Государственная форма собственности на средства производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Для эффективного и поступательного развития экономики актуальное значение приобретает упрочнение организационных основ функционирования государственной собственности. В период переходной экономики государство должно играть существенную роль в управлении и поддержании экономической стабильности обеспечении равенства возможностей для всех форм собственности, экономической и социальной безопасности при их функционировании.
В связи с этим необходимы пересмотр принципов и приоритетов в формировании организационной структуры и усиления регулирующей роли в государственном секторе экономики.
Организационное участие государства в регулировании экономических процессов вообще является сутью и необходимостью развития рыночной экономики. Осуществление таких процессов, сложных как по масштабам, так и по объемам исполнения, возможно путем создания соответствующих организационных структур.

Содержание

I. Собственность. Понятие и определение - - - - - - - - - - - - - - - - 3
II. 1) Формы собственности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
2) Объект и субъект собственности. Их отношения - - - - 9
3) Комплекс правоотношений собственности - - - - - - - - - - 12
4) Сталинизм и Марксизм о роли государственной
cобственности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
III. Государственная собственность на средства
производства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20
IV. Функционирование и эффективность использования
государственной собственности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22
V. Основные выводы и предложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25
VI. Список используемой литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - -26

Прикрепленные файлы: 1 файл

кусовая Оксана.docx

— 49.47 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим теперь отношения, возникающие между собственниками, то есть субъектно-субъектные отношения, разделив их на две группы.

Первая группа отношений возникает в условиях, когда приходится делить существующую (созданную ранее) собственность, осуществлять временный или кажущийся окончательным передел. Применение, использование объекта собственности по его назначению зачастую сопровождается необходимым, возникающим на основе соглашения распределением или перераспределением собственнических функций между двумя или несколькими субъектами. Это обычно имеет место, когда один и тот же объект принадлежит нескольким субъектам на определенных началах, что типично при семейной, групповой, коллективной собственности. В этих условиях периодически приходится решать, что же кому принадлежит, какая часть. Возникает объективная необходимость изменить сложившиеся в прошлом отношения: переделить, отобрать, передать, получить в наследство, взять в аренду, в долг.

Отношения между разными имеющимися субъектами одного объекта собственности или претендующими на эту роль сводятся к разделению функций, прав, обязанностей каждого собственника, выделению принадлежащей ему долевой части или всего объекта, установлению условий совместного пользования объектом.

Вторая группа отношений между субъектами собственности отражает взаимоотношение собственников по поводу взаимного формирования вновь создаваемых ими ценностей, которые становятся новым объектом собственности. Наиболее типичная форма отношений второй группы – отношения по поводу совместного производства и распределения (раздела) произведенных, ранее не существовавших продукции, товаров, услуг.

В этом случае все участники создания нового объекта собственности имеют основания претендовать на право быть собственниками вновь созданной собственности, выполняя по отношению к ней функции владения, пользования, распоряжения и ответственности. Претензии и даже права на новую собственность могут предъявляться и лицами, не принимавшими прямого участия в создании объекта. Свою долю вправе потребовать государственные органы в виде налогов, отчислений, платежей. В той мере, в которой создание нового продукта сопряжено с возникновением дохода и прибыли, скажем, вследствие его продажи, участники созидательного процесса вправе рассматривать себя в качестве потенциальных собственников дохода и прибыли и участвовать в их распределении. Тем самым по существу происходит формирование нового объекта собственности в его денежном выражении.[13]

В первой группе отношения собственности в их исходном виде уже сложились, объект собственности существует, так что проблема отношений заключена в регулировании совместного использования объекта, распределении собственнических функций. Во второй группе речь идет о присвоении нового объекта собственности, его разделении между претендентами, что в принципе представляет более сложную и острую проблему. В то же время и проблема перераспределения уже существующей собственности, ее передачи из одних рук в другие способна обостряться в периоды революционных преобразований. Так, в российской экономике в процессе ее реформирования во весь рост встала проблема преобразования сложившихся форм собственности, перехода от одних форм к другим, разгосударствления, приватизации. При этом возникают самые разнообразные и неожиданные претенденты на собственность.

II. 3. КОМПЛЕКС ПРАВООТНОШЕНИЙ  СОБСТВЕННОСТИ

В случаях  и в порядке,  предусмотренных настоящим Кодексом,  лицо может   приобрести   право   собственности   на   имущество,  не  имеющее собственника,  на  имущество,  собственник  которого  неизвестен, либо на имущество, от которого  собственник отказался или  на которое он  утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (статья 218, пункт 3 ГК). Также, право  собственности  на  имущество,  которое имеет собственника, может  быть  приобретено  другим  лицом  на  основании  договора  купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (статья 218, пункт 2 ГК).

Владение – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Во владении выражается статистика  отношений  собственности, закрепленность вещей  за  индивидами  и коллективами. Речь при  этом  идет  о хозяйственном господстве  над  вещью, которое  вовсе  не  требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном  соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.[14]

В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает, как пользоваться, и не стремится к тому. Подобная ситуация имела и все еще имеет место с общенародной собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях наблюдается, что функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который, не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует ее. Так, к примеру, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной собственности (таковым номинально является государство в лице народа), фактически выступают в роли владельцев. Они сдают в аренду и даже продают государственную (общенародную, общественную) собственность, способны использовать ее сами, а иногда и присваивать, далеко не во всех подобных ситуациях имея на то полномочия от номинальных владельцев. Владение   и  пользование   имуществом,  находящимся   в  долевой собственности, осуществляются  по соглашению  всех ее  участников, а  при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (статья 247, пункт 1 ГК). Участники же совместной  собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом (статья 253, пункт 1 ГК).

Пользование – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного  или  производственного потребления, так  и  в  производственных целях.[15] Так, швейную машину можно использовать для пошива одежды не только своей семье, но и на сторону  за плату. Пользование обычно опирается на владение. Но иногда можно пользоваться вещью и не владея  ею. Например, ателье по  прокату  музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит  в  помещении  ателье, скажем, в определенные часы и дни. То же и при пользовании игровыми автоматами. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование  части общего имущества,  соразмерной его доле,  а при невозможности этого вправе требовать от других участников,  владеющих и  пользующихся  имуществом,  приходящимся  на  его долю, соответствующей компенсации (статья 247, пункт 2 ГК). Участники  совместной  собственности,  если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом (статья 253, пункт 1 ГК).

Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее собственником (владельцем). И наоборот, можно быть собственником и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к примеру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он осуществляет отношение пользования в течение конкретно оговоренного срока и в соответствии с условиями, заданными ему субъектом собственности в лице владельца или распорядителя.

Распоряжение – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в  отношении этой вещи.[16] Не  вызывает  сомнений, что  в  тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в  хозяйственное общество  или  товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение  вещью (статья 209 ГК). Значительно сложнее юридически  квалифицировать  действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую  ему  ненужной, либо  выбрасывает ее, или когда  вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник  уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ  от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из  вещи ее полезные  свойства. Поэтому  в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Сказанное, однако, не означает, что  власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи  безгранична. В  соответствии  с  дозволительной направленностью гражданско-правового  регулирования, собственник  действительно может совершать в отношении  своего  имущества  любые  действия, но только  не  противоречащие законам и иным правовым актам[17] (статья 209, пункт 2 ГК). Собственник обязан принимать меры, подтверждающие ущерб здоровью граждан  и окружающей среде, который  может  быть  нанесен  при  осуществлении его прав. Он должен воздерживаться  от  поведения, приносящего  беспокойство его соседям  и другим лицам, и тем более от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить кому-то вред. Кроме того, собственник не должен выходить  за общие пределы осуществления гражданских прав (статья 10 ГК). На собственника  также  возлагается  обязанность  в случаях, на условиях  и в пределах, предусмотренных законом и иными правовыми актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Распоряжение  имуществом,  находящимся  в  долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник  долевой  собственности  вправе  по  своему   усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо  распорядиться ею иным  образом  с  соблюдением  при  ее  возмездном отчуждении правил[18] (статья 246 ГК). Распоряжение имуществом,  находящимся в совместной  собственности, осуществляется  по  согласию  всех  участников,  которое   предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по  распоряжению имуществом (статья 253, пункт 2 ГК).

Следует, однако, учитывать, что понятие присвоения нуждается в конкретизации, а потому едва ли может быть использовано для раскрытия содержания собственности без определения его самого. К тому же в понятие присвоения исследователи, в том числе и К.Маркс, вкладывали различное содержание. С этой точки зрения владение, пользование и распоряжение, как более конкретные экономические категории, обладают несомненными преимуществами по сравнению с предельно абстрактной категорией присвоения. Коэффициент полезного действия указанных  категорий  в определении собственности неизмеримо выше, чем категории присвоения.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в  доверительное  управление  не  влечет  перехода  права собственности к доверительному  управляющему,  который  обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица[19] (статья 209, пункт 4 ГК).

Если  по  основаниям,  допускаемым  законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть  отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (статья 238, пункт 1 ГК). В случаях, когда  имущество не отчуждено собственником  в сроки, указанные в  пункте 1 238 статьи, такое имущество, с учетом  его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо  передаче  в  государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (статья 238, пункт 2 ГК). При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если  в собственности  гражданина или юридического  лица по основаниям, допускаемым законом,  окажется вещь, на  приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (статья 238, пункт 3 ГК). Также отчуждение  недвижимого имущества возможно в связи с изъятием участка, на котором оно находится [20] (статья 339 ГК).

II. 4. СТАЛИНИЗМ  И МАРКСИЗМ О РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ

В течение десятков лет в стране насаждались и культивировались неестественные, искаженные в теоретическом видении, неэффективные в прикладном отношении псевдосоциалистические формы и отношения собственности. Наведя полную путаницу в понятиях общественной, общенародной, социалистической, государственной собственности, правящая номенклатура узурпировала собственнические права, а с ними и властные функции. Под видом общественной, народной, государственной процветала по сути собственность государственных органов, руководящих ими лиц как на средства производства, так и на общественные блага. В их личном распоряжении или коллегиально-групповом распоряжении находились и земля, и природные богатства, и основные средства предприятий, в значительной мере — трудовые ресурсы, а иногда и жизнь людей, В какой-то период вся страна стала частной, личной собственностью, вотчиной Сталина, который стал если не полным владельцем, то по крайней мере генеральным распорядителем всей собственности Советского Союза. [21]

Тот, кто не понял принципа социалистического распределения, тот не понял в марксизме ничего, так как не понял ради чего пролетариат берет в свои руки государственную власть, тот не понял ни капитализма, ни тем более социализма, тот не понял и основного методологического подхода к изучению общества как к естественно историческому процессу, который осуществляется независимо от воли людей

При отсутствии личной собственности на рабочую силу, имущество, средства производства подавляется индивидуальное творческое начало, человек исчезает как активная самодеятельная личность. Уничтожается первичная экономическая клеточка общества, исчезает личный интерес, возникает так называемая «ничейная» собственность, хотя собственность не может быть ничейной, никому не принадлежащей. Извращение форм и отношений собственности — главная причина краха коммунистической идеи и стоящей за ней системы.

Вопрос о распределении при социализме настолько важен, что Маркс выделил собственность на средства производства и социалистическое распределение в два основных признаков социализма: 1) весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменятся соответственно характеру самого общественного организма и ступени исторического развития производителей. Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, предполагалось, что доля каждого производителя в жизненных средствах определяется его рабочим временем. При этом условии рабочее время играло бы двоякую роль. Его общественно-планомерное распределение устанавливает надлежащее отношение между различными трудовыми функциями и различными потребностями. 2) с другой стороны рабочее время служит вместе с тем мерой индивидуального участия производителей в совокупном труде, а следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего продукта. Общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда остаются здесь прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении.[22]

Индивидуальное рабочее время каждого работника непосредственно приравнивается к потребляемой части общественного продукта. Для сталинизма же – сдельная заработная плата считается социалистической формой распределения, при которой индивидуальное рабочее время сначала приравнивается определенному количеству продукта, выраженному в денежной форме, или, при повременной системе, – непосредственно определенной денежной сумме, то есть труд производителя опосредованно, через определенную сумму денег приравнивается общественному продукту.

Информация о работе Государственная форма собственности на средства производства