Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:21, курсовая работа
Анализ формирования институциональных ловушек подтверждает, что создание «рыночного правового поля» не гарантирует возникновения эффективных рыночных институтов. В период широкомасштабных реформ макроэкономическая политика может существенно повлиять на институциональное развитие. Однако в данном случае существует опасность возникновения еще одной «институциональной ловушки»: когда цель макроэкономической стабилизации, необходимой для успеха реформ, вступает в конфликт с институциональными целями, делая задачу реформирования трудноразрешимой.
Введение…...………………………………………………………..……………………3-4
1. Понятие “институциональных ловушек”………………………………………….4-5
1.1 Институциональная ловушка — бартер……………...……………………………6-8
1.2 Институциональная ловушка — неплатежи……..………………………………..8-9
1.3 Институциональная ловушка — уклонение от налогов……………………….9-11
1.4 Институциональная ловушка — коррупция……………………………..…………11
1.5Институциональная ловушка — самореализущиеся пессимистические ожидания……………………………………………………………………...……… 11-12
Заключение………………………………………………………………………………..13
Список использованных источников…………………………………………..………..14е
Для экономического агента выбор стратегии уплаты (или неуплаты) налогов определяется фундаментальными и организационными факторами. К первым относятся налоговая политика и политика государственных расходов.
Для того, чтобы граждане не уклонялись от налогов, они должны верить, что налоги будут потрачены на увеличение их благосостояния и при том — эффективным образом. Отсутствие этой веры существенно обостряет проблему зайца. При нерациональной политике государства неуплата налогов может оказаться более эффективным поведением не только с точки зрения каждого отдельного фрирайдера, но и для общества в целом. Уклонение от налогов получает моральное оправдание. Кредит доверия особенно подрывается, если государство одновременно увеличивает налоги и уменьшает расходы на социальное обеспечение, как это происходило в России в 1992-1998 гг., — люди не чувствуют положительного эффекта от увеличивающейся налоговой нагрузки.
Возможно, при выборе стратегии уплаты налогов более значим организационный фактор — система принуждения, формирующая ожидания ущерба от неуплаты. В начале радикальных реформ в России налоговая служба еще не сформировалась, возможности контроля были крайне ограничены, налоговая полиция появилась лишь через пять лет — в 1997 г.
Если налоги слишком высоки, а система принуждения к их уплате неэффективна, то уход от налогов оказывается выгодным для многих экономических агентов. Но тогда и вероятность обнаружения каждого конкретного неплательщика мала. Чем больше масштаб уклонения от налогов, тем меньше ожидаемый ущерб от неуплаты для каждого неплательщика, что, в свою очередь, увеличивает масштаб уклонения. Поддерживающая экстерналия, воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком, порождает эффект координации.
Массовое уклонение от налогов приводит к возникновению соответствующей системы обслуживания: появляются разработчики и консультанты, создающие и внедряющие новые схемы уклонения от налогов. Эффект обучения дополняется эффектом сопряжения: появляются специфические формы организации производства, искажается отчетность, уход от налогов сопрягается с бартером, неплатежами и коррупцией. Для агента выход из теневого сектора связан с высокими трансформационными издержками, тем более, что единожды уплатив налоги, он «засвечивается». Поэтому умеренное увеличение затрат на укрепление системы сбора налогов вызывает лишь рост издержек в системе избегания налогов, истощая экономику. Не дает результата и небольшое снижение налоговой нагрузки: те, кто не платил налоги, платить не станут, а те, кто платил — уменьшат платежи. Таким образом, эффект гистерезиса проявляется здесь в полной мере.
Как обычно, выход из институциональной ловушки требует больших затрат — как в случае принятия «решительных мер» (резкого усиления контроля, ужесточения наказаний, существенного уменьшения налоговых ставок), так и при постепенном совершенствовании налоговой системы.
Соответствующий механизм очень похож на описанные выше, поэтому нет необходимости описывать его в деталях. Неадекватность законодательства, нерациональность государственной политики и высокая дифференциация доходов являются фундаментальными факторами, способствующими коррупции, так что коррумпированная система может оказаться экономически более эффективной, чем бескоррупционная. Эти факторы дополняются размытостью моральных норм, слабостью механизмов государственного и общественного контроля. Чем массовее коррупция, тем труднее обнаружить и осудить взяточника. Эта экстернальная зависимость лежит в основе эффекта координации, придающего устойчивость системе коррупции. Совершенствуясь, она приобретает иерархическую структуру, сопрягаясь с другими механизмами теневой экономики.
Известно немало примеров того, как эффект координации ожиданий и процедуры их адаптации порождают неэффективные устойчивые равновесия в процессах движения цен и перераспределения трудовых ресурсов и инвестиций. К их числу относятся, в частности, состояния кейнсианской безработицы, высокоинфляционные равновесия, «пузыри» на финансовых рынках. В ряде случаев возникновение подобных ловушек не приводит к изменению институциональной структуры. Достаточно изменить ожидания и при соответствующих макроэкономических воздействиях система переходит в эффективное равновесие. Однако нередко ситуация, возникшая под влиянием пессимистических ожиданий, закрепляется институционально благодаря эффекту сопряжения и, таким образом, соответствующие стереотипы поведения становятся нормой. Хорошо известным примером является использование механизмов индексации для смягчения последствий инфляции. Благодаря индексации инфляция оказывается институциональной проблемой.
Имеющийся опыт борьбы с инфляцией показал, что остановить её рост в России за счет традиционных монетаристских мер невозможно. Наиболее активно эти меры по рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) применялись с 1995-1998 гг. Правительство пыталось остановить рост цен путем целенаправленного снижения совокупного общественного платежеспособного спроса за счет:
Темпы инфляции за счет этих
мер в 1996-1997 гг. были приостановлены. Но уже в 1998
г. она вновь резко возросла и составила
по официальным данным 84,4%, вызвав кризис
неплатежей вплоть до остановки из-за
этого производства и торговли. В 2000 г.
в результате экономического оживления,
обусловленного благоприятной конъюктурой
мировых цен на энергосырьевые ресурсы,
темп инфляции замедлился. Обнадежившись
этим фактом, правительство заявило о
своем намерении добиться в 2001 г. снижения
роста потребительских цен 12-14%. Однако
уже первый квартал 2001 г. показал, что это
намерение вряд ли можно осуществить:
рост потребительских цен за квартал составил
7-7,2%, т.е. около 30% в годовом исчислении.
Инфляция в ноябре 2009 года, согласно данным
Росстата, составила 0,3%. Ноябрьский рост
потребительских цен стал минимальным
для этого месяца за все время наблюдения
с 1991 года (до этого минимальным показателем
для ноября были 1997 и 2006 годы - по 0,6%). Обычно
в РФ к концу года инфляция разгоняется,
так как перестает действовать сезонный
фактор удешевления плодоовощной продукции,
и растут расходы бюджета.
"Институциональные
ловушки" сопутствовали и
При каждом институциональном преобразовании должны быть предприняты усилия по прогнозированию и избеганию возможных институциональных ловушек. Эти усилия должны стать непременной составной частью подготовки к любой реформе.
Одна из главных опасностей для реформы — превращение переходных норм в постоянно действующие и неэффективные в долгосрочной перспективе. Протекционистская политика, необходимая на определенном этапе, может породить неэффективную неконкурентоспособную структуру, поддерживаемую соответствующим лобби. Чтобы предотвратить появление институционной ловушки такого рода, следует с самого начала планировать постепенный демонтаж института, не эффективного в долгосрочной перспективе — вводимая норма должна быть временной и предусматривать свою собственную автоматическую отмену.
Другой важный универсальный
принцип — поддержание
Одно из наиболее серьезных
последствий "институциональных
ловушек" заключается в том, что
хотя они и смягчают отрицательные краткосрочные последствия
неподготовленных, слишком быстрых преобразований,
в то же время они препятствуют долгосрочному
экономическому росту.
1. Олейник А. Институциональные ловушки
постприватизационного периода в России
/ А. Олейник // Вопросы экономики. — 2004.
2. Полтерович В.М. Институциональные ловушки:
есть ли выход? // Общественные науки и
современность. 2004.
3. Норт Д. Институты, институциональные
изменения и функционирование экономики.
М., 1997. С. 108.
4. Информационное агенство "Финмаркет"
- «инфляция 2010»
6. http://www.allpravo.ru/