Наднациональное моделирование и его связь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:12, реферат

Краткое описание

С НОРМАМИ И ПРИНЦИПАМИ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В последнее время широкое распространение получили исследования, авторы которых ставят задачу разработать новые глобальные наднациональные модели регулирования международных экономических отношений на основе абсолютизации норм и принципов уже действующих межгосударственных организаций, прежде всего ГАТТ, МВФ, МБРР. Предложения этой группы экономистов связаны с расширением сферы охвата организациями новых форм международных экономических отношений: .прямого инвестирования, передачи технологии при минимальных изменениях основополагающих принципов, обеспечивающих про- империалистический характер деятельности этих органов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

НАДНАЦИОНАЛЬНОСТЬ.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И  ЕГО СВЯЗЬ

С НОРМАМИ И ПРИНЦИПАМИ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В последнее время широкое распространение получили исследования, авторы которых ставят задачу разработать новые глобальные наднациональные модели регулирования международных экономических отношений на основе абсолютизации норм и принципов уже действующих межгосударственных организаций, прежде всего ГАТТ, МВФ, МБРР. Предложения этой группы экономистов связаны с расширением сферы охвата организациями новых форм международных экономических отношений: .прямого инвестирования, передачи технологии при минимальных изменениях основополагающих принципов, обеспечивающих про- империалистический характер деятельности этих органов.

Собственно институциональные  формы при этом играют второстепенную роль. Одной из интересных работ такого рода может быть исследование М. Кемпса, разработавшего программу создания Глобальной торговой организации (ГТО) и. Проект Кемпса представляет собой развитие и расширение положений по реорганизации уже действующих организаций развитых капиталистических стран — ГАТТ, МВФ, доведение этой реорганизации до своего логического завершения.

В связи с этим многие предложения автора являются дальнейшим развитием идей реорганизации ГАТТ и МВФ, рассмотренных нами в предшествующих главах. В то же время Кемпс пошел дальше своих предшественников, выдвинув программу создания глобального органа, регулирующего международные экономические отношения как единого комплекса мирохозяйственных связей. Как полагает автор, задача создаваемого органа должна заключаться в рассмотрении торговой и промышленной политики в широком плане, решении проблем структурных изменений, предоставлении услуг по глобальному распределению производства. Перед организацией также ставятся задачи осуществления контроля, консультирования по вопросам, связанным с прямым инвестированием и коммерческой деятельностью.

Таким образом, прогнозируемая организация должна объединить в  своем лице выполнение функций, рассредоточенных в таких органах, как ГАТТ, МВФ, МБРР, ЮНКТАД и ряде других, занимающихся вопросами регулирования отдельных сфер международных экономических отношений. Исследователь обращает основное внимание на разработку принципов, на базе которых должны строиться организационная структура и характер деятельности ГТО.

Первый принцип деятельности Глобальной торговой организации, как  он формулируется автором, предполагает признание всеми странами-участницами  того факта, что ^национальные действия в сфере, охватываемой данной организацией, могут оказывать вредное внешнее воздействие, и соответственно другие страны-члены, которые подвергнутся негативному воздействию, имеют право требовать изменения положения» i2. Сформулированный таким образом принцип есть не что иное, как обязательство стран-участниц согласовывать и в необходимых случаях подчинять свою внешнюю и внутреннюю экономическую политику интересам всех стран членов. Местом такого согласования и урегулирования должна, очевидно, стать новая организация. Если учесть, что сфера, охватываемая данной организацией, расширена по сравнению со сферой действия ГАТТ и МВФ, то новый принцип означает предоставление данной организации права регулировать не только традиционные вопросы таможенного обложения, но и ряд элементов налоговых, финансовых и кредитных национальных программ. Этот принцип означает серьезный шаг в сторону наднациональности в отличие от робких попыток координации стандартов и отдельных элементов финансовых программ, как это осуществляется в настоящее время в рамках ГАТТ и МВФ.

Второй важный принцип, заключающийся в «предоставлении странам, находящимся в равных условиях, одинаковых льгот», крайне расплывчат и неопределенен, что затрудняет его однозначную оценку. Разъяснение, даваемое автором, связывает данное положение с принципом недискриминации, принимающим конкретную форму взаимности тарифных и других уступок.

Между тем именно это  положение ГАТТ сделало для развивающихся  стран невозможным их активное участие  в деятельности этого соглашения. Принятие этого положения затруднит  борьбу развивающихся стран за создание НМЭП и, в частности, удовлетворение их требований о налоговых и структурных изменениях в промышленности развитых стран с целью стимулирования экспорта готовых изделий и полуфабрикатов из развивающихся государств. В организационном плане предлагается включить в состав ГТО несколько независимых органов, специализирующихся на решении отдельных вопросов. Одним из новых органов должен стать отдел по торговле и тарифам, представляющий собой модифицированный вариант ГАТТ.

Предполагается, что отдел будет заниматься собственно торговыми проблемами, как это предусматривалось в начальный момент создания ГАТТ. Специальный торговый комитет по развивающимся странам будет специализироваться на разработке программ торговли и сотрудничества между развитыми и развивающимися и между самими развивающимися странами.

Центральное место во всей организации должно занять управление по анализу торговой политики, по характеру  выполняемых функций аналогичное  соответствующим органам МВФ  и МБРР; задачи управления будут заключаться в анализе национальной экономической политики стран-членов. Передача вопросов торговой политики стран-членов в руки отдельного специально созданного органа неизбежно ведет к усилению элементов наднациональности в деятельности ГТО, росту ее влияния на действия правительств в сфере национального регулирования экономики. Кроме того, допускается вмешательство нового органа в регулирующую деятельность на наднациональном уровне.

Автор также подчеркивает, что при определенных условиях национальные действия в сфере, охватываемой организацией, могут быть рассмотрены в соответствующих органах сообщества, что представляет собой попытку ограничить суверенитет стран-членов. Ознакомление с основными элементами организационной структуры ГТО показывает стремление автора использовать некоторые конкретные организационные формы ГАТТ, МВФ, ввести их в качестве составной части модели глобального регулирования торговой политики, передачи технологии и валютно-финансовых проблем. Аналогичным образом принципы ГАТТ и МВФ, хотя и несколько модифицированные в связи с расширением программы действия ГТО, предлагается распространить на новые сферы международных экономических отношений. В целом предложения Кемпса представляют собой типичный образец попыток идеологов развитых капиталистических стран влить старое содержание в программу НМЭП, ограничившись незначительными модификациями принципов регулирования международных экономических отношений, как того требует процесс растущей интернационализации капиталистического производства. Отдавая дань веяниям времени, Кемпс предлагает создать специальный орган, который должен будет заниматься анализом требований развивающихся стран.

Однако это не более  чем внешняя формальная уступка. Как принципы, на которых основана работа ГТО, так и организационный характер ее деятельности исключают возможность регулирования международных экономических отношений на базе новых правил, за что выступают социалистические и развивающиеся страны. Программа создания и действия Глобальной торговой организации существует сама по себе без каких-либо изменений всей системы отношений, как этого добиваются развивающиеся страны.

Таким образом, программа  Кемпса представляет собой расширение ГАТТ до уровня глобальной наднациональной  организации, передачу в ее ведение вопросов валютно- финансового регулирования, технологии. Аналогичной по характеру является идея пакистанского экономиста, члена правления МБРР М. аль Хака, пытающегося подойти к вопросу наднациональности с точки зрения расширения программы валютного регулирования, создания наднациональной валютной организации и передачи ей некоторых прав по решению глобальных проблем. По мнению аль Хака, создание наднациональной модели регулирования связано прежде всего с расширением функций валютных институтов типа МВФ и МБРР. Кроме расширения членства этих организаций предлагается включить в сферу их деятельности ряд вопросов, относящихся к глобальным проблемам: экологические вопросы, проблемы энергетических ресурсов и т. д. Он считает, что МВФ и МБРР должно быть передано, например, право на взимание общемировых налогов на невозобновляемые ресурсы, которые должны быть введены в будущем, налогов на загрязнение окружающей среды и т. д. Думается, однако, что использование МВФ и МБРР для взимания и перераспределения налогов, как это предлагается автором, малореально. Это противоречит как принципам, так и задачам, поставленным перед этими международными организациями развитыми странами, осуществляющими контроль над их деятельностью и в настоящее время.

Более подробный анализ предложений аль Хака затруднителен в связи с неразработанностью и расплывчатостью самих предложений, носящих в основном умозрительный характер. Этот недостаток восполняют рекомендации, подготовленные Независимой комиссией по вопросам международного развития, возглавляемой В. Брандтом.

Исследование, в проведении которого принимали участие представители  как развитых, так и развивающихся  стран, фактически состоит из двух независимых  докладов, которые представляют собой  всеохватывающую программу —  список рекомендаций и предложений по изменению институциональных норм и принципов регулирования торговли, финансов, а также глобальных проблем современных международных экономических отношений. Значительный интерес вызывает первый доклад, выпущенный в 1980 году, где авторы ставят радикальные и далеко идущие задачи13. Исследователи критикуют сложившуюся систему международных экономических отношений как обеспечивающую неравноправные и невзаимные связи между развитыми и развивающимися государствами. При этом подчеркивается, что мир нуждается в гавой системе экономических взаимоотношений.

Однако тон доклада  становится намного более сдержанным, как только авторы переходят к  позитивным рекомендациям. Анализ предложений, касающихся реорганизации основных органов, регулирующих сферу международных экономических отношений, показывает, что и здесь речь идет о сохранении установившихся принципов и норм деятельности существующих организаций.

Комиссия предлагает осуществить  лишь отдельные изменения, не затрагивающие  существа неравноправной эксплуатации. Таковы предложения по расширению функций ГАТТ и ЮНКТАД в процессе их превращения в наднациональные органы. ЮНКТАД предлагается сохранить как форум, где выдвигаются новые идеи; в то же время за ГАТТ резервируется право претворения в жизнь разработанных общих программ. Данное предложение во многом лишь закрепляет сложившуюся систему и не несет в себе ничего нового. Более того, оно подводит юридическую основу под действия развитых капиталистических государств по фактическому уклонению от выполнения решений, принятых на сессиях ЮНКТАД.

Об этом свидетельствует  опыт борьбы развивающихся стран  за введение системы невзаимных преференций, выдвинутой ЮНКТАД и переданной для  претворения в жизнь в ГАТТ. Впервые идея невзаимных преференций  была выдвинута во время I сессии ЮНКТАД в 1964 году в связи с разработкой важнейших принципов, определяющих торговую политику. Последняя из попыток претворения в жизнь этой системы была предпринята во время переговоров Токио раунд. Выгоду при этом получили развитые капиталистические государства. Поскольку основная масса тарифных уступок, полученных во время этой последней сессии, приходится на готовые изделия, снижение пошлин на товары, экспортируемые молодыми государствами, составит в среднем 25% по сравнению с общим снижением тарифных ставок на 32%.

Результатом Токио раунд  явилось также уменьшение предоставляемых  ранее льгот в связи с падением средней разницы между преференциальными  пошлинами (их имели в основном развивающиеся  страны) и обычными пошлинами, которая  уменьшится с 8 до 4,7% к 1988 году. Как известно, претворение в жизнь идеи невзаимных преференций в рамках ГАТТ во время сессии в Токио во многом не удовлетворило развивающиеся страны, которые по окончании сессии выступили со специальным заявлением о недостаточности тарифных уступок. Аналогичными были результаты претворения в жизнь невзаимных преференций по линии ЕЭС в рамках Ломейских конвенций. В перспективе комиссия Брандта выступает за создание некоей наднациональной организации, объединяющей ГАТТ и ЮНКТАД, хотя и не определяет четко и ясно ее цели и характер деятельности.

Сохранение в неизменности норм деятельности уже существующих органов (типа МВФ, ГАТТ) в рамках глобальной организации лишь закрепит проимпериалистический  характер регулирования на наднациональном уровне. Определенной уступкой развивающимся странам можно считать предложения авторов доклада о постепенном переходе к коллективной валюте типа СДР, создаваемой на основе совместных решений и используемой для целей экономического развития развивающихся стран.

Предложение дополняется  идеей некоторого перераспределения  голосов между странами — членами  МВФ. Следует заметить, что эти  рекомендации, несколько усиливая роль и значение МВФ в деле стимулирования экономического развития развивающихся  стран, не меняют при этом его проимпериалистической направленности, оставляя неизменными основополагающие принципы деятельности, заложенные в момент создания этого межгосударственного финансового органа. Предложения по существу не выходят за рамки простой экстраполяции уже выявившихся тенденций без каких-либо качественных модификаций принципов и методов деятельности МВФ и ГАТТ.

Рекомендации комиссии в области передачи технологии сфокусированы  на решении трех важнейших проблем: большем учете нужд развивающихся  стран при проведении исследований и НИОКР в развитых капиталистических государствах; улучшении доступа развивающихся стран к технологической информации и, наконец, создании специализированных исследовательских центров для нужд развивающихся стран в рамках ООН и региональных экономических организаций. Первые два предложения лишь облегчают технологическую эксплуатацию развивающихся стран империалистическими государствами. Создание специальных исследовательских центров является важным элементом обеспечения независимого технологического развития; однако без внимания остается центральный вопрос — источники получения требуемых финансовых средств, без чего данное предложение не выходит за рамки общих рекомендаций.

Комиссия исходит из целесообразности регулирования деятельности ТНК в рамках международного органа. Признавая различия в интересах ТНК и отдельных развивающихся стран, где они действуют, доклад комиссии поддерживает идею создания международного органа. Однако никаких конкретных рекомендаций по этому поводу комиссия не дает. До крайности доводится идея, касающаяся введения международного налога практически на все виды международной и даже национальной деятельности.

Судя по всему, предлагается создать международную организацию, которая должна будет осуществлять контроль за взиманием некоего «глобального налога», охватывающего международную торговлю, зарубежные инвестиции, невозобнов- ляемые минералы, дорогостоящие предметы длительного пользования, а также военные расходы, потребление энергии, мировую торговлю нефтью, международный воздушный и морской транспорт, океаническое рыболовство, морскую добычу нефти и газа, разработку полезных ископаемых на дне морей и океанов, использование космоса, радио и телевидения и т. д. По мнению комиссии, создание органов, ответственных за взимание налогов, должно явиться шагом к совместному управлению мировой экономикой. Опасность такого внешне привлекательного для развивающихся стран предложения заключается в том, что в нем, хотя и в замаскированной форме, проводится идея о наличии некоей «глобальной ответственности» за складывающееся положение, то есть налицо стремление снять с империализма вину за отсталость и неравноправие освободившихся стран. В целом рекомендации комиссии Брандта по вопросам наднационального регулирования выглядят намного менее радикальными, чем этого можно было бы ожидать, судя по вступительной части доклада, касающейся критики сложившегося неравноправного положения развивающихся стран в системе международного разделения труда. Сколько-нибудь кардинальных реорганизаций уже действующих межнациональных организаций не предусматривается, предложения не выходят за рамки незначительной структурной перестройки. В целом следует согласиться с мнением советского экономиста П. И. Хвойника о том, что рекомендации эволюционной перестройки, в противоположность революционной, особенно типичны при обращении к транснациональным монополиям и межнациональным институтам типа МВФ, после обличения которых следует призыв к предоставлению различного рода гарантий их деятельности в интересах самих же развивающихся стран 14.

Информация о работе Наднациональное моделирование и его связь