Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:27, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что денежная эмиссия в условиях развитого рынка и кредитно-банковской системы подвержена эффекту денежного мультипликатора, т. е. увеличению денег в ритме действия определенного коэффициента.
Для управления денежной массой рассчитывается показатель денежного мультипликатора.
Центральный банк регулирует величину денежного мультипликатора через механизм обязательных резервов коммерческих банков в центральном.
Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе – 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции – 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии – 0,76; в Германии – 0,71; в Швеции – 0,38).
Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития является отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях платежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошеннических операций, совершаемых в данной сфере.
Следует отметить, что значительная часть населения России имеет невысокие доходы (ниже среднего уровня) и осуществляет покупки в мелких розничных магазинах и на рынках, где наличные деньги являются единственным платежным средством. Кроме того, в российском обществе недостаточно высокий уровень финансовой грамотности. Не стоит забывать также и про психологический аспект: население привыкло рассчитываться наличными деньгами, и, чтобы переориентировать его на использование электронных средств платежа, необходимо и время, и немалые усилия.
Банк России постоянно проводит работу по развитию безналичных розничных платежей и ограничению наличного денежного оборота.
Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует правовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов.
В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зарубежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совершить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии – 1000 евро, а в Болгарии – 15 тыс. левов (7650 евро).
Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, необходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснащены техникой для приема карт.
В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные последствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг.
Таким образом, исследуя денежное обращение в России, можно сделать вывод, что российская экономика не соответствует мировым стандартам, но все же доля безналичного денежного обращения с каждым годом значительно увеличивается.
Надо понимать, что, к сожалению, у нас не так много времени, чтобы в полной мере осознать глубину современного мирового кризиса, тяжесть проблем и выработать некую систему принятия решений на случай скорого коллапса стратегии монетарного расширения. Выработать и главное осознать некую альтернативную экономическую модель, т.к. очевидно, что старая устарела.
Мир на пороге самой катастрофической трансформации в своей новейшей истории – процесса крайне болезненной ликвидации триллионов фантомных активов. Пока они делали все, чтобы удержать рост активов в прежних темпах, но сейчас фискальные и монетарные власти в панике и тупике. Они не знают, что делать. Работа проделана, все ресурсы брошены в бездну финансовой системы, активно пожирающей саму себя, все козыри выложены на стол, но эффекта никакого нет. Ситуация столь запущена, что после вливания в экономику более 1 трлн. за год через дефицит бюджета экономика не то, чтобы ожила, а она на грани сокращения.
Очевидно, что вечным процесс выкупа (QE) не может быть. Процесс порчи валюты и подрыва доверия вечным также не может быть.
Поскольку на сегодняшний день правительство США в целях сокрытие правды, подтасовывает документы, фальсифицирует реальную информацию. Таким образом, можно заключить, что сейчас наступили худшие перспективы за 100 лет, т.к. достигнут некий экономико-политический тупик и дальнейшие перспективы не ясны. Дисбалансы и риски в экономике США с каждым днем нарастают. Основной проблемой является то, что процесс стабилизации и выправления дисбалансов может затянуться на многие годы или даже десятилетия, учитывая высокую базу. Обратные связи между монетарными и фискальными стимулами в контексте реальной экономики полностью деградировали. Вложение денежных ресурсов осуществляется, но при этом сопоставимого эффекта не наблюдается.
ФРС по необъяснимым причинам не публикует данные по денежной массе M3 с 2006. По данным исследований Ингульского В.13, который просчитал данные самостоятельно, путем суммирования консолидированной задолженности по всем финансовым институтам в категориях checkable deposits and currency + private depository institutions + Money market mutual funds, что равнозначно сумме наличности, счетов до востребования, чеков, векселей, всех видов депозитов и вложений в денежные фонды.
Отсюда получается, что по расчетам ФРС и автора. Предыдущие данные совпадают, так что оценка близка к истине (рис. 12).
Рисунок 12. Динамика денежной массы США 14
Денежная масса M3 действительно с 2007 года прекратила рост во многом за счет сокращения вложений в денежные фонды на 810 млрд с июня 2008 по сентябрь 2012. Наличность и краткосрочная ликвидность выросли с тех пор на 1.1 трлн, депозиты выросли на 1.24 трлн. Из этих 2.34 трлн (1.1+1.24) компании увеличили депозиты на 818 млрд, домохозяйства на 1.45 трлн, остальное правительство и некоторые фонды. Причем ФРС недавно делала переоценку, когда вычла более 500 млрд от компаний, добавив их к домохозяйствам, что как бы предполагает, что основное увеличение депозитов шло далеко не на счета обычного населения.
Прирост M3 самый скромный с середины 90-х годов (+1.5 трлн за 4.5 года), перед кризисом M3 увеличивался под 4.9 трлн за этот период. Но нужно учесть, что в текущих 1.5 трлн основная часть это перераспределенные деньги с дефицита бюджета правительства, т.к госдолг за этот период вырос более, чем на 5 трлн. Поэтому реальный сектор в действительности сокращается. В случае же сокращения дефицита произойдет снижение денежной массы.
Баланс ФРС без учета своп линий к M3 представлен на рис. 13.
Рис. 13. Отношение баланса ФРС к денежной массе М3 в % (без учета своп линий
Более, чем хорошо видно, что процесс порчи валюты набирает ход. Сейчас это отношение около 20%, в момент действия QE3 к концу 2013 года вырастут до 25%, что почти в 3 раза выше нормы. Эффективность данной система стремительно падает, т.к. бесконтрольная эмиссия на фоне заморозки частного сектора демонстрирует чудовищную неэффективность современной денежно-кредитной политики.
Рис. 14. Денежный мультипликатор. Отношение денежной массы М3 к денежной базе15
По данным рисунка 14 можно заключить, что денежный мультипликатор (отношение M3 к денежной базе (резервные деньги)) упал ниже уровней 50-х годов. Это означает, что каналы трансмиссии резервных денег в экономику не работают, т.к. трансмиссия, прежде всего, происходит через кредитование, которое стагнирует. Деньги ФРС напрямую идут в электронное казино на всякие бессмысленные и беспощадные интервенции на рынке акций на сотни миллиардов и на монетизацию государственного долга.
Так же соотношение показывает, что нет недостатка в резервных деньгах. Проблема не в кассовых разрывах, не в дефиците ликвидности, а в том, что частный сектор парализован. Экономика никак не принимает деньги ФРС просто потому, что эти деньги оседают на счетах дилеров и устремляются в виртуальную электронную среду.
Почему мультипликатор в 80-е года выше, чем на пике пузыря в 2007? Причина в том, что с 80-го года началась экспансия финансовых инструментов. Другими словами, деньги стали абсорбироваться не в денежном рынке (депозиты), а в долговые бумаги, в фондовый рынок, в деривативы и прочее. По этой причине M3 устарел вот, как уже 30 лет. Нужно нечто новое, которое покажет экспансию финансовых инструментов.
К концу 2013 мультипликатор США упал до уровней 30-х годов. Что как бы предполагает всю бессмысленность эмиссионной накачки дилеров виртуальными деньгами ФРС (рис. 15).
Рис. 15. Динамика основных показателей денежного мультипликатора США
Раньше 60-е годы на каждый доллар прироста номинального ВВП за 5 лет, эмиссия долговых бумаг увеличивалась не более, чем на 50 центов (без учета трежерис). В 2007 соотношение выросло 3.2 бакса (в 6 раз!), в кризис до 6.1 доллара для всех долговых бумаг за счет эмиссии трежерис.
Например, в конце 2007 года номинальный ВВП за 5 лет вырос на 3.7 трлн, а долговые бумаги увеличились на 10.6 трлн и 9.1 трлн (без учета трежерис) за 5 лет. Сейчас номинальный ВВП за 5 лет вырос на 1.6 трлн, а долговой рынок на 6.9 и 0.7 трлн соответственно. В принципе, без учета трежерис темпы вернулись до нормы 50-х годов. Но за счет трежерис соотношение неадекватно высоко сейчас.
Сверхбурные темпы роста финансовой системы (а это все без учета деривативов) просто привели к коллапсу рынка США, когда отрыв от реальной экономики стал слишком существенным. Сверх быстрые темпы роста долга, фактически ускорились в 5-6 раз относительно периода золотого стандарта.
Таким образом, «производство» новых денег банками США становится возможным благодаря системе частичного резервирования. Как известно, коммерческие банки обязаны держать часть привлеченных ими денег в виде обязательных резервов (т.е. вклада в Федеральном резервном банке), а отношение между размером обязательных резервов комбанка и его обязательствами по вкладам называется резервной нормой, ее величина устанавливается ФРС.
Отдельно взятый коммерческий банк имеет возможность выдать ссуды клиентам в размере своих избыточных резервов (в реальности они приблизительно равны имеющимся финансовым ресурсам банка за вычетом хранящихся в ФРС обязательных резервов). Но в то же время вся система коммерческих банков в целом имеет возможность создания «новых» кредитных денег в размере, обратно пропорциональном норме резервирования, эта величина называется денежный мультипликатор. На практике это означает, что если вы положите на счет в американском банке 100 долларов, то при сегодняшней норме резервирования банковская система потенциально может превратить их в 900 долларов выданных кредитов (возможно даже больше - сегодня в США норма резервирования плавающая величина, она колеблется от 0 до 10% в зависимости от величины обязательств банка по вкладам). Аналогично обстоит дело с кредитами, которые ФРС выдает комбанкам - эти ссуды являются избыточными резервами для коммерческих банков и увеличивают потенциал банковской системы по созданию денег. Каждая сотня долларов кредита ФРС благодаря денежному мультипликатору превратится в тысячу кредитных долларов, «влитых» комбанками в экономику. Как видим, возможности коммерческих банков в США по созданию денег более чем достаточные.
Разговор о механизме эмиссии новых долларов будет неполным без рассмотрения важнейшей его части - системы выпуска долговых обязательств американского правительства. Сам по себе выпуск ценных бумаг казначейством США служит для финансирования дефицита федерального бюджета и, конечно же, не увеличивает предложение денег в экономике. Говорить о появлении в обращении «свеженапечатанных» долларов можно лишь в тот момент, когда ценные бумаги казначейства оказываются на балансе у какого-либо из федеральных резервных банков. Это может произойти или путем покупки бумаг казначейства банками ФРС на открытом рынке, либо же коммерческие банки используют бумаги казначейства в качестве залога при получении кредита в ФРС. В любом случае благодаря денежному мультипликатору каждый доллар правительственных долговых обязательств будет многократно умножен и потенциально может превратиться в десять долларов выданных кредитов.
Таким образом, раз большая часть всех денег возникает как банковский кредит (т.е. банк вводит новые деньги в экономику, выдавая кредит), то настоящая, глубинная природа доллара – это долг. Американская валюта не обеспечена ни золотом, ни полезными ископаемыми, ни мощной индустриальной экономикой. Её единственным реальным фундаментом служат чьи-то долговые обязательства – государственные, корпоративные или частные, а способом обеспечения устойчивости денежной единицы США является не привязка к материальному эквиваленту, а управление объемом денежной массы.
На основании всего изложенного необходимо заключить следующее:
1. В процессе теоретического исследования было дано понятие денежного мультипликатора и величине денежного мультипликатора.
Величина денежного мультипликатора колеблется во времени и в пространстве (она различна в различных странах). В развитых странах величина денежного мультипликатора может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии. В процессе регулирования центральным банком размера денежного мультипликатора возникает понятие денежной базы, в основе которой лежат наличные деньги как самые ликвидные и депозиты коммерческих банков (обязательные) в центральном банке.
Различают следующие агрегаты денежной массы, принятые качестве официальных показателей Банком России и используемы в статистике Российской Федерации:
- М0 - наличные деньги в обращении вне банковской систем;
- Ml - включает в себя агрегат М0, а также средства сбережения в национальной валюте, которые состоят из средств расчетах и остатков средств на расчетных счетах предприятий организаций, арендаторов, граждан и пр.; депозитов населения предприятий в коммерческих банках до востребования; среде бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций средств страховых организаций;
Информация о работе Эффект и величина денежного мультипликатора в экономике