Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:22, реферат
В российской экономике наступил период неустойчивого равновесия. Необходимы новые, нестандартные решения, способные вызвать в стране оживление и экономический рост. Уже намечены некоторые необходимые шаги в направлении к новой модели: это приоритет развития реального сектора экономики, активная (возможно, косвенная) государственная роль в стимулировании частных инвестиций, рациональный патернализм в отношении отечественного бизнеса.
Особенности использования рабочей силы.
"Нефтяной шок" привел к снижению показателей не только производства, но и производительности. Повысился уровень безработицы (с 1,1 % в 1970 г. до 1,9 % в 1975 г.), реальное число безработных превысило 1 млн. человек. Однако уровень безработицы в Японии был ниже ее уровня в передовых странах Запада. Это произошло потому, что, как было указано выше, на японских предприятиях обеспечение найма считалось наиболее приоритетной задачей. Сокращение штатов не могло рассматриваться в качестве противовеса экономическому спаду. Метод, который был выбран, заключался в повышении производительности, увеличении свободы в распределении рабочей силы на предприятиях и увеличении на этой основе добавленной стоимости. На японских предприятиях активно применялись принципы "кайдзэн" (принцип постоянного усовершенствования) и "точно в срок", которые были институционализированы именно в этот период. В результате значительно возросло участие рабочих на местах в усовершенствовании технологических процессов и в управлении производством.
В японском учебнике по управлению на предприятии можно прочитать следующие: “Увеличение продуктивности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, и хотя они, без сомнения, чрезвычайно важны, а организацией менеджмента. Этим термином именуется координация и объединение в процессе производства индивидуальных усилий и предоставление работающим побудительных мотивов, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, способствовали бы совмещению взглядов и целей всех или по крайней мере большинства участников производства. Выражаясь проще увеличение продуктивности производства находится в прямой зависимости от эффективности использования трудовых ресурсов”.
Именно в этот период выявилась истинная ценность движения за повышение производительности. Предприятия стали использовать знания и опыт рабочих на местах, осуществлять кардинальный пересмотр производственных процессов, избавляться от складских запасов и незавершенных изделий. Кроме того, качество продукции стало обеспечиваться на стадии ее изготовления.
Иными словами, произошел концептуальный переход от обеспечения качества на последнем этапе производственной линии к обеспечению качества на каждой стадии процесса производства. Ответственность за качество продукции стали нести рабочие на местах, которые активно поддерживали такие изменения. Высокообразованные японские рабочие правильно понимали воздействие "нефтяного шока" на их предприятия и экономику Японии в целом и поэтому разделяли беспокойство владельцев предприятий.
Японская рабочая сила имеет самый высокий уровень образования в капиталистическом мире. К началу 80-х гг. около 40% новой рабочей силы училась в вузах и только 6% закончило свое образование на уровне неполной средней школы.
Для Японии характерна система “пожизненного найма”. Пожизненная занятость существует как норма, принцип, но отнюдь не как практика. Она распространяется на рабочих и служащих крупных корпораций, причем только на лиц мужского пола. Постоянные рабочие составляют от 20 до 30% рабочей силы. Пожизненный наем завершается для рабочего по достижении 55-60 лет. Это не означает, что работник должен уйти с предприятия: он может быть снова нанят тем же предпринимареферат «Особенности экономического развития Японии в 70-80-е годы 20 века»
После демилитаризации и ухода из страны основных сил оккупационной армии Япония получает в свое распространение преобразованную экономику, которая начинает постепенно отвоевывать себе место под солнцем в систе остижении 55-60 лет. Это не означает, что работник должен уйти с предприятия: он может быть снова нанят тем же предпринимателем, но уже в качестве временного.
В масштабах всего общества это нашло отражение в самом низком среди развитых капиталистических стран уровне безработицы, который на конец 1988 г. составлял 2,5%. По мнению ряда западных экономистов, масштабы безработицы в Японии могли быть по меньшей мере вдвое больше, если бы к официально регистрируемым безработным были причислены те явно лишние работники, которых японские фирмы держат в силу своего традиционного подхода к этой проблеме.
Государство, будучи в не меньшей степени заинтересовано в сохранении социальной стабильности, активно поддерживает такую линию японских компаний, в том числе и путем частичной компенсации потерь, которые они несут вследствие сохранения избыточной рабочей силы.
Примером подобного рода компенсации. может служить осуществлявшееся во второй половине 70-х годов субсидирование временного увольнения рабочих с сохранением заработной платы, организации профессионального переобучения или общеобразовательного обучения избыточной рабочей силы, найма пожилых рабочих.
Государство возмещало
от половины до двух третей расходов компаний
на выплату заработной платы временно
уволенным рабочим или
Уровень заработной платы в Японии изменяется в зависимости от стажа работы. Заработная плата возрастает каждый год. Брачным возрастом в Японии считается 30 лет. До 30 дет заработная плата возрастает медленно. После 30 лет она возрастает значительно быстрее, так как потребности рабочего в связи с появлением семьи увеличиваются. После 40-45 лет заработная плата растет медленно.
Чем больше корпорация наймет молодых рабочих, тем ниже будет уровень средней заработной платы. [3] Для японцев, вообще, не характерно терять возможную прибыль. Наиболее показательным примером этого может служить подобный случай. В самом центре Токио на набережной у водяного рва, который окружает императорский дворец, в маленьком декоративном водоеме дикая утка высидела девятерых утят. Событие это благодаря телевидению привлекло внимание токийцев, и ежедневно несколько тысяч зевак приходили посмотреть на утиную семью. А после того как городская газета предложила читателям угадать, когда утка поведет птенцов в ров на постоянное жительство, и пообещала за верный ответ дорогой приз, у выложенного плитками прудика стало так многолюдно, что не протолкнуться. Тираж газеты, регулярно оповещавшей о жизни утиного выводка, значительно возрос.
Подле искусственного водоема появились киоски с мороженым и сладостями — толпа состояла преимущественно из детей. Многие из них до той поры ни разу не видели живого утенка. Фирма, специализировавшаяся на мелких металлоизделиях, выпустила значок с изображением утки и утят. Она продала почти 20 тысяч таких значков. Другая фирма, текстильная, изготовила майки с нарисованной на груди и спине уткой.
Концерн «Мицуи», близ которого располагался водоем, широко распахнул свои двери, и уставшие лицезреть утиное семейство токийцы могли в вестибюле отдохнуть и одновременно познакомиться с рекламными плакатами и буклетами концерна, что, собственно, и было главной целью сотрудников «Мицуи».
Телефонно-телеграфная корпорация записала на магнитофонную пленку утиное кряканье, и те, кому хотелось его послушать, звонили по телефону, объявленному в газетах и по телевидению. В Японии абонентная плата зависит от числа и продолжительности телефонных разговоров.
Метрополитен издал плакат со схемой, как добраться до утки с выводком, и вывесил его в ближайших к прудику подземных станциях, потому что беспрестанные вопросы пассажиров: «Где тут у вас утки?» — отвлекали служащих от дела. И все это было проделано в течении месяца пока утка не покинула пруд.[4]
Изменения отраслевой структуры.
В качестве следующей отличительной черты новой модели экономического роста можно назвать крупные сдвиги в отраслевой структуре производства и занятости как на общехозяйственном уровне, так и в рамках отдельных сфер и отраслей. На общехозяйственном уровне структурные сдвиги проявились в заметном ускорении повышения удельного веса третичных отраслей (сферы услуг), причем интенсификация материально-вещественного производства способствовала этому процессу, создав возможности для перелива в указанные отрасли дополнительных ресурсов (высвободившейся рабочей силы, капиталов и т. д.). Так, с 1975 по 1987 г. доля третичного сектора в отраслевой структуре производства и занятости увеличилась соответственно с 42,2 до 47,0% и с 52,1 до 58/1 %. Только за 1985 -1987 гг. в сфере услуг нашли работу около 1,5 млн. человек. За это же время в обрабатывающей промышленности число рабочих мест сократилось более чем на 300 тыс. Общий же удельный вес вторичного сектора в отраслевой структуре производства и занятости уменьшился за 1975—1987 гг. соответственно с 53,9 до 51,0% и с 35,2, до 34,5%, а первичного—соответственно с 3,9 до 2,3% и с 12,7 до 7,5%.[5]
В рамках отдельных секторов хозяйства формирование новой структуры производства проявляется в опережающем развитии отраслей и производств с более высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости. Например, в том же третичном секторе преимущественное развитие получило производство информационных и интеллектуальных услуг, а доля торговли, коммунальных услуг и транспорта постепенно снижалась.
В обрабатывающей промышленности в отличие от периода быстрого экономического роста, для которого был характерен упор на базовые отрасли (черную и цветную металлургию, химическую промышленность, нефтеперерабатывающую и т. д.), с середины 70-х годов лидерство переходит к машиностроительному комплексу, а в рамках его - к группе наукоемких, высокотехнологичных производств (производство ЭВМ, промышленных роботов, авиакосмической техники, оборудования, для АЭС и т. д.).
В сельском хозяйстве поднялась доля интенсивных отраслей (промышленное птицеводство, свиноводство и садоводство-защищенного грунта), а в земледельческих отраслях заметно снизился удельный вес рисоводства при повышении доли овощеводства и плодоводства.
Особо следует остановиться на вопросах развития информационного комплекса - сектора экономики, объединяющего отрасли, связанные с обработкой и предоставлением информации. . .
Развитие такого направления НТП, как электронизация, подвело японскую экономику и общество в целом к вступлению в новый этап развития — этап, когда в качестве одного из важнейших ресурсов экономического роста будут выступить информационные ресурсы, т. е. наличные фонды знаний и информационно-вычислительной техники, которые, будучи использованы в практических целях, позволят резко поднять производительность труда в самых различных областях человеческой деятельности.
В процессе электронизации японской экономики были заложены основные элементы технологической базы формирования и эксплуатации информационных ресурсов—средства высокоскоростной обработки информации, средства автоматического поиска и передачи информации, а в последние годы были резко ускорены работы в области формирования математического обеспечения и баз данных.
Развитие науки и техники.
Так же особо следует выделить такую, как резкое усиление влияния НТП на все сферы японской экономики. Оно обусловлено прежде всего заметным возрастанием научно-технического потенциала Японии.
Длительное время Япония развивала производство, используя зарубежную технологию. В I950-I982 гг. она закупила и внедрила около 40 тыс. лицензий, причем Япония не просто копировала иностранную технологию, но стремилась совершенствовать ее.
К началу 70-х гг. японские капиталисты поняли, что нельзя полагаться в экономическом развитии на импортированную технологию. Расходы на НИОКР (научно-исследовательские, опытные и конструкторские работы) стали быстро возрастать, начали разворачиваться фундаментальные исследования. Японский монополистический капитал поставил задачу превратить страну в основной источник технологии капиталистического мира, стать лидером не только в области промышленной технологии, но и в научных исследованиях, создании новых видов продуктов, в области дизайна. "Творчество является боевым лозунгом новой битвы Японии".[9]
В I979-I983 гг. темпы прироста расходов на НИОКР в Японии были в 2 раза выше, чем в США и странах ЕЭС. В 1983 г. страна занимала второе место в капиталистическом мире по объему расходов на НИОКР - 33493,7 млн долл., уступая лишь США - 88329 млн долл. По количеству научных сотрудников Япония также уступала только США. По отношению расходов на НИОКР к ВНП Япония занимала третье место после США и ФРГ.
Основную роль в финансировании НИОКР в Японии играет частный капитал - 65,2% в 1983 г. Государство предоставляет 24% фондов на НИОКР. Роль государства в финансировании НИОКР в Японии меньше, чем в США (48,4%) и ФРГ (41,6%). Основной объем НИОКР выполняется частными корпорациями - 63,5% в 1983 г. На государственные научные учреждения приходится 9,6% расходов на НИОКР. По сравнению с другими капиталистическими странами большую, роль в научных исследованиях играют вузы - 23%, но удельный вес вузов в объеме выполняемых работ постоянно сокращается. Возрастает значимость в научных исследованиях промышленных фирм. В I984-I985 гг. на долю 5 крупнейших фирм приходилось 17,2% общего объема НИОКР, выполненных в промышленности, 10 - 27,3%, 20 - 36,6%.[10] В целях стимулирования проведения фундаментальных исследований и разработок новейших технологий государством совместно о частными корпорациями создается Центр по ключевым технологиям. Из импортера зарубежной технологии Япония быстро превращается в экспортера. В 1983 г. платежи за иностранную технологию составили 748,9 млн долл. в ценах 1975 г., а получения от экспорта технологии - 645,9 млн долл. Платежи превышают доходы лишь на 102,9 млн долл.
Важной частью развития японских технологий стал венчур. Динамичность любой экономической системы тесно связана с возможностями научно-технического развития. Последние значительно возросли в результате распространения в структуре современной западной экономики венчурного (рискового) бизнеса. Особую значимость он приобрел на современном этапе развития научно-технической революции и, более того, явился условием и предпосылкой ее ускорения в 70-80-е годы. Венчурный бизнес становится механизмом реализации научных достижений и структурной перестройки экономики. Около 30-50% объема прибылей промышленные компании получают в результате реализации новых видов продукции, период существования которых на рынке не превышает пяти лет. Крупные корпорации наращивают расходы на НИОКР, не прерывая их даже в годы циклических спадов производства и сокращения прибылей. Однако постоянное обновление продукции, совершенствование технологических процессов, наталкиваются на возрастающие трудности. И менее всего они состоят в недостатке капиталов. Главный тормоз - в необходимости подчинения научно-технического прогресса целям максимального приращения капитала. Чем крупнее компания, тем сильнее действуют тенденции к стагнации, бюрократизации управления научно-техническим прогрессом.
Информация о работе Особенности экономического развития Японии