Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:22, реферат
В российской экономике наступил период неустойчивого равновесия. Необходимы новые, нестандартные решения, способные вызвать в стране оживление и экономический рост. Уже намечены некоторые необходимые шаги в направлении к новой модели: это приоритет развития реального сектора экономики, активная (возможно, косвенная) государственная роль в стимулировании частных инвестиций, рациональный патернализм в отношении отечественного бизнеса.
Японское правительство приступило к приватизации государственных предприятий. Из-за неэффективности и убыточности они передаются в частные руки. Часть публичных компаний превращается в смешанные, некоторые смешанные компании становятся частными. Снижается степень участия государства в капитале ряда корпораций, усиливается коммерциализация их деятельности.
В рамках административно-финансовой реформы осуществляется перестройка аппарата управления. Предусмотрено сокращение числа государственных служащих, количество канцелярий и отделов в министерствах и управлениях ограничено. Упразднены местные отделения министерства финансов, управления по делам администрации и общественной безопасности.
Во второй половине 70-х—80-е годы система финансирования японской экономики и макроэкономическая политика претерпели большие изменения. Если в 50-х - начале 70-х годов главными целями макроэкономической политики являлось всемерное стимулирование экономического роста и поддержание равновесия внешнеторгового баланса, то тогда ими стали прежде всего контроль за денежной массой и борьба с инфляцией, а затем уже поддержание определенного уровня совокупного спроса (с целью недопущения экономического спада и роста, .безработицы) и обеспечение стабильности курса иены.
Что же касается соотношения между двумя основными формами макроэкономической политики, то после заметного возрастания во второй половине 70-х годов значения бюджетной политики (в период быстрых темпов роста игравшей весьма скромную роль) с начала 80-х годов лидерство вновь переходит к кредитно-денежной политике, притом что ее внутреннее содержание претерпевает глубокие качественные изменения. Эти изменения связаны в первую очередь с коренными изменениями на японском финансовом рынке - укреплением позиций частного финансового, капитала и нефинансовых корпораций, относительным падением роли городских банков, усилением конкуренции между различными финансовыми институтами, массированным выпуском облигаций госзаймов и т. д.
Главный смысл происшедших в сфере - кредитно-денежной политики сдвигов состоит в создании нового, рыночного по своему существу, а не административного, как прежде, - механизма обеспечения рассматриваемой политики. Об этом говорят либерализация все большего числа процентных ставок и бурное развитие рынка ссудных капиталов (прежде всего краткосрочных), значительное расширение рынка ценных бумаг, активное манипулирование Банком Японии учетной ставкой процента для воздействия на размеры кредита и контроля за денежной массой, а затем - использование им для упомянутых целей (операций на открытом рынке и т. д.)
Глава 3. Экономика “мыльного пузыря”.
Экономика Японии, столь успешная в развитии в рассматриваемый период, с середины 90-х находится в глубочайшем кризисе. Что привело её к этому?
Причины нынешнего кризиса
следует искать в 80-х годах, когда
некоторые параметры структуры
экономики и особенности
Во-первых, темпы роста
в годы «экономического чуда»
поддерживались очень высоким уровнем
сбережений населения. В 60-х годах
семьи городских рабочих и
служащих сберегали до 20% дохода. Причины
этого явления имели как инстит
Во-вторых, после того
как был создан промышленный потенциал
для конкурентоспособного экспорта
и исчезли периодические
В середине 80-х годов огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии. В 1986 г. японское правительство объявило о новом направлении среднесрочной внешнеэкономической политики. Оно было сформулировано в докладе правительственной комиссии, возглавленной управляющим Банка Японии Х. Маэкавой, и состояло в переориентации промышленности на внутренний спрос и поощрении импорта, включая ввоз потребительских товаров. За этим решением последовала ликвидация большей части протекционистских ограничений импорта (кроме импорта некоторых сельскохозяйственных товаров, в первую очередь риса, который ограничивался до середины 90-х годов).
Открытие внутреннего рынка сильно изменило товарную структуру импорта Японии. Удельный вес готовых изделий в импорте (т.е. товаров, потенциально конкурирующих с внутренней продукцией) поднялся с 29,8% в 1985 г. до 50% в 1990 г. Но активный баланс по внешним расчетам поддерживал повышенный спрос на японскую национальную валюту. Курс иены поднялся с 200,5 иены за доллар в 1985 г. до 135,4 иены в 1990 г. Из-за удорожания иены стоимостный объем импорта в иеновом выражении за 1980—1990 гг. увеличился всего на 5,8% (физический же объем вырос на 73%).
Импортные товары на внутреннем рынке подешевели на 37,5% и составили реальную конкуренцию японской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Тем самым было положено начало медленной дефляции цен: уровень оптовых цен понизился за 5 лет на 9,9%. [14]
Поскольку в те годы дефляция ограничилась внутренним оптовым товарооборотом, ее связывали только с удорожанием иены.
Во внешнеторговых контрактах Японии динамика импортных цен определяется ценами мировой торговли, а экспортных — внутренними оптовыми ценами на промышленные изделия. Из-за этого механизма экспортные цены в иеновом выражении поднялись на 41%, но в реальных валютах внешнеторговых контрактов — только на 10%. В силу начавшейся дефляции товарных цен экспорт замедлился, но не настолько, чтобы снизить ориентацию на него промышленности, а активное сальдо счета по текущим операциям сократилось не настолько, чтобы остановить работу этого механизма.
При избытке ликвидных ресурсов Банк Японии поддерживал низкую ставку учета векселей (2,5 — 3% годовых), и соответственно ставки денежного рынка были низкими. Так, краткосрочная ставка «прайм» держалась на уровне 3,375— 3,750%.Разница со ставками американских и европейских банков (а в США ставки «прайм» колебались между 7,5 и 10%) действовала, как насос, отсасывающий ликвидные ресурсы. Между 1985 и 1990 гг. годовые объемы вложений в заграничные облигации (главным образом в американские казначейские обязательства) колебались от 60 до 113 млрд. долл. В свою очередь, дорогая иена стимулировала поток прямых зарубежных вложений, которые выросли с 6,5 до 48 млрд.долл. в год. Именно в эти годы Япония стала крупнейшим мировым кредитором, и сумма ее прямых инвестиций за рубежом достигла 70,8 млрд. долл.[15] Японские производители автомобилей и электроники переводили свои сборочные мощности в Северную Америку и Западную Европу, а производство комплектующих (впоследствии и сборку массовых изделину в среднем 94 доллара. Переналадка автомтелем, но уже в качестве временного. реферат «Особенности экономического развития Японии в 70-80-е годы 20 века» им мировым кредитором, и сумма ее прямых инвестиций за рубежом достигла 70,8 млрд. долл.[15] Японские производители автомобилей и электроники переводили свои сборочные мощности в Северную Америку и Западную Европу, а производство комплектующих (впоследствии и сборку массовых изделий) — в Юго-Восточную Азию. В Японии заговорили об «опустошении» или «вымывании» национальной промышленности.
Именно во второй половине 80-х годов крупнейшие японские промышленные корпорации стали транснациональными, повторив путь европейских и американских ТНК. Продукция зарубежных филиалов еще в 1985 г. не превышала 3% от объема продаж материнских компаний на внутреннем рынке, а в 1996 г. дошла уже до 11,6%. Инвестиции в зарубежное производство достигают 36—37% от объема внутренних инвестиций в среднем по промышленности. В экспортных же отраслях — намного больше: в производстве электронных компонентов и микросхем — свыше 79%, в автомобильной промышленности — свыше 60%.[16] Однако отношение зарубежных активов к ВВП (60% в 1997 г.) пока заметно меньше, чем соответствующие показатели для некоторых европейских стран (например, 192% в Великобритании). При этом сумма прямых иностранных вложений в Японии на март 1990 г. составляла всего 2,8 млрд.долл, а сумма продаж компаний с участием иностранного капитала — только 1,2% оборота всех корпораций. [17] Формально иностранным фирмам предоставляется национальный режим, но есть группа в принципе закрытых для них отраслей. Фактически барьером доступа на внутренний рынок служат неформальные моменты: особенности межфирменных связей, деловой практики, найма рабочей силы и т.д. Главным препятствием для иностранных инвесторов является уровень цен на рынках факторов производства (высокая цена земли, рабочей силы и т.д.) и острая конкуренция на рынках товаров и услуг. Диспропорция между прямыми зарубежными инвестициями японских компаний и иностранными капиталовложениями в Японии считается признаком недостаточной открытости этой страны.
Опасаясь дальнейшего повышения курса иены, японские власти сохраняли остатки ограничений на валютные операции и не шли на расширение роли иены в международных расчетах.
Иена обслуживает в среднем 36% экспорта и 21,8% импорта Японии. В торговле с регионом Юго-Восточной Азии — соответственно 48,4 и 26,7%. [18] Иена не стала ключевой валютой даже для региональных расчетов в ближайшем окружении Японии. Это никак не соответствует роли Японии как крупнейшего в мире кредитора.
Япония не является реальным
ядром того, что нередко называют
азиатско-тихоокеанской
Продолжительный экспортный бум и приток сбережений граждан вызвали огромный рост депозитов в коммерческих банках, объем которых к 1989 г. был сопоставим с 120% ВВП.[19] Началась безудержная кредитная экспансия банков. Их ликвидные средства вкладывались не столько в производственные мощности, сколько в спекулятивные сделки промышленных, торговых и риэлторских компаний с акциями и недвижимостью. Этому способствовала дешевизна кредита. «Финансовый мыльный пузырь» набухаґл в течение 1986—1990 гг. Его формирование на японском фондовом рынке было связано не только с избытком ликвидных средств, но и с олигополистической структурой рынка его профессиональных участников (брокерских компаний) и с жестко зарегулированным доступом корпораций к биржевой котировке своих акций. Поэтому курсы акций далеко отклонились вверх от уровня прибыли — своего финансового источника, а биржевая цена акционерных компаний — от стоимости их основного капитала.
В 80-х годах ярко проявились такие фундаментальные слабости японской экономики, как недостаток внутреннего спроса и избыточный приток денежных ресурсов. Открытие рынка для иностранной конкуренции было неполным и не смягчило эти слабости. Японии не удалось добиться опоры экономического роста на внутренний спрос. Структура хозяйства оказалась законсервированной.
Тем самым были заложены
предпосылки финансового
Информация о работе Особенности экономического развития Японии