран-собратьев по ЕС. В европейском опыте современных реформ есть две альтернативы: консерватизм в Великобритании или социализм во Франции. Немецкое правительство в своей макроэкономической политике опирается, главным образом, на опыт двух вышеназванных стран. Франция здесь служит образцом сходной с Германией модели социального рынка, а Великобритания – успешного сочетания консерватизма и лейборизма.

Главной же опасностью современной  Германии остается проблема негибкого  рынка труда. Действующее до сих пор трудовое законодательство ФРГ делает немецкую рабочую силу самой дорогой в мире и не поощряет трудоустройство безработных. Хотя Германия обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами и одним из лучших в мире уровнем образования, негибкий рынок труда является серьезным препятствием для экономического роста страны. Предприниматели из-за жесткого регулирования рынка труда не заинтересованы создавать новые рабочие места, особенно в наиболее передовых отраслях, рабочая сила, защищенная гарантиями, не заинтересована эффективно трудиться. Во многих случаях работодателям гораздо выгоднее приглашать малообразованных иностранных рабочих, чем пользоваться услугами высококвалифицированного, но дорогого немецкого персонала.

В настоящий момент Германия является главным инициатором реформ в ЕС. Переход от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы национальных хозяйств Германии и других европейских стран. Снижение роли государства и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета и внешнего долга, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно оздоровить европейскую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции.

Государственная же политика, Японии изначально ориентировалась на стимулирование частных производственных инвестиций. За 60-е гг. ВНП Японии увеличился почти в 3 раза, что соответствовало  среднегодовым реальным темпам роста  в 11,1%, наблюдалась также наибольшая эффективность капиталовложений. За это же десятилетие ни одна развитая капиталистическая страна не смогла хотя бы удвоить свой ВНП.

В период быстрого хозяйственного развития частный сектор Японской экономики  чрезвычайно чутко реагировал на установки государственного курса. Дело в том, что предприниматели, ориентировавшиеся в своей деятельности на правительственные наметки, получали поддержку со стороны государства, которое использовало в этих целях бюджетные ассигнования и субсидии, кредитно-денежную политику, защиту от иностранных конкурентов, налоговые льготы и т.п.

Так как масштабы и политика развития государственного сектора экономики  определялись исходя из намечаемых в  планах более низких темпов роста, то естественно, что дисбаланс между общественным и частным секторами экономики Японии приобрел крайне острый характер. Низкий уровень и низкий коэффициент реализации инвестиций общественного назначения (здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды, коммунальное хозяйство и т.д.) привели в конечном итоге к обострению общеэкономических диспропорций.

При этом в Японской экономике присутствует специфический, присущий только ей, феномен. Министерства могут развивать отрасли  в желательном направлении не только на основе законодательных актов, но и с помощью, так называемой практики «административного руководства», являющейся весьма специфическим, чисто японским инструментом побуждения частного сектора действовать в русле государственных программ. Этот метод широко используется японским правительством для поддержки или усиления многих видов политики. Он не опирается на ясные юридические нормы, но неофициально расширяет власть японских министерств и ведомств, которые сообщают частным фирмам основные моменты «социально ответственного поведения» (они могут включать всё - от политики цен до контроля инвестиций или загрязнения среды).

В ряде случаев государственное  программирование в Японии вступает в противоречие с интересами отдельных  монополистических групп, вплоть до прямого ограничения их действий директивными методами (например, в области экологии, промышленного размещения, концентрации и т.д.).

Следует отметить, что если предприниматели  на словах и соглашаются с ориентирами  долгосрочной государственной политики, далеко не все желают поступиться своими краткосрочными интересами.

Поэтому при разработке долгосрочной экономической политики обобщение  и систематизация разнообразных  мероприятий, согласование ведомственных  интересов, определение приоритетов  с общенациональной точки зрения представляют весьма сложную задачу. Эта проблема находит отражение в государственных планах, которые обнаруживают заметную тенденцию к расплывчатым формулировкам и минимизации числа количественных показателей, что дает министерствам максимум возможностей для уклонения от намеченного планом курса.

В настоящее время Соединенные  Штаты Америки обладают не только наиболее мощной экономикой в мире, но и самым крупным, быстро реагирующим  на изменение экономической и  политической ситуации общественным сектором. Степень вмешательства американского государства в экономику и масштабы общественного сектора постоянно меняются, что определяется приоритетами проводимой экономической политики, фазой хозяйственного развития (рост, стагнация, рецессия), внешнеэкономическими условиями и другими факторами.6

 

 

В целом американский общественный сектор, понимаемый как сектор государственного управления и общественные предприятия, производит в настоящее время  примерно 36,6% ВВП страны, что в  абсолютных цифра составляет 5381 миллиардов долларов.7

 

 

В последние годы, в частности  в связи с поразившим страну финансово-экономическим  кризисом, общественный сектор США  имеет тенденцию к росту и  увеличению своего масштаба.

 

 

2.2. Общественный сектор экономики Латвии

 

Латвийская экономика по своей структуре всё ближе приближается к экономике Европейского союза. Общественный сектор также не является исключением в этом вопросе. В таблице 2 можно увидеть сравнение относительных величин и структуру расходов бюджетов в различных европейских странах.

Как свидетельствуют данные таблицы 28 (смотрите в приложении ), сама по себе структура государственных рас ходов в разных странах сильно различается. Для Латвии это отличие от европейских стран не столь разительно. При более высокой доле расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, поддержку экономики, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, доля расходов на социальную сферу на 9% ниже, чем в целом в Евросоюзе, и более чем на 17% меньше, чем в лидирующей по этому показателю Дании. Тревожными выглядят также данные о весьма низких расходах в латвийской бюджетной системе на здравоохранение и образование.

Из отраслей социальной сферы наиболее уязвимыми в Латвии остаются здравоохранение (доля расходов в бюджетной системе на эту сферу, включающую также расходы на физкультуру и спорт, на 1,8% ниже, чем в среднем по Евросоюзу) и социальное обеспечение (различие с Евросоюзом равно 14,3%). При более низком уровне ВВП на душу населения расходы на социально-культурные мероприятия в расчете на одного жителя страны в Латвии в 6 раз ниже, чем в Евросоюзе, и почти в 7 раз меньше, чем в Еврозоне. По статье расходов на социальную защиту это различие и вовсе составляет 7 и 8 раз, соответственно (смотри рисунок 1).

В Латвии при относительно меньшем государственном секторе экономики, чем в Евросоюзе (разница составляет 8,1% ВВП), доля расходов госбюджета на статьи, отражающие функционирование самого государства практически такая же как и в Евросоюзе (разница 0,7%). Таким образом, структура государственных расходов в латвийской экономике свидетельствует о высокой степени бюрократизации государственного управления и удаленности от социально-ориентированной рыночной системы хозяйствования.

Увеличение  масштабов бюрократического труда в Латвии отражают статистические данные о численности аппарата власти. С 2000 по 2009 гг. количество работников государственных органов и органов местного самоуправления в Латвии выросло на 44%.9

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Государственные расходы на социально-культурные мероприятия (евро в год в среднем на 1 жителя страны).

 

В Латвии наблюдается увеличение не только абсолютных, но и относительных  показателей, характеризующих бюрократизацию экономики. На 10 000 жителей страны в 2000 г. приходилось 79,5 государственных работников, а в 2009 г. — уже 118 человек.10 Лишь наступление экономического кризиса позволило немного затормозить эту волну.

Ещё одной отличительной чертой латвийского общественного сектора  экономики было то, что рост бюрократического аппарата управления страной сопровождался опережающим увеличением заработной платы в общественном секторе (как в госуправлении, так и на госпредприятиях).

Рост заработной платы в общественном секторе определялся возможностями  бюджета и популистскими действиями правительства, повышающего оплату труда бюджетников за счет дефицита бюджета и увеличения госдолга. А в итоге получается абсурд - средняя зарплата в частном секторе, производящем товары и услуги, на 10-15% ниже, чем в общественном секторе. Между тем в других странах ЕС средняя зарплата в общественном секторе ниже примерно на 20% чем в частном секторе.

Финансово-экономический кризис сильно ударивший по экономике страны не пощадил и общественный сектор. Были проведены массовые сокращения персонала, а так же урезания зарплат и премий. В настоящее время общественный сектор, в отличии от частного, по прежнему находится в стадии стагнации.

По данным ЦСУ, нефинансовые инвестиции в общественном секторе в первом полугодии 2012 года составили 179,1 млн. латов (26% от их общего объема). В свою очередь в частный сектор было инвестировано 497,5 млн. латов (74%).11

В общественном секторе в 2012 году было создано лишь 1,8 тысячи новых рабочих  мест. В министерстве экономики Латвии отставание общественного сектора  в деле создания новых рабочих мест объясняют продолжением мероприятий по повышению эффективности и ограничениями на размер вознаграждения за труд. Между тем, по данным ЦСУ, в общественном секторе зарплата в 2012 году в среднем вновь выросла больше, чем в частном.

При сохранении такого положения и отсутствии коренных реформ, латвийский общественный сектор по своим основным показателям не сможет достичь среднеевропейского уровня в ближайшие годы, хоть его структура и будет постепенно приближаться к европейской.

Заключение

 

Под общественным сектором экономики страны, как правило, понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Общественный сектор производит основную массу общественных благ.

Эффективность общественного сектора  обеспечивается его рамками и способностью государства развивать частный сектор, служащий одним из основных источников формирования общественного сектора в экономике страны.

Информация о работе Общественный сектор экономики