Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:51, курсовая работа
В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики. Под «теневой экономикой» в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовой национальный продукт страны. К ней относится сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Теневая экономика в России, коренным образом отличается не только от «западной», но и от «восточноевропейской».
Введение
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики. 4
Понятие теневой экономики. 4
Причины возникновения теневой экономики. 6
Механизм функционирования теневой экономики. 8
Глава 2. Теневые процессы в российской экономике. 10
2.1. Структура теневой экономики в России. 10
2.2. Масштабы и динамика теневых процессов. 14
2.3. Пути преодоления теневой экономики. 16
Заключение
Библиографический список.
Рассмотрим подробнее. Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, специализирующееся на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров.
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Глава 2. Теневые процессы в российской экономике.
Хотя процесс формирования капиталистического общества в России находится в самом начале, некоторые черты российского капитализма уже определились. Можно сказать, что в стране возникает "теневой капитализм". Одними из его важнейших характеристик являются институционализация теневой экономики, превращение ее в устойчивый элемент экономической системы, тесное переплетение с легальной хозяйственной деятельностью, а также огромные ее масштабы. Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках "перехода к рынку". Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать.
2.1. Структура теневой экономики в России.
По данным Госкомстата России за первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 10-11%, в 1995 г. - 20, в 1996г. - 23%2, сейчас она составляет 35-40%. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с преступными сообществами.1
Всю теневую экономику по характеру связи с производством можно подразделить на две части:
Кроме того, различают субъекты теневой экономики, соответствующие типажи, используемые методы и формы теневой деятельности которых образуют своего рода пирамиду.
На ее вершине – наиболее криминальные элементы теневой экономики: торговцы наркотиками и оружием, бандиты-грабители, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и другие носители пороков современного общества. Также сюда можно отнести коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. На долю этих элементов приходится от 5 до 25% всей теневой экономики.
Среднюю часть пирамиды образуют теневики-хозяйственники. К их числу следует причислить предпринимателей, промышленников, банкиров и аграриев, мелких и средних бизнесменов, включая челноков – организаторов собственного дела. Они вынуждены уходить в «тень» в основном потому, что издержки их деятельности превышают соответствующе выгоды и доходы. В этой ситуации деловому человеку остается три возможности: 1) бросить свое дело, свернуть производство, перевести капитал за границу; 2) попытаться получить налоговые льготы; 3) уклониться от налогов, перейти на наличные расчеты, т. е. уйти в теневую экономику.
Третья группа субъектов представлена наемными работниками физического и умственного труда. К ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют взятки. У этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе обычно не является противоправным, но в силу различных обстоятельств эти занятия выводятся из-под действия закона.
Здесь речь идет более чем о 30 млн. человек экономически активного населения страны, которые производят более 40% ВВП. У этих групп есть общий интерес и общие формы его реализации. Общий интерес заключается в получении дополнительного дохода за пределами правового поля, а реализуется он благодаря вывозу капитала за рубеж, который составил за последние годы от 120 до 300 млрд. долл. Представители первых двух групп добиваются этого путем незаконных операций с сырьем, инвестициями и товарами, при помощи фиктивных документов, то субъекты третьей группы могут вывозить в основном лишь свой «человеческий капитал» - «рабочие руки» и «мозги».
Но существуют также принципиальные различия, которые сводятся к следующим позициям.
Во-первых, криминальные структуры, как правило, в отличие от теневиков-хозяйственников действуют в сфере обращения при распределении и перераспределении доходов. Основные способы «присвоения» ими части доходов связаны с внеэкономическими методами, связанные с насилием: шантаж, вымогательство, обеспечение «крыши» мелким и средним предпринимателям за определенную плату, различные методы угроз вплоть до заказных убийств. Что касается теневиков-собственников, то они изначально являются законными собственниками производимых доходов. Они лишь в дальнейшем уводят часть доходов из-под действия законов и правовых норм. Обычно такие шаги являются вынужденной мерой, обусловленной невыполнением принятых обязательств партнерами, откровенным обманом при совершении сделок, использованием силовых методов ведения дел и т.д. Часто им нельзя действовать по-иному, потому что выполнение существующих правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской активности. Нередко им приходится привлекать криминальных объектов в качестве «крыши» для своих сделок. Иначе нельзя: официальное обращение в правоохранительные органы в случае невыполнения договоренности исключается, поскольку сделки незарегистрированы.
Второе различие связано с тем, что криминальную группу теневиков объективно устраивают существующие условия. Чем выше неупорядоченность в экономике, чем слабее власть, тем для них лучше. Такие условия хозяйствования позволили криминальным структурам взять под свой контроль до 90% предприятий и организаций, которые выступают создателями основной массы криминальных доходов. Чтобы сохранить такую ситуацию активно используется подкуп должностных лиц, распространяется организованная преступность.
Теневики-хозяйственники наоборот заинтересованы в ослаблении влияния криминальных элементов, ведь только плата за «крышу» приводит к удорожанию товара и услуг примерно на 30%, а это наносит удар по доходам теневиков. Их положение осложняется тем, что на них оказывается влияние с двух сторон. С одной стороны на доходы теневиков посягают криминальные структуры, вынуждая их идти на нарушения юридических норм хозяйствования для сохранения предельного уровня доходов; с другой – они находятся под надзором правовых органов.
В-третьих, разным является поведение
отдельных групп теневой
Суммируя все вышеизложенное можно сформулировать общие выводы:
Приватизация.
Приватизация стала одним из реформационных процессов, сопряженных с бумом теневой экономики в России. Начиналась она под лозунгом «народной приватизации». Было обещано сделать граждан России субъектами собственности.
Результаты же оказались прямо противоположными: произошел величайший в истории раздел богатства, созданного многими поколениями. Это богатство было захвачено получившей к нему доступ группой лиц.
Государство уступило не только свою собственность по почти символическим ценам, но и поспешило отказаться от наиболее прибыльных хозяйственных объектов. Это можно было бы понять, если государство предпочло текущей выручке от приватизации гарантированный поток частных инвестиций в приватизированные объекты. Однако на деле этого не наблюдалось. Хуже того, при фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретение имущества не для того, чтобы завести дело, а ради перепродажи по реальной цене.
Что касается акций, приобретенных работниками на льготных условиях, то они не подлежали продаже в течение трех лет с момента регистрации покупки, а приватизационный счет, под которым понималось государственное свидетельство о праве его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности, предполагалось сделать именным и вовлечение его в свободный оборот исключалось.
На практике приватизационные вклады были подменены приватизационными чеками («ваучерами») и их свободный оборот ничем не ограничивался.
Таким образом, сформировался такой механизм приватизации, который позволил передать основную часть собственности в руки избранных, а в результате образовалась элита крупнейших собственников при отделении от собственности основной массы граждан. Такая структура общества типична для страны с широким распространением теневой экономики, которая процветает там, где налицо элитный частный собственник, который получает и увеличивает собственность не с помощью повышения эффективности производства, а используя свое положение.
Теневые процессы в социальной сфере.
В последнее время круг субъектов теневого поведения стал заметно шире. Это далеко не только «субъекты экономики» (крупные и мелкие бизнесмены, директора предприятий и др.). Сегодня это также политики, включая чиновников «высшего эшелона»; ученые, врачи, преподаватели всех видов учебных заведений, работники культуры и т. д. В общем, в современной России теневые процессы захлестнули не только экономику, но и российское общество в целом.
Под «теневизацией общества» Р.В. Рывкина понимает постепенное расширение масштабов теневых процессов за рамки экономики, то есть «захват» ими все новых и новых сфер жизни страны, в результате чего открытая часть жизни все более сокращается. «Широта захвата» в основном и отличает теневые процессы в обществе от теневой экономики.2
Если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они, конечно, вторичны по отношению к теневой экономике. То есть, являясь источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни. Естественно, что модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Из-за этого «теневое пространство» в стране постоянно расширяется, захватывает все новых социальных субъектов, новые социальные организации, новые социальные институты.
Второе существенное
отличие теневых социальных отношений
от теневой экономики состоит
в том, что в социальной сфере
результатом теневой
Коррупция. Если бизнесмен дает взятку крупному чиновнику, чтобы он «протащил» во власть нужного человека, то в этой ситуации взятка не дает финансовой прибыли, а улучшает социальную среду данного бизнесмена, потому что «свой человек» будет защищать интересы той компании, которая его продвинула. Или же теневой институт репетиторства, который возник в рамках сферы образования и базируется на оплате труда педагогов. Здесь тоже главным являются не деньги, а социальные показатели – поступление обучавшихся в соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое ученики получили от репетиторов.
Теневые процессы могут реализовываться вообще без участия денег.
Теневые кадровые перестановки в высших эшелонах власти, например, осуществляются путем неофициальных и закрытых переговоров и договоренностей. В СМИ сообщаются только результаты.