Безработица, ее сущность, причины и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение безработицы как проявления макроэкономической нестабильности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 Описать сущность, причины и формы безработицы;
 Изучить социально-экономические последствия безработицы;

Содержание

Введение 3
1.Безработица, ее сущность, причины и формы 5
2.Социально-экономические последствия безработицы 11
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции 15
3.1 Кривая Филлипса для краткосрочного периода 15
3.2 Кривая Филлипса для долгосрочного периода 18
4.Проблема безработицы в Республике Беларусь 21
Заключение 33
Список использованных источников 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

5619 - Макро - Безработица как проявление макроэкономической.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что  проблему нерегистрируемой безработицы  невозможно решить "в лоб", и здесь нет и не может быть одного универсального "рецепта". Это связано со значительной разнородностью представителей данной группы, отличающихся как по своим социально-демографическим и экономическим характеристикам (полу, возрасту, образованию, профессии и т.д.), так и по реализуемой модели экономического поведения. В рамках выявленной модели экономического поведения незарегистрированных безработных можно выделить основные "социологические портреты" типичных представителей этой группы.

Тип 1. "Индивидуал" - представитель сферы нерегистрируемой занятости, носитель активного, рыночного типа экономического поведения. Работает в области малого производства либо сфере услуг, обычно на дому. Спектр конкретных занятий весьма широк: пошив и ремонт одежды, обуви; выделка меха, кожи; слесарные и столярные работы; приготовление продуктов питания с последующей реализацией; выращивание на приусадебном участке овощей, фруктов, лекарственных трав на продажу; репетиторство, консультации и т.д. Представители данной группы незарегистрированных безработных - как мужчины, так и женщины, в возрасте, как правило, от 30 лет и старше. К этому возрасту приобретаются и закрепляются навыки, позволяющие "индивидуалу" поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности для сохранения и укрепления своей ниши на рынке.

Тип 2. "Теневик" - представитель полулегальной, нелегальной и криминальной сфер экономики. Носитель псевдорыночного, потребительского типа экономического поведения; нередко - профессионал своего "дела"; как правило, не занимается производством. Стратегия экономического поведения состоит в перераспределении благ в свою пользу любыми средствами (шантаж, мошенничество, рэкет и т.д.).

Тип 3. "Люмпен" - представитель "коренной" подгруппы незарегистрированных безработных - социальный иждивенец, носитель приспособленческого, потребительского типа экономического поведения.

Тип 4. "Профессионал" - специалист высокого или среднего уровня квалификации, уволенный с последнего места работы по сокращению или ушедший по собственной инициативе, к примеру, из-за низкой оплаты труда; носитель профессионального типа экономического поведения. Считает ниже своего достоинства обращаться за помощью в трудоустройстве на "биржу труда"; как правило, достаточно высоко оценивает свою конкурентоспособность, верит в себя и свои силы, и поэтому занимается поисками подходящего места самостоятельно. "Готов приступить к работе в любой момент, как только подвернется что-то действительно стоящее" (из интервью с инженером-программистом, высвобожденным в результате закрытия фирмы). До тех пор, пока подходящая вакансия не найдена, представители этой группы занимаются, как правило, профессиональным надомным трудом (например, ручной сборкой компьютеров на дому, написанием компьютерных программ по заказу и др.) [9].

Тип «Индивидуал» достаточно широко представлен в  Беларуси, особенно в сферах пошива одежды, репетиторства (в городах), столярные и слесарные работы.

Тип «Теневик»  встречается крайне редко из-за политики государства по противодействию  экономической преступности.

Тип социальных иждивенцев в Беларуси неразвит из-за достаточно низкого уровня жизни населения.

Тип Профессионал особенно распространен среди программистов, работающих по заказам зарубежных работодателей, что актуально на сегодняшний день.

Из выделенных типов незарегистрированных безработных  два - "теневик" и "люмпен" - бесперспективны в плане изменения модели их экономического поведения, поскольку не мотивированы к легальной трудовой деятельности. Первый ориентирован на получение максимума выгод при минимуме затрат, второй - испытывает "неприязнь" к самому процессу труда. Таким образом, реальная работа возможна в отношении двух перспективных типов - "профессионала" и "индивидуала". Применительно к ним возможна разработка социально-экономических механизмов регуляции их экономического поведения.

В условиях переходного общества, когда легально работающие предприятия и организации зачастую не могут обеспечить представителям перспективных типов возможность реализации их экономических интересов, характерной особенностью поведения как "профессионала", так и "индивидуала" является стремление к самостоятельной занятости, при которой они занимаются на дому тем, чем занимались в рамках организации (на заводе, фабрике). Наиболее предприимчивые представители этой группы не ограничиваются "домашними поделками", а создают незарегистрированные малые предприятия, как правило, в сфере услуг.

Самостоятельную занятость в сложившихся социально-экономических  условиях Республики Беларусь следует  рассматривать как реальную возможность снижения уровня нерегистрируемой безработицы, повышения экономической активности населения, создания новых рабочих мест. Кроме того, в период становления рыночных отношений неоценима роль самостоятельной занятости в связи с ее способностью формировать и поддерживать конкурентную среду, противодействующую монополистическим тенденциям.

Белорусский рынок  труда в условиях административного  контроля лишь над уровнем официальной безработицы (основная цель программ содействия занятости) выработал собственные адаптационные механизмы. К основным из них можно отнести расширение неофициальной части рынка труда и рост фактической безработицы, региональную дифференциацию рынков труда, снижение эффективности занятости, рост иррациональных форм занятости (теневая занятость, скрытая безработица, сохранение избыточной численности работников на микроуровне, сверхзанятость ряда социально-демографических групп и пр.).

Исследование  региональных различий в состоянии  рынка труда Беларуси позволяет сделать вывод о существенной дифференциации - не только по уровню безработицы, но и по доле лиц, обратившихся в службу занятости, их структуре, конъюнктуре официального рынка труда. Значительно варьируется доля женщин среди обратившихся в службу занятости (например, в Витебской области - в пределах 33-59%), студентов и учащихся, желающих работать в свободное от учебы время (от 11,6% до 42,2%). Достаточно сильны региональные различия за пределами официальной части рынка труда. Например, доля незанятого населения в трудоспособном возрасте колеблется в пределах 6-47,5% (при республиканском значении 14,7%) [9].

Исследование  региональных различий в состоянии  белорусского рынка труда показало, что сильную связь с динамикой  фактической безработицы имеют  показатели, характеризующие число субъектов спроса на труд в регионе - количество малых и промышленных предприятий. Чем больше свободных рабочих мест и вакансий в регионе, тем ниже будет уровень фактической безработицы. В регулировании белорусского рынка труда это сводится к установлению заданий по созданию новых рабочих мест и поддержанию существующих. То есть вместо того чтобы создавать экономические условия для появления новых рабочих мест (стимулирование развития предпринимательства, упрощение налогообложения и пр.), административно задаются параметры их сохранения.

Вместе с  тем следует отметить, что количество и качество рабочих мест в экономике (т.е. спрос на труд) формируются под влиянием макроэкономических явлений: совокупных доходов домохозяйств, предприятий, государства и инвестиционной активности в стране. Поэтому административные задания по созданию новых рабочих мест или сохранению действующих оказываются, как правило, малоэффективными. Такие рабочие места будут просто непривлекательными в глазах работников (из-за низкой заработной платы) и экономически нецелесообразными для работодателей, большинство их которых на данный момент, наоборот, заинтересованы в сокращении персонала.

В итоге рабочая  сила курсирует между давно существующими  и, в общем-то, малоэффективными рабочими местами, воспроизводя тем самым сложившуюся структуру занятости. Поэтому модель белорусского рынка труда представляет собой замедленный бег на месте.

Согласно официальной  статистике, наиболее востребованными  профессиями считаются строительные, в то время как профессии бухгалтера, экономиста, юриста – наиболее невостребованными.

Однако наличие официальных  данных сложно проверить на адекватность. Представляется, что, с одной стороны, рынок труда является рынком в  естественном смысле этого слова. Причем это касается как Минска, так и остальных городов страны. В Беларуси наблюдается дефицит на рабочие специальности, строительные, технические. Однако если ты – специалист – легко найти и работу бухгалтера, юриста, программиста [14].

В тоже время, страна производит тысячи специалистов, которые не являются специалистами в буквальном смысле этого слова. Специфика регуляторной среды учреждений образования приводит к тому, что окончивший институт или техникум (ПТУ) молодой специалист не знает ничего из того, что требует его специальность. Однако юношеский максимализм и завышенные ожидания диктуют требования по начальной зарплате в 300-400 долл. Они накладываются на 35% социальных налогов, неразвитость частного сектора, плачевное состояние госсектора и приводят к тому, что часть молодежи регистрируется на бирже труда, поскольку работу по специальности найти невозможно.

С другой стороны, рынок  труда стремительно скатывается  в состояние дефицитности. Наличие  навыков, востребованных рынком, приводит к массовой утечке не только мозгов, но и рук. Программисты, строители, маркетологи и дизайнеры все активнее ищут и находят работу в России и Украине. Более того, правительства многих европейских государств, все чаще сталкиваясь с дефицитом рабочей силы в своих странах, начинают где разговоры, а где и реальные действия, по привлечению трудовых мигрантов в свои страны. Для Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, белорусы – идеальная нация – белые (как ни цинично это звучит), образованные, законопослушные, желающие реально интегрироваться в культуру и специфику страны проживания.

Дальнейшее продолжение  всех этих трендов приведет к постепенной «молдавизации страны» – все больше хороших строителей, инженеров, учителей, врачей, менеджеров будет искать работу на рынках стран СНГ, в первую очередь, в России и Украине. Сотни лучших студентов ежегодно всеми правдами и неправдами останутся учиться и работать в странах Евросоюза и США.

Следствием значительной эмиграции молодых, с одной стороны, и опытных, с другой, будет ухудшение качества услуг в стране и повышение их стоимости. Молдаване любят рассказывать о высокой стоимости недвижимости в Кишиневе, о том, что в расчете на душу населения в Кишиневе больше автомобилей, чем в любой другой стране СНГ. О том, что на прием к хорошему доктору нужно ехать в соседние страны. О том, что качество образования в собственных ВУЗах очень низкое, а цены – высокие. Все это – следствие неконкурентоспособности национального рынка труда. Денежные переводы гастарбайтеров не дают умереть стране, поддерживая тех, кто остался. Однако говорить о развитии этой страны пока сложно. В случае ухудшения экономической ситуации в Беларуси, нас вполне может ожидать молдавский сценарий. Благо, что нам есть что предложить рынку труда во многих странах [14].

Попытки же импорта недостающей  рабочей силы в современных белорусских экономических и политических условиях приведут к импорту дешевых и низко квалифицированных специалистов, которые только будут создавать дополнительное социальное и экономическое давление в стране среди тех специалистов, которые не востребованы (или считают, что им недоплачивают), а также среди безработных.

В целом в  Беларуси проводится политика поддержания  официальной безработицы на минимальном пороге естественного уровня безработицы. Но он в силу необходимости структурной перестройки экономики по логике должен расти. Поэтому основные усилия нужно направить не на ограничение растущей безработицы, а на помощь национальной экономике в проведении эффективной реструктуризации производства и занятости.

На основании анализа  тенденций развития рынка труда  Беларуси можно сделать выводы о наличии следующих проблем, на решение которых следует ориентировать государственную и региональные программы занятости населения: во-первых, невысокая экономическая эффективность занятости в Беларуси; во-вторых, превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Реструктуризационные процессы, реформирование экономики Беларуси, модернизация убыточных производств и структурно больных отраслей, участие в процессах глобализации мирового хозяйства активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд; в-третьих, растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения – профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка; в-четвертых, усиливающаяся регионализация рынков труда, появление критических и напряженных рынков труда, ситуация на которых значительно хуже средне-национальной картины; в-пятых, наличие теневой занятости; в-шестых, низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда [8].

Таким образом, в ходе анализа белорусского рынка труда  выявлены ряд проблем, которые следует учитывать при формировании политики занятости.

Основными документами, лежащими в основе разработки Государственной и региональных программ занятости населения, являются: Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»; планы социально-экономического развития областей и регионов; отраслевые программы развития, создания или сокращения рабочих мест; планы реструктуризации предприятий, особенно градообразующих; программные документы и планы действий профессиональных союзов.

Цель политики занятости  в Беларуси сформулирована как «создание  организационных и экономических условий для повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадровой поддержки регионального экономического роста и минимизации социально-негативных последствий реструктуризации, профилактика роста безработицы и смягчение ее негативных последствий с учетом региональных особенностей».

Информация о работе Безработица, ее сущность, причины и формы