Проблема развития международных экономических связей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Производительные силы становятся всемирными в результате международной специализации и кооперации производства, проявляющихся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается "дополнительная" сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого звена образующейся системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что приводит в конечном счёте к усилению целостности этой системы. Последняя во все большей мере приобретает потенциал, превышающий сумму потенциалов составляющих её частей.

Содержание

Введение
Экономические основы международной специализации производства.
Проблема развития международных экономических связей России.
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 79.17 Кб (Скачать документ)

Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик.

  3. Международная миграция  рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы – одна из форм международных экономических отношений.

Рынок труда России, особенно к концу 90-х годов, стал притягательным для сотен тысяч легальных (и миллионов нелегальных) трудовых мигрантов из других стран. Таким образом, Россия в течение последнего десятилетия превратилась в активного участника международного рынка труда. Однако зачастую это приводит к негативным последствиям для российской экономики.

Отсутствие должного регулирования потоков международной трудовой миграции приводит к концентрации мигрантов не в тех отраслях и регионах, которые действительно испытывают нужду в дополнительных рабочих руках, а там, где они могут рассчитывать на быстрый и далеко не всегда честный заработок. Существование в российской экономике значительной доли теневого бизнеса, нескоординированность действий в отношении незаконной занятости приводят к тому, что казна теряет ежегодно в виде недополученных налогов десятки миллиардов рублей.

Открытие границ после распада СССР и распространение информации о возможностях миграции за рубеж на фоне снижения уровня жизни и свертывания некоторых отраслей экономики заставили часть россиян искать новые возможности заработков. Формирование стратегий адаптации к новым экономическим условиям привело к значительной трудовой миграции за рубеж – россияне стали активными участниками международного трудового обмена. Наши высококвалифицированные специалисты и учёные, спортсмены и артисты, преподаватели и врачи, технический персонал оказались достаточно востребованными на Западе.

Россия превращается в крупного экспортёра рабочей силы на рынки труда других стран – ежегодно только по контрактам выезжает на работу 45-50 тыс. человек. Основными странами трудоустройства россиян являются Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды.

По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно число наших соотечественников, пребывающих на заработках в различных странах, довольно сложно. Ведётся статистика по выезду, но нет статистики по числу работников за рубежом. В научной литературе таких оценок немного, и подробных исследований по этому вопросу не проводилось. По оценкам МОТ, в настоящее время за пределами России живут свыше 600 тыс. её граждан с целью осуществления трудовой деятельности как по своей основной специальности, так и в сфере мало- и неквалифицированной занятости, получая заработную плату непосредственно от иностранных работодателей.

Среди позитивных социальных последствий для России можно отметить возможность приобретения работниками за рубежом более высокой квалификации, получение новых знаний, овладение новыми технологиями в сфере профессиональной деятельности. К отложенным эффектам можно отнести экономию на затратах на подготовку и пере подготовку персонала, повышение квалификации работников. Негативный аспект – во многих случаях мигранты вынуждены заниматься деятельностью, которая непосредственно не связана с их уровнем образования и профессией.

В заключении, следует отметить, что российская диаспора выполняет важные социально-экономические функции. Это разработка и продвижение проектов в сфере бизнеса, торговли, научно-технического сотрудничества, образования, социальной поддержки населения.

  4. Проблемы инвестиционного  имиджа России.

В современном мире экономическое развитие обеспечивается, прежде всего, нововведениями – организационными, технологическими, продуктовыми. Особое значение имеют в этой связи прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые в отличие от других форм экспорта капитала включают не только денежные средства, но и значительный инновационный компонент.

Для России, не испытывающей сейчас недостатка в денежных средствах благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, важен именно обеспечиваемый ПИИ трансферт передовых производственных и управленческих технологий. Однако, несмотря на постоянный рост иностранных инвестиций в российской экономике, о больших успехах в их привлечении не приходится говорить ни в плане их макроэкономической роли, ни в плане использования потенциальных возможностей. В числе прочего подобная ситуация обусловлена недостаточным вниманием к проблеме инвестиционного имиджа страны.

С теоретической и практической точек зрения важно различать два тесно связанных между собой понятия – инвестиционный климат и инвестиционный имидж.

Инвестиционный климат – комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. Инвестиционный климат может быть условно представлен как специфический ресурс, предложение которого связано с конкуренцией за инвестиции между различными территориями, включая страны и регионы. Этот ресурс достаточно сложен, и его оценка потенциальными инвесторами (т. е. инвестиционный имидж), зависит от множества факторов, в том числе и субъективных.

Благоприятный инвестиционный климат – базовое условие притока капиталовложений из-за рубежа. Однако на практике часто имеют место информационные искажения, влияющие на инвестиционный имидж страны и деформирующие его. Для России эта проблема сейчас стоит весьма остро, поэтому её следует рассматривать в качестве самостоятельного и немаловажного аспекта экономической политики.

Инвестиционный имидж – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Его формируют три взаимосвязанных фактора: фактическое состояние инвестиционного климата, представления или предпочтения инвесторов (часто обусловленные неэкономическими причинами), характер информации о положении дел в стране.

Инвестиционный имидж России формируется во многом под влиянием реальных процессов в инвестиционной сфере, которые неоднозначны. В последние годы Россия заметно прогрессировала в привлечении иностранного капитала по сравнению с 90-ми годами, но по-прежнему не входит в число государств, лидирующих в привлечении иностранного капитала. Однако по экспорту капитала Россия превращается во всё более заметного игрока в своей группе стран. О неоднозначности процессов в этой сфере говорят но только количественные (масштабы инвестиций, соотношение их притока и оттока, чистый приток/отток капитала, доля иностранных инвестиций в ВВП, валовых капиталовложений и на душу населения и т. д.), но и качественные показатели. Последние отражают давно отмечаемые тенденции крайне неравномерного распределения инвестиций по регионам и отраслям, а также снижение доли ПИИ в их общем объёме.

В последние десятилетия инвестиционные ресурсы в России часто используются крайне нерационально. Большие надежды возлагаются на их внешние источники, однако фактическое положение дел пока нельзя назвать удовлетворительным, ибо в стране не созданы надежные гарантии для иностранных инвесторов.

Наибольшие инвестиции продолжают направляться в топливно-энергетический комплекс России, в том числе иностранные - около 25%, но и в этой сфере доля последних крайне мала и едва достигает 13% в общем объёме финансирования. По состоянию на начало 2002 года при сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в нефтегазовые проекты примерно 5,5 млрд. долл. около 60% приходится на инвесторов из США. Общая же сумма накопленных Россией ПИИ на тот момент составила всего чуть более 15 млрд. долл. Это по меркам других стран переходной экономики, например Китая, Венгрии, Польши и др., очень немного. Отсутствие условий для более успешного привлечения в страну иностранных инвестиций серьёзно тормозит начавшийся в последние годы экономический рост.

Топливно-энергетический комплекс сегодня является базовой и системообразующей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить реальный прорыв не только к её дальнейшему устойчивому и ускоренному развитию, но и к коренному преобразованию. В первую очередь это касается энергетического сырья — нефти и газа, в меньшей степени - угля. Существенную роль по-прежнему будут также играть лес, цветные металлы - алюминии, медь, цинк, никель; железорудные концентраты и листовой прокат; драгоценные металлы — золото, платина, палладий; урановое сырьё и редкие металлы, а также необработанные алмазы и бриллианты.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением известного российского специалиста в области проблем мировой энергетики профессора Ю. Ершова. Он считает, что пора поставить точку в бесперспективном противостоянии различных оценок и подходов в вопросе выбора наиболее эффективных путей социально-экономического развития России, с самобичеванием и комплексом неполноценности по поводу нашей "сырьевой зависимости”, "нефтяной иглы", "сырьевого придатка" и т.п.

Нужно более трезво и взвешенно оценивать ситуацию, излишне её не драматизируя, видеть, что, например, и промышленно развитые страны, особенно западноевропейские, не располагающие достаточными топливно-сырьевыми ресурсами, находятся в ещё более сильной внешней рыночной зависимости от сырья, как и Россия, только в зеркальном отображении этого состояния. И в этом смысле их положение несравненно хуже, чем наше, что, впрочем, не мешает им эффективно развиваться.

Известно, что многие страны даже из числа промышленно развитых устойчиво сохраняют в своём экспорте значительную долю сырьевых товаров.

Так, в Австралии это уголь, чёрные и цветные металлы и их руды; в Канаде - уголь, газ, цветные металлы и лес; в ЮАР — цветные и драгоценные металлы, уголь, алмазы; в США - уголь; в Норвегии и Великобритании - нефть и газ; в Голландии - газ; в Финляндии и Швеции - лес и лесоматериалы и т.д.

Ключевая проблема в этой связи – изыскание инвестиций в добывающие отрасли, столь необходимых для поддержания нужных масштабов поиска, разведки и освоения новых месторождений полезных ископаемых и расширения соответствующего производства. Основные надежды должны возлагаться на иностранные инвестиции. Их основной приток можно ожидать, когда во многих странах, добывающих нефть и газ, начнут сказываться выработка или истощение месторождений. В России к 2035-2040 годам рост добычи и экспорта нефти и газа, скорее всего, также приостановится, однако вплоть до середины текущего века или даже чуть более того они все ещё могут сохраняться на достигнутом уровне.

Торговый баланс России на мировом рынке патентов неизменно сводится с отрицательным сальдо (около 1 млрд. долл. в 2002 году). Изобретательская активность в стране по сравнению с тем, что было в СССР, снизилась в 10—12 раз. Непосредственно в сфере производства высокотехнологичной продукции положение столь же тревожно.

Чтобы преодолеть глубокий кризис, сложившийся в области НИОКР и всего инновационного процесса в стране, необходим серьёзный комплекс государственных мер по созданию более благоприятного климата для формирования и реализации действенной научно-технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

В решении этого вопроса Россия будет вынуждена опираться, прежде всего, на собственные финансовые возможности, но серьёзным их источником реально могут быть все те же сырьевые ресурсы. Следовательно, чтобы успешно развивать высокие технологии хотя бы в отдалённой перспективе, нам уже в обозримой кратко- и среднесрочной перспективе придётся продолжать развивать добычу, переработку и экспорт полезных ископаемых - самого надежного нашего богатства.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что сырьевые отрасли России объективно призваны и будут, вплоть до середины XXI века, выступать в качестве основного локомотива в развитии не только экспорта, но и народного хозяйства в целом. Практически использовать сырьевой потенциал страны как реально движущую силу и совершенствования отраслевой структуры экономики возможно через целенаправленное перераспределение инвестиционных ресурсов, создание максимально благоприятного климата для иностранных и отечественных капиталовложений в производство высокотехнологичной и наукоёмкой продукции.

В первую очередь это должно быть направлено на машинотехнические производства, уже традиционно ориентированные на обеспечение развития российского сырьёвого экспорта.

В их числе оборудование и насосные станции для нефте- и газопроводов, буровые платформы для работы на морском шельфе, контрольно-измерительная аппаратура, разведочное и горношахтное оборудование, высокотехнологичные нефте- и газоперерабатывающие, а так же нефтехимические производства и многое другое, что в настоящее время составляет излишне весомую часть в наших импортных закупках. Необходимые для этого средства могут быть получены от перераспределения инвестиционных потоков (прямого или косвенного) через создание, например, государственного фонда поддержки развития высокотехнологичных производств, отчисления в который будут направляться от сверхдоходов сырьевого экспорта.

Инвестиционный имидж России можно и нужно улучшать, поскольку в её инвестиционном климате присутствуют положительные элементы, о которых следует максимально полно и активно информировать как потенциальных международных инвесторов, так и экспертное сообщество. Последовательно улучшать инвестиционный имидж можно только на базе реального совершенствования инвестиционного климата. Определённые действия по его улучшению уже предпринимаются российскими государственными инстанциями и деловыми кругами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта международных экономических связей.

Информация о работе Проблема развития международных экономических связей России