Голландская болезнь в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Россия - одна из самых великих стран мира, необычайно богатая разнообразными природными ресурсами. У нас есть нефть и газ, и драгоценные металлы, и лесные ресурсы. Как бы хотелось говорить это без пресловутых оговорок. Однако оговорки встречаются везде и в случае России такая оговорка достаточно существенна. Россия - страна богатая природными ресурсами, совершенно неэффективно их использующая.
Все чаще высокопоставленные чиновники, выступая на телевидении, зачастую, даже, сам президент говорит о необходимости развития обрабатывающей промышленности, что необходимо перестать зависеть от мировых цен на нефть и газ. Разговоры подобного плана, стоит заметить, велись «наверху» уже давно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
«ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ »ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Теоретические аспекты «Голландской болезни»……………………...5
История возникновения «голландской болезни»…………….............8
Последствия воздействия эффекта Гронингена на экономику ……..12
«ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ» В РОССИИ.
Особенности проявления «голландской болезни» в России………..16
Экономическая политика в условиях «голландской болезни»……25
«Методы решения от «голландской болезни» в условиях российской действительности……………………………………………………….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.61 Кб (Скачать документ)

Когда российское правительство меняло валюту из Стабфонда на рубли и увеличивало свои расходы, риски инфляции возрастали. В том числе, поэтому целевые показатели по снижению инфляции из года в год не достигались. В современном мире государство может за три-пять лет справиться с инфляцией, поскольку она практически полностью зависит от мер регулирования, имеющихся в распоряжении центральных банков и правительств. В России, под напором политической целесообразности и потребности дофинансировать отдельные секторы экономики, правительство смягчало меры регулирования денежно-кредитной политики. Если в начале 2000-х годов цена отсечения, выше которой нельзя было тратить нефтяные деньги (точнее, рублевый эквивалент проданных ЦБ РФ долларов), составляла 20 долл./барр., потом — 27, то в 2008 г. — около 65, а в 2012 г. — около НО долл./барр.

Вместе с тем в резервных фондах сберегали незначительную часть доходов, полученных страной от экспорта нефти и газа. В 2008 г. бюджет потратил эквивалент 94,7 млрд. долл., а сберег 82,2 млрд. В 2012 г. было израсходовано 184,4 млрд. долл., сберечь удалось 22,8 млрд. Расходы из средств резервных фондов правительства в 2009—2010 гг. обеспечили стабильность как бюджетной, так и финансовой системы страны в целом (см. таблица 2.3).

Таблица 2.3

Сбережение нефтегазовых доходов (млрд. долл.)

 

 

2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

Нефтегазовые доходы федерального бюджета

7,7

11,2

15,9

21,1

35,9

76,4

108

113

177

94,2

126

192

207

Расчетное сбережение нефтяных доходов

1,5

1,2

2,2

0,7

23

52

74,1

70,3

82,2

-75

-32

37

22,8


 

 

Если ЦБ не участвует в интервенциях по покупке валюты, то при увеличении ее поступления на внутренний рынок рубль укрепляется, что облегчает предприятиям покупку валюты для внешних операций. Валюта не поступает в обращение внутри России, ее всегда используют только во внешних операциях. При участии ЦБ в интервенциях по покупке валюты на внутренний рынок поступает дополнительное количество рублевой массы, а полученная ЦБ валюта хранится в валютных активах на мировом рынке. Когда правительство размещает полученные в виде нефтегазовых доходов ресурсы (полученные в рублях налоги и экспортные пошлины) на валютных счетах ЦБ, оно осуществляет покупку валюты. Деньги, которые попали на рынок при продаже нефтегазовыми предприятиями своих экспортных доходов, перемещаются к одному из покупателей этих ресурсов, то есть к правительству, тем самым уменьшается давление валютных ресурсов на курс рубля. В прошлые годы приток валюты был настолько большим, что такие покупки лишь частично снижали это давление и одновременно уменьшали прирост рублевой денежной массы, но он все равно оставался чрезмерным.

Центральный банк РФ или правительство в лице Минфина могут использовать валютные ресурсы только для внешних операций или сохранять их во внешних активах. Центральный банк размещает доллары за рубежом на валютных счетах. Долларовые счета открывают в ФРС исключительно банкам США и некоторым международным финансовым институтам. Чтобы предоставить российским предприятиям и гражданам возможность открыть валютные счета, скажем, в ВТБ или в Сбербанке, последние должны открыть корреспондентские счета в американских банках или в других, у которых есть счета в этих банках. (Упрощенно, доллары обращаются по валютным счетам в долларовой системе.) Аналогично, если предприятия, например стран СНГ, хотят проводить расчеты в рублях, они должны иметь рублевые счета в банках, у которых есть корреспондентские связи с российскими банками, в свою очередь имеющими счета в ЦБ РФ. Чтобы долларовые средства не лежали мертвым грузом, Банк России размещает их под проценты или покупает ликвидные и надежные ценные бумаги, номинированные в долларах или другой валюте.

Если бы правительство решило средства резервных фондов не хранить в валюте на счетах в ЦБ, а поменять на рубли, то доллары все равно остались бы у ЦБ, а дополнительно у правительства появилась бы эквивалентная сумма в рублевом эквиваленте. Независимо от того, размещает Минфин свою валюту на валютных счетах в ЦБ или продает ему валюту, валютные средства размещаются на валютных рынках. При создании правительственного агентства по управлению резервами надо иметь в виду, что оно должно будет действовать по аналогии с ЦБ.

Другими словами, вся заработанная отечественным бизнесом валюта, за вычетом того, что уходит в виде расчетов, погашения кредитов или инвестиций вне России, размещается предприятиями, Центральным банком РФ и правительством в зоне иностранных валют. Способность ЦБ сохранять часть пришедших в страну средств в виде золотовалютных резервов в иностранных активах обеспечивает функционирование всей финансовой системы и доступ к валюте любого предприятия и гражданина. Это позволяет приобретать иностранные технологии, импортные товары, привлекать зарубежные кредиты и инвестировать средства в проекты за границей.

Правила размещения Центробанками своих резервов и уровень надежности активов, в которые их размещают, согласованы всеми странами. Активы, в которые инвестируют средства ЗВР, должны быть очень надежными и ликвидными. Отступление от установленных жестких критериев приведет к тому, что часть валютных активов не будет засчитана в ЗВР, и инвесторы будут считать, что международные расчеты России менее обеспечены. Именно эти правила и правила формирования валютного курса определяют предсказуемость курсовой политики в стране и соответственно ее инвестиционную привлекательность. Аналогично действуют все страны. Например, Китай, получая огромные валютные доходы от экспорта, существенную их часть сберегает, размещая в иностранных активах. Поэтому расхожее мнение, что заработанную от экспорта нефти и газа валюту надо размещать на внутреннем рынке или полностью расходовать полученные государством средства от нефтегазового сектора, — это заблуждение и самый распространенный миф о российской экономике периода быстрого роста цен на углеводороды [2].

 

2.3 «Методы решения от  «голландской болезни» в условиях российской действительности

Для устранения угрозы превращения России в сырьевой придаток государств Запада и государств АТР, прежде всего Китая, необходима замена самой модели экономического развития. С одной стороны, уже сейчас необходимо изменить макроэкономическую политику, отменив практику ревальвирования рубля, провоцирующую " голландскую заболевание ". " Замороженные " в различного рода резервных фондах госсредства, нужно в начать вкладывать реальные активы. При этом приоритет следует дать не предприятиям нефтегазового комплекса, а компаниям, стоимость акций которых в долгосрочной перспективе негативно коррелированна с ценами на нефть.

Таблица 2.4

Методы  борьбы с голландской болезнью

Подход

Метод

Протекционизм

- защита обменного курса  и торгуемых товаров;

-повышение тарифов или  сокращение импортных квот;

Диверсификация

-прямые инвестиции в избранные несырьевые отрасли;

-перераспределение бюджетных доходов для более равномерного доступа населения к ресурсному богатству;

- развитие финансовой системы;


 

 

Лечение «голландской болезни» - проблема долгосрочной структурной политики государства. Только постоянная и целенаправленная работа в области реструктуризации экономики создаст условия для преодоления «голландской болезни»[8].

Таким образом, в 2000—2012 гг. в России наблюдалось резкое усиление платежного баланса за счет роста цен на нефтегазовые ресурсы (нефть, нефтепродукты и газ), что повлияло на основные тенденции в экономике. В результате реальный эффективный курс рубля вырос на 90,1%.

Центральный банк РФ избрал политику частичного сдерживания укрепления национальной валюты, увеличивая золотовалютные резервы путем интервенций на валютном рынке и смягчая денежно-кредитную политику. Главным следствием данной политики стали опережающее нарастание импорта и снижение конкурентоспособности российской экономики.

Основным инструментом сдерживания негативного влияния сильного платежного баланса выступает политика правительства по сбережению части нефтегазовых доходов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, сохраняемой в иностранных активах. Уровень сбережений за прошедший период был недостаточным из-за постоянного пересмотра и смягчения критериев формирования резервных фондов. Дополнительным следствием политики ЦБ РФ и правительства по смягчению денежно-кредитной политики стал избыточный рост денежного предложения, что не позволило достичь целевых показателей инфляции и снизить кредитные ставки на рынке.

Политика Центрального банка РФ оправданно переориентируется на достижение целевого показателя инфляции и уменьшение интервенций на валютном рынке.

Правительство в условиях сильного платежного баланса должно обеспечивать необходимый объем сбережений нефтегазовых доходов для сохранения стабильности макроэкономических показателей. Базовую цену на нефть при формировании бюджетного правила целесообразно установить на уровне 80 долл./барр. в постоянных ценах[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно определению, «голландская болезнь» заключается в деиндустриализации экономики в результате открытия нового источника природного ресурса. Ее механизмом является рост курса национальной валюты страны вследствие улучшения торгового баланса, что делает продукцию отраслей обрабатывающей промышленности менее конкурентоспособной.

В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в добывающий, который создает меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта сырья ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. А именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста[28].

«Голландская болезнь» делает экономику гораздо более волатильной: и ресурсный сектор, и неторгуемый, живущий на спрос, генерируемый экспортерами сырья, целиком зависят от мировых цен на ресурс, что отрицательно сказывается на инвестиционной активности, особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.

«Сырьевая» модель отечественной экономики не в состоянии обеспечить ее устойчивое развитие хотя бы потому, что запасы рентабельных нефтегазовых месторождений относительно скоро истощатся, а разработка новых месторождений наверняка окажется исключительно капиталоемкой. Кроме того, именно освоение нефтегазовых месторождений в труднодоступных районах требует создания и задействования высоких технологий. Таким образом, без перехода к «высокотехнологичной» модели Россия может лишиться «несырьевого», но и «сырьевого» будущего. В связи с этим главной задачей российской экономической политики становится трансформация нефтедолларовых доходов в потенциал высокотехнологичного развития экономики.

Большой запас природных ресурсов не является для экономики злом. Но природные ресурсы подразумевают большой риск и требуют тщательного выбора экономической политики фактически все механизмы отрицательного воздействия относительной избыточности природных ресурсов на экономический рост или связаны с государством, или, по крайней мере, могут им контролироваться. Результаты исследований не доказывают, что страны, богатые ресурсами, жили бы лучше, если бы избавились от них. Ресурсное проклятие – это отрицательное влияние структуры экономики на темпы экономического роста. Чтобы развиваться быстрее, нужно не уничтожать природные ресурсы, а заменить их другой продукцией. Ресурсное проклятие свидетельствует об отрицательном влиянии не самого наличия природных ресурсов, а их доминировании в национальном хозяйстве.

Не смотря на то, что симптомы «голландской болезни» не приняли катастрофический характер, сегодняшняя сырьевая модель экономики России подвержена опасности их дальнейшего развития.

Протекционизм и девальвация национальной валюты не представляются эффективными мерами борьбы с «голландской болезнью» в российских условиях. В связи с этим остро стоит необходимость диверсификации экономии[16].

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.                 Монтес М.Ф., Попов В.В. «Азиатский вирус» или «голландская болезнь»? Теория и история валютных кризисов в России и других странах: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 136с
  2. Кудрин А.  Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики, 2013, №3. М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»», 2013. – 160 с. С.4-19.
  3.   Вакуленко С.Российский анамнез «голландской болезни».
  4. Гуриев С., Сонин К. Экономика «ресурсного проклятия». // Вопросы экономики, №4, 2008.
  5. Гильмундинов В. М. «Голландская болезнь» в российской экономике: отраслевые аспекты проявления// ЭКО. – 2008 - №12, с. 18
  6. . Гильмундинов В. М. «Голландская болезнь» в российской экономике: отраслевые аспекты проявления// ЭКО. – 2008. - №12, с. 18
  7. Фетисов Г. Г. Задачи снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики // Проблемы прогнозирования. 2008. N 3.
  8. Фетисов Г. Г. Задачи снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики // Проблемы прогнозирования. 2008. N 3.
  9. Чигрин А.Д.Производить невыгодно: последствия "голландской болезни" в России // ЭКО. -2008. -№ 1,с.3
  10. Чигрин А.Д.Производить невыгодно: последствия "голландской болезни" в России // ЭКО. -2008. -№ 1, с.4
  11. Гуриев С. Экономика «ресурсного проклятья» // Вопросы экономики. – 2008. - №4, с. 64
  12. Гильмундинов В. М. «Голландская болезнь» в российской экономике: отраслевые аспекты проявления// ЭКО. – 2008 - №12, с. 22
  13. Там же, с. 23
  14. С. Гуриев, Экономика «ресурсного проклятья» // Вопросы экономики. – 2008. - №4с. 74
  15. . Гильмундинов В. М. «Голландская болезнь» в российской экономике: отраслевые аспекты проявления// ЭКО. – 2008 - №12.
  16. С. Гуриев. Экономика ресурсного проклятия, Вопросы экономики №4 2008, с. 62
  17. Голландская болезнь – интереснейший феномен в международной экономике. http://fb.ru/article/36075/gollandskaya-bolezn-interesneyshiy-fenomen-v-mejdunarodnoy-ekonomike
  18. Попов А.В. России обостряется «голландская болезнь».RBK Daily. www.rbcdaily.ru/archive/2005/01/19/362
  19. Ramirez A. Epistolario de Justo Lapsio y los espanoles. Madrid: Castalia, D.L., 1966. P.374.
  20. Alexandre Adler Richesse pétrolière, pauvreté démocratique. – “Le Figaro”, 2009 №8
  21. Gylfason T. ‘Natural Resources, Education, and Economic Development’, European Economic Review 45
  22. Hilaire N. Dutch Disease, Oil and Developing Countries // December 2004 Lartey E. Capital Inflows, Dutch Disease Effects and Monetary Policy in a Small Open Economy. – Boston College: January 12, 2009
  23. TransparencyInternational.CPI2009,www.transparency.org/policy_research/тsurveys_indices/cpi/2009/cpi_2009_table

Информация о работе Голландская болезнь в России